Цели:
- Повторить названия чисел при сложении и вычитании, связь между результатами и компонентами этих действий; письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, правила сложения и вычитания с нулем.
- Закрепить вычислительные навыки и умения решать задачи и уравнения.
- Воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование: учебник для 4 класса начальной школы, часть 1,Москва «Просвещение» 2008 год; опорные карточки; мультимедийное оборудование.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Рефлексия.
- Давайте улыбнемся друг другу.
- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки.
- Сядьте удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.
(Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому. (Пауза)
- Внимание мое растет.
- Я как разведчик все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно. (Пауза)
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
2. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и цифры по образцу.
Ребята, сегодня на уроке мы повторим приёмы сложения и вычитания.
II. Устный счёт.
- Но вначале выполним зарядку для ума, а поможет нам в этом звездочёт.
1.Повторение нумерации трехзначных чисел.
Назови числа в порядке возрастания.
Какое число лишнее?(495,954,336,230,108,78,460)
Какое число является предыдущим для числа 231?
Какое число является последующим для числа 679?
В каком числе количество сотен и десятков одинаково?
Какое число меньше 960 на 6 единиц?
В каком числе количество десятков отсутствует?
В каких числах сумма цифр равна 18? (495,954,336,680,108,230,460,785)
Вычисли: 32+40+100-30+4-14-40+300
Расскажите все, что знаете о числе 360:
(-трехзначное;
-3 сот.,6 дес.;
-предшествующее 359;
-последующее 361;
-сумма цифр равна 9;
-кол-во сотен в 2 раза меньше , чем кол-во десятков;
-сумма разрядных слагаемых равна 300+60.)
-Вычисли и расшифруй название сказки. Что ты заметил?
2. Повторение именованных чисел.
- Найдите лишнюю единицу измерения. Расположите единицы измерения по возрастанию.
- Найдите лишнюю единицу измерения. Расположите единицы измерения по убыванию.
- Длина лопаты 1 м 15 см. Выразите ее длину: в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах, в миллиметрах.
- Масса цистерны 2300 кг. Выразите ее массу: в центнерах, в тоннах и центнерах
III. Арифметический диктант.
(1вариант 1 и 2 ряда работают за ноутбуками, один ученик за доской, остальные в тетрадях, проверка в парах, у одного учащегося работа проверяется учителем, остальные проверяют тетради «соседа» под диктовку учащегося, стоящего у доски).
- Разность чисел 900 и 600. (300)
- Периметр квадрата со стороной 70 мм. (280)
- Произведение чисел 80 и 40. (3200)
- Во сколько раз 400 больше 50? (8)
- Одна пятая тонны -? кг (200)
- Сумма чисел 1000 и 700.(1700)
- Частное чисел 300 и 50. (6)
- Одна шестая часть часа - ? минут.(10)
- На празднике 80 детей, из них 38 мальчиков. Сколько на этом празднике девочек?(42)
IV. Дыхательная гимнастика Стрельниковой
V. Повторение примеров на сложение и вычитание.
- Ребята, сегодня наш урок посвящен действиям сложения и вычитания. Вспомните, как называются числа при сложении? ( I слагаемое , IIслагаемое, сумма)
- Как они между собой взаимосвязаны?(чтобы найти сумму, надо к первому слагаемому прибавить второе слагаемое; чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое)
- Как называются числа при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
- Как они между собой взаимосвязаны? (чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое; чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность)
Откройте учебники на странице 7. Посмотрите на записи на полях и вспомните правила сложения и вычитания с нулем.
(Если к числу прибавить ноль, то получится это же число. Если одно слагаемое равно 0, то значение суммы равно другому слагаемому.
Если из числа вычесть ноль, то получится это же число.
Если из числа вычесть то же самое число, то получится ноль.
)
- Какие свойства сложения вы еще знаете? (Переместительное и сочетательное свойства)
- Запишите их, используя буквы. (а+с=с+в; (а+в)+с=а+(в+с))
- А теперь используя эти свойства решим уравнения из задания 15 устно. Чему равен х в каждом уравнении?
