Правильная речь является одной из важных предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка. В настоящее время одним из распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста является стертая форма дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Данная патология находится на границе между дислалией и дизартрией. Стертая дизартрия легко смешивается с дислалией по внешним проявлениям, однако при этом имеет свой специфический механизм нарушения и, по сравнению с дислалией, отличается трудностью преодоления. В литературе по логопедии отмечается специфика коррекционно-логопедической деятельности при стертой дизартрии. Эффективность коррекционной работы логопеда во многом зависит от положительного эмоционального фона занятий, интереса детей к заданиям, особенно у детей со стертой формой дизартрии, у которых нарушен произвольный праксис: трудности, а иногда и невозможность выполнять произвольные (артикуляционные и др.) движения. Ряд трудностей может быть преодолен посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий. В игровых ситуациях ребенок чувствует себя увереннее и нередко полнее раскрывает свои когнитивные и творческие возможности. В процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво корригируется речевая функция, автоматизируются поставленные звуки.
Только в условиях игры у логопеда появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на различном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданиям.
Необходимо отметить, что использование игровых методик на логопедических занятиях позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что у детей со стертой формой дизартрии наблюдается нестабильное психо-эмоциональное состояние, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и неустойчивое внимание. Действительно, многократное повторение одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А без повторений не получится отработать в речи поставленный звук. Таким образом, для коррекции звукопроизношения, должен быть учтен важный принцип логопедического воздействия – разносторонний интегрально-личностный характер, который предполагает нацеленность не только и столько на устранение у ребенка речевого недостатка, сколько на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических технологий и средств. К этим средствам относится – игра. В этом контексте игра может рассматриваться как единое развивающее средство, используемое в качестве основного метода общепедагогической и коррекционной работы. Отношение к игровой деятельности как средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим, развивающим и адаптирующим потенциалом, прошло длительную проверку временем. Включение разных видов игр и игровых элементов в коррекционные занятия обеспечивает серьезный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии неречевых процессов, составляющих психологическую базу речи: восприятие, внимание, память, мышление.
На основании всего изложенного видно, что работа с ребенком, страдающим стертой формой дизартрии, требует и от логопеда и от ребенка много терпения, настойчивости и времени при автоматизации поставленных звуков.
Автоматизация звука – с точки зрения высшей нервной деятельности – это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры – слова и фразы. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы любого ребенка, и особенно для ребенка со стертой формой дизартрии и требует очень большой осторожности и постепенности. Упражнения должны проводиться длительно и систематически, они легко могут надоесть ребенку, поэтому от логопеда требуется много умения и такта, чтобы заставить ребенка их производить, а, кроме того, много изобретательности, чтобы варьировать форму их преподнесения. Чтобы добиться положительной динамики в автоматизации звуков важно помнить, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений. При выполнении, которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.
Использование различных игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
- развивать общую и мелкую моторику;
- оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
Игровые приемы на занятии подбираются с учетом здоровьесберегающих технологий:
- чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях,
- расположение материала вблизи и вдали,
- частая смена динамических позиций,
- работа в движении.
Предлагаемые в данной работе (представленной в виде примерного календарного плана) игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены практикой. Они предназначены в основном для автоматизации поставленных звуков на индивидуальных занятиях, хотя большинство из них можно использовать для закрепления звуков на подгрупповых занятиях. Для удобства все игры и игровые упражнения оформляются в форме карточек (картотека).
Рассмотрим некоторые формы и способы игровых упражнений при автоматизации поставленных звуков:
Примерный календарный план индивидуальной работы по автоматизации звука [C].
