Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с переосмыслением цели и результата образования. Соответственно цель образования в настоящее время стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования». Зимняя И.А. отмечает, что формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию может сохранить культурно-исторические, этно-социальные ценности, если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие1 .
Поэтому в настоящее время принято говорить не просто о социальном развитии ребёнка, а о развитии социальной компетентности. Разные авторы дают различные определения термину «компетентность», нам близко определение Хуторского А.В. «Компетенция — это общая способность, основанная на знании, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению»2 .
Разделяя позиции вышеуказанных авторов, мы рассматриваем ручной труд в детском саду как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста, развития их социальной компетентности.
Процесс воспитания и обучения детей в группе мы осуществляем, учитывая следующие возрастные особенности социально-личностного развития:
Старшие дошкольники стремятся не просто к доброжелательному вниманию взрослых и сотрудничеству с ними, а и к уважению со стороны взрослых, взаимопониманию и сопереживанию.
В общении со сверстниками, в игре и других видах деятельности осуществляется обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т. е. все то, что способствует созданию общности детей, ведущих совместную деятельность.
В старшем дошкольном возрасте ребенок все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем самих себя.
К концу дошкольного возраста возникает важное новообразование — осознание своего социального «Я» и появление на этой основе внутренней позиции — понимание ребенком разного характера отношения к нему людей и стремление занять определенное положение среди взрослых и сверстников.
Опираясь на психологические особенности возраста, в старшем дошкольном возрасте мы решаем следующие задачи:
- Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения
- Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие формированию у детей чувства патриотизма — любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее.
- Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей.
- Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.
- Воспитывать этически ценные способы общения
- Воспитывать умение осуществлять совместную деятельность.
- Воспитывать умения при необходимости цивилизованными конструктивными способами разрешать возникающие конфликты
- Развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе.
Решение перечисленных задач по нашему мнению возможно во время такой детской деятельности, как ручной труд. В основе выбора тем занятий, методов и приёмов изготовления поделок для нас лежит практическая значимость результатов детского труда. То есть дети поделки делают всегда для кого-то или для чего-то. Детский ручной труд мы стараемся организовать так, чтобы результат его (поделка) кого-либо порадовал, был нужным. Рассмотрим подробнее.
Как и в предыдущие возрастные периоды, в основе всей работы по социальному развитию лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым и сверстникам; стремления к взаимопониманию и сопереживанию, способности посочувствовать другому человеку, порадовать другого человека, вместе порадоваться.
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир людей» - взрослых и сверстников, — необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение ребенка со взрослым и сверстниками в игре, в различных видах художественной, музыкальной, театральной деятельности (инсценировках сказок, представлениях кукольного, теневого театра).
Особенно важно обеспечить условия для ролевых, театрализованных и режиссерских игр, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе, а также между детьми и взрослыми в детском саду и семье. Поэтому на занятиях и в совместной деятельности дети изготавливают для себя атрибуты к театральной и игровой деятельности:
- тряпичных кукол
- одежду из бумаги для кукол
- настольный бумажный театр (например: из конусов)
- кондитерские изделия из солёного теста (сушки, крендельки, пряники…)
- посуду из солёного теста (см. рисунок 1)
Рисунок 1
На одном занятии изготавливали чайные пары; на другом занятии расписывали их гжельской росписью; индивидуально изготавливали сахарницу, заварочный чайник и тоже их расписывали.
- бумажные маски
В старшей группе дети рисовали или раскрашивали картонные маски, а в подготовительной не только раскрашивали, но и пришивали резинку к каждой маске;
- музыкальные инструменты (например: шумелки) и т.д.
Чем старше дети, чем больше они осваивают на познавательных занятиях, тем больше результат их труда похож на результат труда взрослых. Так как социально-личностное развитие невозможно без формирования интереса к труду взрослых и умения ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, включаться в совместные со взрослыми трудовые действия. Для решения данной задачи нами организуются занятия комплексные, интегрированные познавательные занятия с участием детей во «взрослой» деятельности.
Так при изучении темы «одежда» в подготовительной группе дети освоили технику валяния: делали украшения для одежды «цветок».
На другом занятии дети после коллективного снятия мерок с воспитателя, наблюдали, как воспитатель выкраивал и на настоящей машинке обрабатывал край косынки из белой ткани. На следующем занятии дети знакомились с вышивкой и после этого начали украшать белую косынку воспитателя вышивкой (в рамках индивидуальной работы).
Затем коллективно сняв мерки с воспитателя, дети участвовали в выкраивании, сшивании белого фартука (взрослого). На следующем занятии дети украшали фартук аппликацией из ткани: утром самостоятельно парами обводили трафареты (фрукты и овощи) на цветную ткань, самостоятельно вырезали, самостоятельно пришивали швом вперёд иголку вырезанные фрукты и овощи на фартук. Вечером второй воспитатель пришивал при детях на настоящей швейной машинке эти цветные детали к фартуку швом «зигзаг».