- Молодцы. Давайте вспомним алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел столбиком. Посмотрите задание 16. Эти примеры будем решать столбиком с комментированием у доски и с проверкой.
- Записываю единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Складываю единицы 3 + 9 = 12. Два пишу под единицами, а один десяток запоминаю. Складываю десятки 0 + 6 = 6, да еще 1 десяток, который запомнил, получается 7. Пишу под десятками. Складываю сотни 8 + 1 = 9. Пишу под сотнями 9. Читаю ответ: 972. Выполняю проверку.
Аналогично решаются и другие примеры на сложение и вычитание.
VI. Решение задач.
- Прочитайте задачу №18. Чего в ней нет? Перед тем как задать вопрос, давайте разберём задачу. О чём идёт речь в задаче? Что нам известно? Что можно найти по этим данным? (Сколько ребят отдыхало в летнем лагере в августе?).
Затем учащиеся решают задачу самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь тем учащимся, кто в ней нуждается.
- Сколько ребят отдохнуло в летнем лагере в августе? Как ты нашел? А может кто-нибудь решил задачу другим способом?
VII. Физминутка.
VIII. Решение уравнений.
- Молодцы ребята, а сейчас продолжим работу по учебникам, найдите № 19. Что нужно сделать? Что нужно найти в каждом уравнении? Выполните это задание самостоятельно. А у кого останется время, из чисел этого задания составьте свои уравнения и решите их.
- Проверим вашу работу. Кто смог составить другие уравнения?
IX. Закрепление.
1. Компоненты сложения и вычитания
- Что неизвестно в каждом столбике? Как находим?
Уменьшаемое |
350 |
500 |
|
640 |
720 |
|
810 |
|
860 |
|
Вычитаемое |
200 |
|
70 |
140 |
|
320 |
|
204 |
860 |
0 |
Разность |
|
400 |
300 |
|
120 |
180 |
100 |
296 |
|
860 |
Слагаемое |
600 |
|
90 |
|
70 |
120 |
240 |
0 |
|
940 |
Слагаемое |
200 |
230 |
|
520 |
|
680 |
|
250 |
360 |
|
Сумма |
|
270 |
190 |
570 |
670 |
|
300 |
|
470 |
940 |
2. Решение задач.
- Задачу 17 решаем устно. Прочитаем задачу, что нам известно? Что нужно сделать? (Надо узнать, что обозначает каждое выражение.) Что мы нашли первым выражением? Кто затрудняется можете пользоваться памятками.
(250 : 5 – этим выражением мы узнаем, сколько пакетиков с семенами астр заготовил садовод.
240 : 8 – этим выражением мы узнаем, сколько пакетиков с семенами гвоздик заготовил садовод.
250 : 5 + 240 : 8 – этим выражением мы узнаем, сколько всего пакетиков семян было заготовлено.)
- А для чего нужны семена? А что ещё можно вырастить из семян? Зачем мы сажаем цветы? Вы правы, они используются для озеленения городов, для украшения дворов, они поднимают настроение людям. Ребята, а кто знает каким годом объявлен 2010 год ЮНЕСКО? (Год биоразнообразия Земли)
X. Итог урока.
- Ребята, чем мы занимались? (На уроке мы закрепляли нумерацию трехзначных чисел, повторяли сложение и вычитание трехзначных чисел столбиком, решали задачи и уравнения.)
- Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы её?
- Какие ещё действия совершаются с многозначными числами? (умножение и деление) На следующих уроках мы продолжим изучение этих действий.
Домашнее задание: с. 7, задание 20.
- Оцените, как вы работали на уроке?
- Кто работал быстро, самостоятельно, правильно, без чужой помощи?
- Кто работал правильно, но медленно?
- Кто работал правильно, но с помощью других?
- Кто работал быстро, но неправильно?