№ |
Артикуляционная гимнастика |
Дыхательная гимнастика |
Постановка и автоматизация звука |
Развитие фонематического слуха |
Связная речь |
1 неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №1) |
Упр. «Турбина»: язык в м/з положении, трубочка лежит на середине языка и прижата верхними зубами. Дуем через трубочку в стакан с водой. (к.Д.г.№1) |
Упр. «Колыбелька» - смотрим в зеркало и открывая рот, произносим прямые слоги. Язык в зазубном положении. (к.А.з №1) |
Игра: «Хлопни, если услышишь звук [C] в слоге» - произносим согласные звуки; (к. Ф.с.№1) |
- |
2 неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №2) |
Упр. «Сдуй перышко» - язык в м/з положении, трубочка лежит на середине языка и прижата верхними зубами. Дуем через трубочку на перышко. (к.Д.г.№2) |
Упр. «Колыбелька» - смотрим в зеркало и открывая рот, произносим прямые слоги. Язык в зазубном положении. (к.А.з №1) |
Игра: «Хлопни, если услышишь звук [C] в слоге» - произносим прямые слоги. (к. Ф.с.№2) |
|
3 неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №3) |
Упр. « Лебеди» -сдуваем перышки при плотно сжатых зубах и произносим[C]и[C] , губы растянуть в улыбке. Струйку воздуха ловим рукой . (к.Д.г.№3) |
Упр. «Колыбелька» - смотрим в зеркало и открывая рот, произносим прямые слоги. Язык в зазубном положении.. (к.А.з №1) |
Игра: «Хлопни, если услышишь звук [C] в слоге» - произносим обратные слоги. (к. Ф.с.№3) |
Игра: «Прокати словечко» - логопед произносит слово начинающееся со звука [C] (тетрадь) и прокатывает мяч по столу ребенку. Ребенок правильно произносит ([C] через сжатые плотно зубы) слово и возвращает мяч логопеду. (к.С.р.№1) |
4неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №4) |
Упр. « Ковер-самолет» -сдуваем салфетку при плотно сжатых зубах и произносим[C]и[C] , губы растянуть в улыбке. Струйку воздуха ловим рукой . (к.Д.г.№4) |
Упр. «Слоговые дорожки» - двигая игрушкой (машинкой) по дорожке произносим прямые слоги. Язык в зазубном положении. (дорожки-ленты, к.А.з.№2) |
Игра: «Хлопни, если услышишь звук [C] в слове» - произносим слова начинающиеся со звуков[C]и других . |
Игра: «Прокати словечко» - логопед произносит слово начинающееся со звука [C] (тетрадь) и прокатывает машинку по столу ребенку. Ребенок правильно произносит ([C] через сжатые плотно зубы) слово и возвращает мяч логопеду. (к.С.р.№2) |
5неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №5) |
Упр. « Насос» - стоя, «качаем воздух» и произносим, при плотно сжатых зубах, [C]и[C] , губы растянуть в улыбке. (к.Д.г.№5) |
Упр. «Слоговые дорожки» - двигая игрушкой по дорожке, произносим прямые слоги. Язык в зазубном положении. (дорожки-ленты, к.А.з.№3) |
Игра: «Хлопни, если услышишь звук [C] в слове» - произносим слова начинающиеся со звуков[C]и [ш] . (к. Ф.с.№5) |
Игра: «Прокати словечко» |
6неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №6) |
Упр. « одуванчик» -сдуваем пушинку при плотно сжатых зубах и произносим[C]и[C] , губы растянуть в улыбке. . (картинка.№1)6 |
Упр. «Слоговые дорожки» - двигая пальцем по дорожке, произносим прямые слоги. Язык в зазубном положении. (альбом №1)4 |
Игра: «Хлопни, если услышишь звук [C] в слове» - произносим слова начинающиеся со звуков[C]и [ж]. |
Игра: «Фанты» - логопед произносит слово начинающееся со звука [C] (тетрадь) и Ребенок правильно произносит ([C] через сжатые плотно зубы) слово и получает за это фишку (к.С.р.№4) |
7неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №7) |
Упр. «Стрекоза» -сдуваем стрекозу, при плотно сжатых зубах и произносим[C]и[C] , губы растянуть в улыбке. (картинка №2)7 |
Упр. «Слоговые дорожки» - двигая игрушкой по дорожке, произносим прямые слоги. Язык в зазубном положении. (альбом стр.2)5 |
Игра: «Хлопни, если услышишь звук [C] в слове» - произносим слова начинающиеся со звуков[C]и [з]. (к. Ф.с.№7) |
Игра: «Перекинь словечко» - логопед произносит слово начинающееся со звука [C] (тетрадь) и перекидываем мяч ребенку. Ребенок правильно произносит ([C] через сжатые плотно зубы) слово и возвращает мяч логопеду. (к.С.р.№5) |
8неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №8) |
Упр. «Бабочка» -сдуваем бабочку при плотно сжатых зубах и произносим[C]и[C] , губы растянуть в улыбке. (картинка №3)8 |
Упр. «Слоговые дорожки» - двигая игрушкой по дорожке, произносим обратные слоги. Язык в зазубном положении. (альбом стр.3)6 |
