Цели:
- Повторить названия чисел при сложении и вычитании, связь между результатами и компонентами этих действий; письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, правила сложения и вычитания с нулем.
- Закрепить вычислительные навыки и умения решать задачи и уравнения.
- Воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование: учебник для 4 класса начальной школы, часть 1,Москва «Просвещение» 2008 год; опорные карточки; мультимедийное оборудование.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Рефлексия.
- Давайте улыбнемся друг другу.
- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки.
- Сядьте удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.
(Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому. (Пауза)
- Внимание мое растет.
- Я как разведчик все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно. (Пауза)
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
2. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и цифры по образцу.
Ребята, сегодня на уроке мы повторим приёмы сложения и вычитания.
II. Устный счёт.
- Но вначале выполним зарядку для ума, а поможет нам в этом звездочёт.
1.Повторение нумерации трехзначных чисел.
Назови числа в порядке возрастания.
Какое число лишнее?(495,954,336,230,108,78,460)
Какое число является предыдущим для числа 231?
Какое число является последующим для числа 679?
В каком числе количество сотен и десятков одинаково?
Какое число меньше 960 на 6 единиц?
В каком числе количество десятков отсутствует?
В каких числах сумма цифр равна 18? (495,954,336,680,108,230,460,785)
Вычисли: 32+40+100-30+4-14-40+300
Расскажите все, что знаете о числе 360:
(-трехзначное;
-3 сот.,6 дес.;
-предшествующее 359;
-последующее 361;
-сумма цифр равна 9;
-кол-во сотен в 2 раза меньше , чем кол-во десятков;
-сумма разрядных слагаемых равна 300+60.)
-Вычисли и расшифруй название сказки. Что ты заметил?
2. Повторение именованных чисел.
- Найдите лишнюю единицу измерения. Расположите единицы измерения по возрастанию.
- Найдите лишнюю единицу измерения. Расположите единицы измерения по убыванию.
- Длина лопаты 1 м 15 см. Выразите ее длину: в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах, в миллиметрах.
- Масса цистерны 2300 кг. Выразите ее массу: в центнерах, в тоннах и центнерах
III. Арифметический диктант.
(1вариант 1 и 2 ряда работают за ноутбуками, один ученик за доской, остальные в тетрадях, проверка в парах, у одного учащегося работа проверяется учителем, остальные проверяют тетради «соседа» под диктовку учащегося, стоящего у доски).
- Разность чисел 900 и 600. (300)
- Периметр квадрата со стороной 70 мм. (280)
- Произведение чисел 80 и 40. (3200)
- Во сколько раз 400 больше 50? (8)
- Одна пятая тонны -? кг (200)
- Сумма чисел 1000 и 700.(1700)
- Частное чисел 300 и 50. (6)
- Одна шестая часть часа - ? минут.(10)
- На празднике 80 детей, из них 38 мальчиков. Сколько на этом празднике девочек?(42)
IV. Дыхательная гимнастика Стрельниковой
V. Повторение примеров на сложение и вычитание.
- Ребята, сегодня наш урок посвящен действиям сложения и вычитания. Вспомните, как называются числа при сложении? ( I слагаемое , IIслагаемое, сумма)
- Как они между собой взаимосвязаны?(чтобы найти сумму, надо к первому слагаемому прибавить второе слагаемое; чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое)
- Как называются числа при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
- Как они между собой взаимосвязаны? (чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое; чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность)
Откройте учебники на странице 7. Посмотрите на записи на полях и вспомните правила сложения и вычитания с нулем.
(Если к числу прибавить ноль, то получится это же число. Если одно слагаемое равно 0, то значение суммы равно другому слагаемому.
![]()
Если из числа вычесть ноль, то получится это же число.
![]()
Если из числа вычесть то же самое число, то получится ноль.
