Поведение световых лучей в различных веществах. 5-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Цели:

Обучающие:

  • обобщить и закрепить знания учащихся о явлениях преломления и отражения световых лучей;
  • закрепить навыки и умения построения изображений в сферических зеркалах;

Развивающие:

  • способствовать развитию культуры устной речи;
  • развитие интереса к чтению;
  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся, их творческого потенциала.

Воспитательные:

  • воспитание чувства взаимопомощи;
  • воспитание самостоятельности и самоконтроля.

Содержание урока

Учитель:

Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Да мы и не думали шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
Смеяться с героями, переживать.
Грустить, веселиться, о чуде мечтать,
И снова забудем, дружок впопыхах,
Что чудо-то держим с тобою в руках.

И это чудо-книга, повесть - сказка А.М. Волкова "Волшебник Изумрудного города".

(Демонстрируется слайд №1)

Ребята! Мы продолжаем с вами принимать участие в проекте "Успешное чтение", поэтому сегодня у нас необычный урок физики, к нам снова на урок приходит книга.

Вместе с Элли и её друзьями мы отправимся в путешествие по Волшебной стране к Гудвину, чтобы узнать рецепт эликсира успеха. А помогут нам ваши знания о поведении световых лучей. И так в путь.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. (Слайд №2)

Учитель: В пути нас ждут самые разные испытания и неожиданные встречи. С кем встретились в угрюмом , тёмном лесу Элли и её спутники?

Ученик: С саблезубыми тиграми.

Учитель: Предлагаю вам назвать оптические явления, посмотрев видеосюжеты и узнать волшебное слово- пароль, которое поможет нам убежать от саблезубых тигров. Ответы записывайте в тетради в столбик. Возьмите из каждого слова-ответа указанные мною буквы и составьте слово -пароль.

Демонстрируются слайд № 3.

Учитель: Из этого слова возьмите первую букву.

Демонстрируются слайд № 4.

Учитель: Возьмите из ответа пятую букву.

Следующее необходимое нам слово обозначает естественный источник света, а волшебник Гудвин считал его своим другом и ещё более могущественным волшебником, чем он сам. Из этого слова возьмите первую букву.

Демонстрируются слайд № 5.

Учитель: Из ответа возьмите вторую букву. Составьте слово-пароль.

Проверим ваши ответы.

(Слайд № 6)

Ученик:

  • Миражи
  • Преломление
  • Солнце
  • Отражение

Учитель: Мы идём дальше в Изумрудный город. Дорога из жёлтого кирпича привела нас к реке, где нас ждёт ещё одно испытание, ведь Страшила попал в беду, остался висеть на шесте посреди реки. Чтобы ему помочь вам необходимо разгадать филлворд. Вычеркните вписанные в сетку филлворда слова, определения которых заданы. Из оставшихся четырёх букв составьте слово.

  1. Оптическое устройство, которое позволяет проводить наблюдения, находясь в укрытии. (перископ)
  2. Точка сферического зеркала, в которой собираются лучи, параллельные ГОО. (фокус)
  3. Преломлённый луч и :., восстановленный в точку падения, образуют угол преломления. (перпендикуляр)
  4. Устройство, состоящее из большого числа уголковых отражателей. Его главная особенность - способность после отражения направлять световые лучи туда, откуда они пришли. (катофот)
  5. Точка сферического зеркала, лежащая на главной оптической оси, обозначенная буквой P.

Учащиеся разгадывают филлворд, работая в парах. Проверка осуществляется с использованием мультимедийного проектора.( слайд № 7) Из оставшихся букв получается слово " аист".

Звучит отрывок из книги: "Аист взмахнул широкими крыльями и полетел к Страшиле. Он вцепился ему в плечи крепкими когтями, легко поднял и перенёс на берег, где сидела Элли с друзьями".

Учитель: Дружба и взаимопомощь помогли нам справиться и с этой задачей.

Ребята, вы вспомнили некоторые характеристики сферического зеркала . Теперь мы сможем решить задачи на построение изображений в сферических зеркалах, а заодно помочь Страшиле и Дровосеку перенести Элли и Тотошку через коварное маковое поле. Соберите маки, освобождая путь нашим друзьям.

На доске висит плакат- иллюстрация. Рисунки маков содержат с обратной стороны задания на построение изображений в сферических зеркалах. Учащиеся берут карточки и выполняют построение в тетрадях. Проверка выполняется построением рисунков на доске.

Задания на построение изображений в сферических зеркалах.

Учитель: Ну вот все трудности позади и мы добрались до Изумрудного города.

Звучит отрывок из книги " Перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами, сверкающими так ярко, что они ослепили даже нарисованные глаза Страшилы. У этих ворот кончилась дорога, вымощенная жёлтым кирпичом, которая много дней верно вела их и наконец привела к долгожданной цели". (слайд № 7) Объясните почему драгоценные камни сильно блестят?