Игра: «Хлопни, если услышишь звук [C] в слове» - произносим слова начинающиеся со звуков[C]и [ц] . |
Игра: «Фанты» - логопед произносит слово заканчивающееся звукаом [C] (тетрадь) и Ребенок правильно произносит ([C] через сжатые плотно зубы) слово и получает за это фишку (к.С.р.№6) |
9неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №9) |
Упр. «Мячик» -сдуваем мячик, при плотно сжатых зубах и произносим[C]и[C] , губы растянуть в улыбке. (картинка.№4)9 |
Упр. «Слоговые дорожки» - двигая игрушкой по дорожке, произносим обратные слоги . Язык в зазубном положении. (альбом стр.4)7 |
Игра: «Хлопни, если услышишь звук [C] в слове» - произносим слова начинающиеся со звуков[C]и [Сь]. (к. Ф.с.№9) |
Игра: «Перекинь словечко» - логопед произносит слово заканчивающееся звуком [C] (тетрадь) и перекидываем мяч ребенку. Ребенок правильно произносит ([C] через сжатые плотно зубы) слово и возвращает мяч логопеду. (к.С.р.№7) |
10неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №10) |
Упр. «Рубим воздух» - при плотно сжатых зубах произносим[C]и[C] , губы растянуть в улыбке, а рукой «рубим» воздушную струю и прислушиваемся к полученным звукам. (к. Д.г.№10) |
Упр. «Слоговые дорожки» - двигая игрушкой по дорожке, произносим обратные слоги. Язык в зазубном положении. (альбом стр.5)8 |
Игра: «Хлопни, если услышишь звук [C] в слове» - произносим слова начинающиеся со звуков[C]и [Зь]. (к. Ф.с.№10) |
Игра: «Перекинь словечко» - логопед произносит слово со звуком [C] в середине (тетрадь) и перекидываем мяч ребенку. Ребенок правильно произносит ([C] через сжатые плотно зубы) слово и возвращает мяч логопеду. (к.С.р.№8) |
11неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №1) |
Упр. «Воздушный шар» -сдуваем воздушный шар, при плотно сжатых зубах и произносим[C]и[C] , губы растянуть в улыбке. (картинка.№5)11 |
Упр. «шагаем по дорожке» - на каждый слог делаем шаг: прямые слоги – шаги вперед, а обратные слоги – шагаем назад. Язык в зазубном положении. ( к.А.з.№9) |
Игра: «Где стоит звук [C] в слове» - произносим слова начинающиеся или заканчивающиеся со звука[C]. (к. Ф.с.№11) |
Игра: «Чудесный мешочек» - ребенок достает предмет из мешочка и произносит фразу: «- У Сони … и называет предмет. (к.С.р.№9) |
12неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №2) |
Упр. «Воздушный змей» -сдуваем воздушного змея, при плотно сжатых зубах и произносим[C]и[C] , губы растянуть в улыбке. (картинка№6)12 |
Упр. «шагаем по дорожке» - на каждый слог делаем шаг: прямые слоги – шаги вперед, а обратные слоги – шагаем назад. Язык в зазубном положении. ( к.А.з.№10) |
Игра: «Покажи хвостик рыбки, если звук [C] в конце слова, а голову – если в начале слова» - произносим слова начинающиеся и заканчивающиеся со звука[C] . (к. Ф.с.№12) |
Игра: « Скажи ласково» - ребенок называет слово, потом подбирает уменьшительно-ласкательный суффикс . (к.С.р.№10) |
13неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №3) |
Упр. «Воздушный шар» -надуваем воздушный шар, при плотно сжатых зубах и произносим[C]и[C] , губы растянуть в улыбке. (картинка.№5)13 |
Упр. «Похлопаем» - отхлопывая каждый слог, произносим обратные слоги. Язык в зазубном положении. (к.А.з №11 ) |
Игра: «Хлопни, если услышишь звук [C] в слове» - произносим слова, где в середине прячется звук[C] . (к. Ф.с.№13) |
Игра: «Один – много» - Ребенок называет слово (картинка) и его вариант во множественном числе. (к.С.р.№11) |
14неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №4) |
Игра: «Бабочки» - раздуваем через трубочку бабочек в сфере. (к.Д.г.№14) |
Упр. «Потопаем» - протопывая каждый слог, произносим обратные слоги. Язык в зазубном положении. (к.А.з №12 ) |
Игра: «Покажи хвостик рыбки, если звук [C] в конце слова, а голову – если в начале слова» - произносим слова начинающиеся и заканчивающиеся со звука[C] . (к. Ф.с.№14) |
Игра: «Что купила Света?» - логопед показывает картинки, а ребенок произносит фразу: «-Света купила ….», четко проговаривая все звуки С. (к.С.р.№12) |
15неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №5) |
Игра: «Птички» - раздуваем через трубочку птичекв сфере. (к.Д.г.№15) |
Упр. «Постучим» - отстукивая по коленкам каждый слог, произносим обратные слоги. Язык в зазубном положении. (к.А.з№13 ) |
Игра: «клювик, крылышко и хвостик»- звук прячется в начале, середине, конце слова. (к. Ф.с.№15) |
