Цели:
- Обучающие
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы урока: наглядные, словесные, практические.
Оборудование: ПК, модели треугольников, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
II. Проверка домашнего задания. Повторение
1. Как называются эти геометрические фигуры?
– Как находим длину ломаной?
2. На парте лежит геометрическая фигура, сделанная из проволоки. Ответьте на следующие вопросы:
- Какую форму она имеет? (Форму треугольника.)
- Из скольких отрезков она состоит? (Из трех.)
- Как найдем ее длину? (Измеряем отрезки и складываем.)
- Выполните измерения и вычислите.
- Что мы нашли? (Периметр.)
– Нужно дать определение периметра.
III. Изучение нового материала
1. Начнем урок с творческой самостоятельной работы. На парте имеется рисунок с изображением кота, который нарисован с помощью каких геометрических фигур? (треугольников)
Ваша задача покрасить одним цветом одинаковые треугольники.
Итак, сегодня мы поговорим о треугольниках.
2. На компьютере я построю треугольник. Ваша задача внимательно рассмотреть построение треугольника, обозначение вершин.
Вывод: Треугольник– это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, и соединенные между собой. Точки называются вершинами, а отрезки – сторонами треугольника.
(слайд 1)
Чтение и запоминание правила в учебнике на стр. 76 (слайд 2)
3. Перед вами на парте несколько треугольников. Внимательно разглядите их и ответьте на следующие вопросы:
- Чем-либо отличаются ли данные треугольники друг от друга? (Размером, цветом,..)
- Обратите внимание на углы. Какие они? (Острые, тупые, прямые.)
- Выберите треугольник, у которого есть прямой угол.
Угол, равный 90о называется прямым. Треугольник, в котором есть прямой угол называется прямоугольным.
Читаем и запоминаем правило на стр. 77 (слайд 3)
– Выбираем треугольник, у которого имеется острый угол.
Угол, который меньше 90о называется острым. Треугольник, у которого все углы острые называется остроугольным.
Читаем и запоминаем правило на стр.77 (слайд 4)
– Выбираем треугольник, у которого имеется тупой угол.
Угол, который больше 90о называется тупым. Треугольник, в котором есть тупой угол называется тупоугольным.
Читаем и запоминаем правило на стр.78. (слайд 5)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение изучения нового материала
А теперь обратимте внимание на стороны треугольников. Выберите тот треугольник, у которого две стороны равны.(наложением или измерением)
Треугольник, у которого две стороны равны называется равнобедренным. (слайд 6)
Читаем и запоминаем правило на стр.80
Как вы думаете, как будет называться треугольник, у которого все стороны равны?
Треугольник, у которого все стороны равны называется равносторонним. (слайд 7)
Читаем и запоминаем правило на стр. 81
VI. Закрепление изученного материала
Задание 1. Начертите в тетради все виды треугольников. Обозначьте их и напишите как называются.
VII. Итог урока
– Сегодня мы познакомились с разными видами треугольников. Подведем итоги
урока.
– Чему вы научились на этом уроке?
– Что надо запомнить по теме?
VIII. Домашнее задание.
1. По учебнику запомнить определения видов треугольника.
2. Выполнить работу на карточке (сопоставить рисунки с разными видами
треугольников с определением).
Дополнительное задание: Начертите треугольник АВС. укажите:
- его стороны, вершины, углы;
- сторону, противолежащую углу А, углу В, углу С;
- между какими сторонами заключены угол А, угол В, угол С;
- найти периметр треугольника АВС.
Работа с геометрическим материалом
Успешность обучения находится в прямой зависимости от отношения учащихся к учебной деятельности. К.Д.Ушинский предостерегал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не пойдет».
Материал данного урока является для учащихся частично знакомым: они уже встречались с такими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник. Цель этого урока– расширить представления учащихся об уже знакомых фигурах, научить «видеть» их в более сложных конфигурациях, открыть неизвестные свойства, приобрести опыт их построения.
Геометрическая деятельность в этом разделе задается упражнениями, содержащими задания типа «начертите», «вырежьте», «согните из проволоки», «разрежьте», «сложите» и др.
На так называемых «пятиминутках геометрии» были пройдены следующие темы:
- Что изучает геометрия
- Точка, прямая.
- Отрезок. Луч.
- Угол. Виды углов.
- Кривая линия (замкнутая, незамкнутая).
- Ломаная линия (замкнутая, незамкнутая).
Уроки по данным темам ведутся в форме исследований, игры , где учащиеся сами приходили к тем или иным выводам, где усвоение основных геометрических понятий, закономерностей и свойств являлось итогом целенаправленной работы учащихся.
В начале урока мною выдвигается та или иная «научная гипотеза», например, «я утверждаю, что данный треугольник – равносторонний. Давайте проверим, «истинно или ложно» мое высказывание». Далее идет практическая работа: учащиеся измеряют стороны данного треугольника ниточкой, картонной меркой, линейкой, циркулем.
На этапе закрепления полученных знаний я провожу с учащимися разные игры. Вот некоторые из них:
Молчанка. Дается схемы, по которым учащиеся чертят геометрические фигуры.
Черный ящик. В ящике лежит геометрическая фигура. учитель, не показывая ее , называет некоторые свойства. Задание: узнать (догадаться, какая фигура лежит в черном ящике, например: у этой фигуры бесконечное количество осей симметрии; у данной фигуры три стороны, и все они равны и т.д.
Истинно-ложно. Учитель говорит предложение, учащиеся опровергают его или соглашаются с ним, доказывая при этом свою точку зрения, например:
– Я думаю, что периметр данной фигуры находится по формуле а х 3.
– Ваше высказывание истинно, так как это равносторонний треугольник.
На мысль о возможности наблюдать и чертить фигуры меня натолкнула книга «Подумай и реши. Программа развивающего обучения математике. 5 класс коррекции».