Цели:
Обучающие:
- обобщить и закрепить знания учащихся о явлениях преломления и отражения световых лучей;
- закрепить навыки и умения построения изображений в сферических зеркалах;
Развивающие:
- способствовать развитию культуры устной речи;
- развитие интереса к чтению;
- способствовать развитию познавательных интересов учащихся, их творческого потенциала.
Воспитательные:
- воспитание чувства взаимопомощи;
- воспитание самостоятельности и самоконтроля.
Содержание урока
Учитель:
Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Да мы и не думали шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
Смеяться с героями, переживать.
Грустить, веселиться, о чуде мечтать,
И снова забудем, дружок впопыхах,
Что чудо-то держим с тобою в руках.
И это чудо-книга, повесть - сказка А.М. Волкова "Волшебник Изумрудного города".
(Демонстрируется слайд №1)
Ребята! Мы продолжаем с вами принимать участие в проекте "Успешное чтение", поэтому сегодня у нас необычный урок физики, к нам снова на урок приходит книга.
Вместе с Элли и её друзьями мы отправимся в путешествие по Волшебной стране к Гудвину, чтобы узнать рецепт эликсира успеха. А помогут нам ваши знания о поведении световых лучей. И так в путь.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. (Слайд №2)
Учитель: В пути нас ждут самые разные испытания и неожиданные встречи. С кем встретились в угрюмом , тёмном лесу Элли и её спутники?
Ученик: С саблезубыми тиграми.
Учитель: Предлагаю вам назвать оптические явления, посмотрев видеосюжеты и узнать волшебное слово- пароль, которое поможет нам убежать от саблезубых тигров. Ответы записывайте в тетради в столбик. Возьмите из каждого слова-ответа указанные мною буквы и составьте слово -пароль.
Демонстрируются слайд № 3.
Учитель: Из этого слова возьмите первую букву.
Демонстрируются слайд № 4.
Учитель: Возьмите из ответа пятую букву.
Следующее необходимое нам слово обозначает естественный источник света, а волшебник Гудвин считал его своим другом и ещё более могущественным волшебником, чем он сам. Из этого слова возьмите первую букву.
Демонстрируются слайд № 5.
Учитель: Из ответа возьмите вторую букву. Составьте слово-пароль.
Проверим ваши ответы.
(Слайд № 6)
Ученик:
Миражи
Учитель: Мы идём дальше в Изумрудный город. Дорога из жёлтого кирпича привела нас к реке, где нас ждёт ещё одно испытание, ведь Страшила попал в беду, остался висеть на шесте посреди реки. Чтобы ему помочь вам необходимо разгадать филлворд. Вычеркните вписанные в сетку филлворда слова, определения которых заданы. Из оставшихся четырёх букв составьте слово.
- Оптическое устройство, которое позволяет проводить наблюдения, находясь в укрытии. (перископ)
- Точка сферического зеркала, в которой собираются лучи, параллельные ГОО. (фокус)
- Преломлённый луч и :., восстановленный в точку падения, образуют угол преломления. (перпендикуляр)
- Устройство, состоящее из большого числа уголковых отражателей. Его главная особенность - способность после отражения направлять световые лучи туда, откуда они пришли. (катофот)
- Точка сферического зеркала, лежащая на главной оптической оси, обозначенная буквой P.
Учащиеся разгадывают филлворд, работая в парах. Проверка осуществляется с использованием мультимедийного проектора.( слайд № 7) Из оставшихся букв получается слово " аист".
Звучит отрывок из книги: "Аист взмахнул широкими крыльями и полетел к Страшиле. Он вцепился ему в плечи крепкими когтями, легко поднял и перенёс на берег, где сидела Элли с друзьями".
Учитель: Дружба и взаимопомощь помогли нам справиться и с этой задачей.
Ребята, вы вспомнили некоторые характеристики сферического зеркала . Теперь мы сможем решить задачи на построение изображений в сферических зеркалах, а заодно помочь Страшиле и Дровосеку перенести Элли и Тотошку через коварное маковое поле. Соберите маки, освобождая путь нашим друзьям.
На доске висит плакат- иллюстрация. Рисунки маков содержат с обратной стороны задания на построение изображений в сферических зеркалах. Учащиеся берут карточки и выполняют построение в тетрадях. Проверка выполняется построением рисунков на доске.
Задания на построение изображений в сферических зеркалах.
Учитель: Ну вот все трудности позади и мы добрались до Изумрудного города.
Звучит отрывок из книги " Перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами, сверкающими так ярко, что они ослепили даже нарисованные глаза Страшилы. У этих ворот кончилась дорога, вымощенная жёлтым кирпичом, которая много дней верно вела их и наконец привела к долгожданной цели". (слайд № 7) Объясните почему драгоценные камни сильно блестят?