И уже в следующий раз дети утром самостоятельно парами выкраивали из ткани плавочки для кукол, смётывали боковые швы швом вперёд иголку. А вечером совместно с воспитателем на швейной машинке стачивали боковые швы и пришивали резинку (см. рисунок 2). Сразу же надевали готовые изделия на кукол и начинали играть…
Рисунок 2
Даже детскую ошибку можно использовать для воспитания самоуважения детей и желания заботиться о младших. Кукольные плавочки, которые оказались малы, дети подарили во вторую младшую группу для пупсиков.
И уже надев новые косынку и фартук, мы продолжали знакомить детей с трудом повара (см. рисунок 3). В новогодние каникулы мы вместе с детьми сами заводили тесто, резали яблоки и пекли шарлотку. Вечером в тот же день мы угощали шарлоткой весь коллектив сада на общем чаепитии.
Рисунок 3
Данная деятельность помимо воспитания в детях умения заботится о младших, делать приятное сверстникам, воспитания чувства самоуважения и собственной важности имеет и другое значение. Для освоения и практического применения освоенных нравственных ценностей важно создавать проблемные ситуации, ставить творческие задачи, направленные на развитие гибкого социального поведения:
- умение общаться с разными детьми (младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками);
- расширение круга общения со взрослыми, формирование способов контактов с малознакомыми людьми (воспитатель и дети другой группы, заведующая, методист, психолог, гости детского сада, родители кого-либо из сверстников);
Поэтому мы с детьми часто приглашаем детей помладше к себе в гости в группу: иногда на чай (см. рисунок 4); иногда просто поиграть и подарить подарки: кегли, сделанные в технике папье-маше и расписанные красками, бабочки на палочках, сделанные в технике оригами, бумажные маски для театрализации и др.
Рисунок 4
Коллективный характер труда на занятиях позволяет развивать у детей умение в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы в мягкой форме и прислушиваться к предложениям и советам других детей; умение открыто выражать свои чувства, как положительные, так и отрицательные; умение договариваться при планировании и осуществлении деятельности; умение конструктивно разрешать возникающие конфликты.
А коллективные поделки, выполненные в разных техниках (например: осеннее панно «Рябинка» или ваза с цветами «Подснежники» в технике оригами, зимняя картина из бросового материала) ещё и очень украшают группу. Кроме того, похвалы и восхищения родителей и сотрудников очень повышают детскую самооценку.
Очень важно, на наш взгляд, использовать естественно возникающие ситуации для познания эмоциональных состояний людей (радости, восторга, грусти, печали, спокойствия, гнева, тревожности), их нравственных ценностей, деловых и личностных / качеств, возможностей в различных видах деятельности. Чтобы развить стремление предвидеть и почувствовать эмоциональное состояние близких взрослых, детей и свои переживания в определенных ситуациях важно обучать ребенка пониманию связи между поведением людей и их эмоциональным состоянием (а также состоянием других людей), пониманию такой модели рассуждений: «Можно так сделать — будет хорошо другому и радостно мне»; формированию у детей не только понимания, но и умения действовать в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, выраженными в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно».
Для развития этой стороны социальной компетентности мы на занятиях по ручному труду готовим родителям подарки: открытки в технике оригами; деревянные подставки под горячее украшаем выжиганием; «картины» (вышиваем на ткани) (см. рисунок 6), подсвечники из солёного теста к новому году (см. рисунок 5) и др. Благодарность и восхищение подарками родителей также положительно сказывается на развитии социальной компетентности детей. Так как в формировании представления о себе, своих возможностях важную роль играет оценка взрослых (педагога, членов семьи).
Рисунок 5
Рисунок 6
Для образования адекватных, точных представлений о своих возможностях и качествах личности необходимо, чтобы оценка, которую ребенок приобретает в индивидуальном опыте, сочеталась с оценками и знаниями о себе, которые он накапливает в общении со сверстниками и взрослыми.
Становление чувства собственного достоинства требует поддержки, внимания и охраны со стороны всех специалистов дошкольного учреждения, работающих с детьми, и родителей. Этому способствует благодарность и удивление сотрудников ДОУ, которые заходят в группу и видят результаты ручного труда; и которые получают от наших детей подарки к праздникам (поделки из бумаги, солёного теста, вышивку и др.).
Мы активно сотрудничаем с родителями: часто организуем выставки работ, выполненных дома детьми, совместно с родителями:
- выставка макетов по сказкам Г.Х Андерсена
- выставка стенгазет («Генеалогическое дерево», «Мама, папа, я – спортивная семья»)
- выставка «Чудеса для детей из ненужных вещей»
- выставка кормушек из бросового материала
- выставка «Подарок Ёлочке»
- выставка « 4 времени года»
В результате нашей работы мы видим достижения в становлении образа самого себя и отношения к себе (чувство собственного достоинства, самоуважения); а также в развитии общения и отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, которые концентрируются в такой комплексной базисной характеристике личности, как социальная компетентность.