Цель занятия: Формирование представления детей о России как общей Родине всех её граждан.
Задачи занятия:
- Продолжить знакомство с понятиями «Родина», « Россия».
- Формировать представление об обширности и красоте просторов России.
- Воспитывать любовь к Родине.
- Формировать интерес к изучению отечественной культуры и истории.
Оборудование: Приложение 1, ребус, предметные картинки для схемы, карточки для составления пословиц, учебник «Основы православной культуры: Мы и наша культура» для 1класса автора А.В.Бородиной, цветная бумага, клей, шаблоны ромашек, листиков, элементов храма
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель:
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!
2. Сообщение темы занятия
Учитель: Давным-давно в далёкие времена называлось наше государство «Русь». А в конце 11 века у русской земли появилось новое имя. Какое? Вы узнаете, разгадав ребус. (Приложение 2)
/Россия/
Это и будет сегодня темой нашего разговора.
3. Работа по теме занятия.
Учитель: Послушайте, как звучат слова: Русь, русские, Россия, россияне.
На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где люди говорят так…
(Инсценирование отрывка из книги С.Романовского «Марфа и Мария»: дети в народных костюмах разыгрывают сценку)
- Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.
-На русь? – ахнул я.
-На русь, – подтвердила хозяйка…
-Русью мы светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Не слыхал, что ли, никогда?... Русь – светлое место! Русь – страна света.
Учитель: А для вас Россия - это что?
(Дети отвечают, на доске выстраивается схема: природа, дом, мама и ребёнок, школа, виды родного города, фотография самих детей. и т.д. )
Учитель: Народ издавна слагал песни о своей Родине, о России. Вот одна из них.
(Дети исполняют песню Г. Струве « У моей России…»)
Учитель: О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.
Учитель: Составьте пословицы, прочитайте, объясните, как вы их понимаете.
(Игра «Составь пословицу», работа идёт в группах)
- Жить – Родине служить.
- Родина краше солнца.
- На чужой стороне Родина милей.
Учитель: Прочитайте пословицы, объясните, как вы их понимаете.
4. Физминутка:
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги, натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
(Г. Граудин)
5. Продолжение работы по теме занятия
Учитель: Родина объединяет всех живущих в ней общей природой, общей культурой, общим языком и, конечно же, общими святынями.
-Мы пришли с тобой и замерли, и забыли все слова.
Перед этим чудом, что не камен, а из света весь, из любовей и тепла… (Б.Чичибабин)
(Показ фрагмента фильма «Неугасимый свет» о Саввино-Сторожевском монастыре)
Работа с учебником
- Откройте учебники на странице 70. Посмотрите, какие разными и одновременно похожими друг на друга могут быть храмы и монастыри.
- Чем они отличаются от обычных домов? (они украшены, красивые, есть колокольни и купола)
Учитель:
Россия-Родина святая,
Люблю тебя я всей душой!
Россия – ты обитель рая,
Горжусь великою страной!
- Наша страна - это и берёзки и ромашковые поля, и, конечно же, « уголок неба на земле» т.е. храм.
- А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую.
1 группа создаёт образ храма.
2 группа - берёзы.
3 группа – ромашки.
(Работы прикрепляются на доску и являются продолжением схемы. Приложение 3)
Учитель: Родина – это не только наша необъятная страна, но и то место, где человек родился и живет. Каждый из нас любит свою малую родину. А для нас с вами малой родиной является наш город. Ученица нашей школы Влада Рысаева написала о Балашове стихотворение.
Дети читают стихи В.Рысаевой.
Балашов мой, край чудесный!
Как же нравишься ты мне.
Летом сказочный, прелестный,
А зимой ты, как во сне.У тебя поля густые,
Дубы, клёны золотые.
Речка у тебя прекрасна,
А над нею солнце ясно!
6. Рефлексия:
Продолжите фразу
- На занятии мне было интересно…
- Мне нравятся эти занятия потому, что…
- Сегодняшнее занятие помогло мне…