Ученик: Блеск объясняется отражением света от граней камней.

Учитель: Отправляемся во дворец Великого Мудреца и Волшебника Гудвина. Дворец Гудвина хорошо защищён, его окружает высокая стена, где стоит Солдат.(Слайд № 9).

"В руках у Солдата было зеркальце и гребешок. Он смотрелся в зеркальце и расчёсывал гребешком свою великолепную бороду, и это занятие настолько поглощало его внимание, что он ничего не видел и не слышал". Предлагаю вам, ребята, взять волшебную систему, состоящую из зеркал и используя законы отражения выполнить построение дальнейшего хода изображённого луча. Ваша задача собрать три буквы.

Учащиеся выполняют построение чертежей по вариантам.

1 вариант.

Получаются буквы Д, Н, И.

2 вариант.

Получаются буквы И, Г, О.

Учитель: Прочитаем поочерёдно буквы первого и второго варианта.

Буквы закрепляются на доске с помощью магнитов. Последнюю букву добавляет учитель.

Дин Гиор.

Теперь мы можем крикнуть Солдата по имени и пройти к Великому Гудвину.

Здесь нас ждут волшебства и превращения.

Демонстрируется занимательный опыт.

На столе располагается ящик в форме куба. На задней стороне ящика устанавливается лампочка. Свет от неё проходит через отверстия. Зрители это хорошо видят. У боковой стенки также устанавливается лампочка. Нетолстая книга оборачивается чёрной бумагой. Учитель сообщает, что эта бумага обладает особыми свойствами, т.к. книга становится прозрачной. Учитель помещает книгу внутрь ящика и все продолжают видеть горящую лампочку.

Идёт обсуждение секрета опыта.

(секрет фокуса: во втором случае зрители видят не проходящий сквозь книгу свет, а отражённый от стекла свет боковой лампы)

 

Учитель: Великий и Ужасный Гудвин не открыл нам тайны эликсира успеха. Нам предстоит сразиться с Бастиндой. (Слайд № 10).

Задача. Владения Бастинды пустынны и солнце палит нещадно. На какой высоте находится солнце над горизонтом, если угол между падающим и отражённым лучом составляет 50o.

Ученик: Угол между падающим и преломлённым лучом равен сумме угла падении и отражения. По закону отражения эти углы равны, значит каждый из них равен 25o. Высота солнца над горизонтом будет равна 90o - 25o = 65o.

Учитель: Как же удалось друзьям победить злую волшебницу Бастинду?

Ученик: Бастинда боялась воды. Элли окатила старуху водой и она растаяла.

Учитель: Какое оптическое явление происходит на границе раздела воды и воздуха?

Ученик: Наблюдается явление преломления.

Учитель: Выберите правильные на ваш взгляд пояснения к рисунку (Слайд № 11).

А. Скорость света в воде больше, чем в воздухе.

Б. Угол падения луча больше, чем угол преломления.

В. Вода является оптически более плотной средой, чем воздух.

 

Ученик: Правильные утверждения Б,В.

Учитель: Теперь предлагаю воспользоваться волшебными зелёными очками и прочесть рецепт эликсира успеха. (Слайд № 12).Прочтите только зелёные буквы.

Текст с рецептом эликсира успеха состоит из букв разного цвета, лишь белые буквы сквозь зелёные очки будут казаться зелёными. Учащиеся читают:

  • Знания
  • Трудолюбие
  • Взаимопомощь

Учитель:

Вот, наконец, финал маршрута.
Но чтоб итоги подвести,
Давайте вспомним, что в пути
Нам помогло не заблудиться,
Умнее стать, к мечте пробиться.
И хоть порой бывало нам
Пожалуй, не до смеха,
Но все, же мы его нашли -
Волшебный эликсир успеха.
Мы шли за световым лучом:
Он нас манил, загадки предлагая.
Но трудности нам были нипочём.
Ведь были вместе мы, друг другу помогая.
Делились знаниями, трудились,
И цели мы своей добились.
О главном не сказать нельзя:
Важней всего, что мы друзья.

Выставляются оценки, подводятся итоги.

Учитель: Ваше домашнее задание - творческое .Составьте задачи, кроссворды, ребусы по теме нашего урока с использованием сюжета повести - сказки "Волшебник Изумрудного города" . Мы создадим головоломки Страшилы Мудрого.

Использованные материалы.

  1. В.И. Елькин "Оригинальные уроки физики и приёмы обучения" Библиотека журнала "Физика в школе" Выпуск 24.кн.2, 2001
  2. Г.Н.Степанова "Физика 5" учебник для общеобразовательных учреждений "СТП Школа" 2005
  3. А.М.Волков "Волшебник Изумрудного города" М., 1992