Игра: «Что съела Света?» - логопед показывает картинки, а ребенок произносит фразу: «-Света съела ….», четко проговаривая все звуки С. (к.С.р.№13) |
16неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №6) |
Игра: «Лодочка» - поддуваем через трубочку на лодочку (к.Д.г.№16) |
Чистоговорки к.№1(упрощенные) |
Игра: «Твердый или мягкий звук?» - дифференциация звуков. (к. Ф.с.№16) |
Игра: «Что слепила Света?» - логопед показывает картинки, а ребенок произносит фразу: «-Света купила ….», четко проговаривая все звуки С. (к.С.р.№14) |
17неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №7) |
Игра: «Лодочка» - поддуваем через трубочку на лодочку (к.Д.г.№17) |
Чистоговорки к.№2(упрощенные) |
Игра: «Есть в слове звук С?» - дифференциация звуков. (к. Ф.с.№17) |
Игра: «Строгая мама» - логопед выполняет роль строгой мамы и спрашивает у ребенка , а ребенок отвечает утвердительным ответом (автоматизация в глаголах, упрощенная форма ответа) четко проговаривая все звуки С. (к.С.р.№15) |
18неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №8) |
Игра: «Прокатим шарик» - дуем через трубочку на шарик. (к.Д.г.№18) |
Чистоговорки к.№3 (прямой слог) |
Игра: «Какой звук первый?» - дифференциация звуков. (к. Ф.с.№18) |
Игра: «Строгая мама» - логопед выполняет роль строгой мамы и спрашивает у ребенка , а ребенок отвечает утвердительным ответом (автоматизация в глаголах, полным ответом) четко проговаривая все звуки С. (к.С.р.№16) |
19неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №9) |
Игра: «Футбол» - дуем на шарик через трубочку , стараясь попасть шариком в воротца. (к.Д.г.№19) |
Чистоговорки к.№4 (прямой слог) |
Игра: «Какой звук последний?» - дифференциация звуков. (к. Ф.с.№19) |
Игра: «непослушный ребенок» - логопед выполняет роль строгой мамы и спрашивает у ребенка , а ребенок отвечает отрицательно (автоматизация в глаголах, упрощенная форма ответа) четко проговаривая все звуки С. (к.С.р.№17) |
20неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №10) |
Игра: «Футбол» - дуем на шарик через трубочку , стараясь попасть шариком в воротца. (к.Д.г.№20) |
Чистоговорки к.№5(обратный слог) |
Игра: «Какое слово получится, если 1 звук изменить?» - дифференциация звуков. (к. Ф.с.№20) |
Игра: «Непослушный ребенок» - логопед выполняет роль строгой мамы и спрашивает у ребенка , а ребенок отвечает отрицательно (автоматизация в глаголах, полным ответом) четко проговаривая все звуки С. (к.С.р.№18) |
21неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №1) |
Игра: «Закати машину в гараж» - дуем через трубочку на машинку. (к.Д.г.№21) |
Чистоговорки к.№6(открытый слог) |
Игра: «Какое слово получится, если последний звук изменить?» - дифференциация звуков. (к. Ф.с.№21) |
Игра: «Повторяй-ка» - логопед произносит фразу и показывает действие, а ребенок повторяет все: и фразу и действие.(упрощенный вариант) . (к.С.р.№19) |
22неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №2) |
Игра: «снежинки» - раздуваем через трубочку снежинки в сфере. (к.Д.г.№22) |
Чистоговорки к.№7(закрытый слог) |
Игра: «Какое слово пропало?» - дифференциация звуков. (к. Ф.с.№22) |
Игра: «Составь загадку о любимом животном» - логопед выдает картинку с изображением животного, а ребенок, опираясь на схему составления рассказа, составляет загадку.(не называя это животное) (к.С.р.№20) |
23неделя |
Комплекс упражнений «Веселый язычок» (к.А.г. №3) |
Игра: «Снежная буря» - раздуваем через трубочку снежинки в сфере. (к.Д.г.№23) |
Чистоговорки к.№8 (вразброс) |
Игра: « Подбери рифму» - дифференциация звуков. (к. Ф.с.№23) |
Игра: «Составь загадку о любимом животном» - логопед выдает картинку с изображением животного, а ребенок, не опираясь на схему, составляет загадку.(не называя это животное) (к.С.р.№21) |
Литература
- Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие [Текст] /Е.Ф.Архипова. – М.: АСТ Астрель: Трназиткнига, 2006. – 141с.
- Ефименкова, Л.Н. Коррекция звуков речи у детей [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1987. – 160с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. – 270с.
- Логопедия: учеб. пособие [Текст] / Под ред. Л.С.Волковой. - 3-е изд. - М.: «Просвещение», 1998. – 360с.
- Лопатина, Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляторной моторики у детей со стертой формой дизартрии [Текст] / Л.В. Лопатина. – Ленинград: «Радуга», 1987. – 85с.