Ученик: Блеск объясняется отражением света от граней камней.
Учитель: Отправляемся во дворец Великого Мудреца и Волшебника Гудвина. Дворец Гудвина хорошо защищён, его окружает высокая стена, где стоит Солдат.(Слайд № 9).
"В руках у Солдата было зеркальце и гребешок. Он смотрелся в зеркальце и расчёсывал гребешком свою великолепную бороду, и это занятие настолько поглощало его внимание, что он ничего не видел и не слышал". Предлагаю вам, ребята, взять волшебную систему, состоящую из зеркал и используя законы отражения выполнить построение дальнейшего хода изображённого луча. Ваша задача собрать три буквы.
Учащиеся выполняют построение чертежей по вариантам.
1 вариант.
Получаются буквы Д, Н, И.
2 вариант.
Получаются буквы И, Г, О.
Учитель: Прочитаем поочерёдно буквы первого и второго варианта.
Буквы закрепляются на доске с помощью магнитов. Последнюю букву добавляет учитель.
Дин Гиор.
Теперь мы можем крикнуть Солдата по имени и пройти к Великому Гудвину.
Здесь нас ждут волшебства и превращения.
Демонстрируется занимательный опыт.
На столе располагается ящик в форме куба. На задней стороне ящика устанавливается лампочка. Свет от неё проходит через отверстия. Зрители это хорошо видят. У боковой стенки также устанавливается лампочка. Нетолстая книга оборачивается чёрной бумагой. Учитель сообщает, что эта бумага обладает особыми свойствами, т.к. книга становится прозрачной. Учитель помещает книгу внутрь ящика и все продолжают видеть горящую лампочку.
Идёт обсуждение секрета опыта.
(секрет фокуса: во втором случае зрители видят не проходящий сквозь книгу свет, а отражённый от стекла свет боковой лампы)
Учитель: Великий и Ужасный Гудвин не открыл нам тайны эликсира успеха. Нам предстоит сразиться с Бастиндой. (Слайд № 10).
Задача. Владения Бастинды пустынны и солнце палит нещадно. На какой высоте находится солнце над горизонтом, если угол между падающим и отражённым лучом составляет 50o.
Ученик: Угол между падающим и преломлённым лучом равен сумме угла падении и отражения. По закону отражения эти углы равны, значит каждый из них равен 25o. Высота солнца над горизонтом будет равна 90o - 25o = 65o.
Учитель: Как же удалось друзьям победить злую волшебницу Бастинду?
Ученик: Бастинда боялась воды. Элли окатила старуху водой и она растаяла.
Учитель: Какое оптическое явление происходит на границе раздела воды и воздуха?
Ученик: Наблюдается явление преломления.
Учитель: Выберите правильные на ваш взгляд пояснения к рисунку (Слайд № 11).
А. Скорость света в воде больше, чем в воздухе.
Б. Угол падения луча больше, чем угол преломления.
В. Вода является оптически более плотной средой, чем воздух.
Ученик: Правильные утверждения Б,В.
Учитель: Теперь предлагаю воспользоваться волшебными зелёными очками и прочесть рецепт эликсира успеха. (Слайд № 12).Прочтите только зелёные буквы.
Текст с рецептом эликсира успеха состоит из
букв разного цвета, лишь белые буквы сквозь
зелёные очки будут казаться зелёными. Учащиеся
читают:
Знания
Учитель:
Вот, наконец, финал маршрута.
Но чтоб итоги подвести,
Давайте вспомним, что в пути
Нам помогло не заблудиться,
Умнее стать, к мечте пробиться.
И хоть порой бывало нам
Пожалуй, не до смеха,
Но все, же мы его нашли -
Волшебный эликсир успеха.
Мы шли за световым лучом:
Он нас манил, загадки предлагая.
Но трудности нам были нипочём.
Ведь были вместе мы, друг другу помогая.
Делились знаниями, трудились,
И цели мы своей добились.
О главном не сказать нельзя:
Важней всего, что мы друзья.
Выставляются оценки, подводятся итоги.
Учитель: Ваше домашнее задание - творческое .Составьте задачи, кроссворды, ребусы по теме нашего урока с использованием сюжета повести - сказки "Волшебник Изумрудного города" . Мы создадим головоломки Страшилы Мудрого.
Использованные материалы.
- В.И. Елькин "Оригинальные уроки физики и приёмы обучения" Библиотека журнала "Физика в школе" Выпуск 24.кн.2, 2001
- Г.Н.Степанова "Физика 5" учебник для общеобразовательных учреждений "СТП Школа" 2005
- А.М.Волков "Волшебник Изумрудного города" М., 1992