)
- Какие свойства сложения вы еще знаете? (Переместительное и сочетательное свойства)
- Запишите их, используя буквы. (а+с=с+в; (а+в)+с=а+(в+с))
- А теперь используя эти свойства решим уравнения из задания 15 устно. Чему равен х в каждом уравнении?
- Молодцы. Давайте вспомним алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел столбиком. Посмотрите задание 16. Эти примеры будем решать столбиком с комментированием у доски и с проверкой.
- Записываю единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Складываю единицы 3 + 9 = 12. Два пишу под единицами, а один десяток запоминаю. Складываю десятки 0 + 6 = 6, да еще 1 десяток, который запомнил, получается 7. Пишу под десятками. Складываю сотни 8 + 1 = 9. Пишу под сотнями 9. Читаю ответ: 972. Выполняю проверку.
Аналогично решаются и другие примеры на сложение и вычитание.
VI. Решение задач.
- Прочитайте задачу №18. Чего в ней нет? Перед тем как задать вопрос, давайте разберём задачу. О чём идёт речь в задаче? Что нам известно? Что можно найти по этим данным? (Сколько ребят отдыхало в летнем лагере в августе?).
Затем учащиеся решают задачу самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь тем учащимся, кто в ней нуждается.
- Сколько ребят отдохнуло в летнем лагере в августе? Как ты нашел? А может кто-нибудь решил задачу другим способом?
VII. Физминутка.
VIII. Решение уравнений.
- Молодцы ребята, а сейчас продолжим работу по учебникам, найдите № 19. Что нужно сделать? Что нужно найти в каждом уравнении? Выполните это задание самостоятельно. А у кого останется время, из чисел этого задания составьте свои уравнения и решите их.
- Проверим вашу работу. Кто смог составить другие уравнения?
IX. Закрепление.
1. Компоненты сложения и вычитания
- Что неизвестно в каждом столбике? Как находим?
Уменьшаемое |
350 |
500 |
|
640 |
720 |
|
810 |
|
860 |
|
Вычитаемое |
200 |
|
70 |
140 |
|
320 |
|
204 |
860 |
0 |
Разность |
|
400 |
300 |
|
120 |
180 |
100 |
296 |
|
860 |
Слагаемое |
600 |
|
90 |
|
70 |
120 |
240 |
0 |
|
940 |
Слагаемое |
200 |
230 |
|
520 |
|
680 |
|
250 |
360 |
|
Сумма |
|
270 |
190 |
570 |
670 |
|
300 |
|
470 |
940 |
2. Решение задач.
- Задачу 17 решаем устно. Прочитаем задачу, что нам известно? Что нужно сделать? (Надо узнать, что обозначает каждое выражение.) Что мы нашли первым выражением? Кто затрудняется можете пользоваться памятками.
(250 : 5 – этим выражением мы узнаем, сколько пакетиков с семенами астр заготовил садовод.
240 : 8 – этим выражением мы узнаем, сколько пакетиков с семенами гвоздик заготовил садовод.
250 : 5 + 240 : 8 – этим выражением мы узнаем, сколько всего пакетиков семян было заготовлено.)
- А для чего нужны семена? А что ещё можно вырастить из семян? Зачем мы сажаем цветы? Вы правы, они используются для озеленения городов, для украшения дворов, они поднимают настроение людям. Ребята, а кто знает каким годом объявлен 2010 год ЮНЕСКО? (Год биоразнообразия Земли)
X. Итог урока.
- Ребята, чем мы занимались? (На уроке мы закрепляли нумерацию трехзначных чисел, повторяли сложение и вычитание трехзначных чисел столбиком, решали задачи и уравнения.)
- Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы её?
- Какие ещё действия совершаются с многозначными числами? (умножение и деление) На следующих уроках мы продолжим изучение этих действий.
Домашнее задание: с. 7, задание 20.
- Оцените, как вы работали на уроке?
- Кто работал быстро, самостоятельно, правильно, без чужой помощи?
- Кто работал правильно, но медленно?
- Кто работал правильно, но с помощью других?
- Кто работал быстро, но неправильно?