Тема урока: "Треугольники". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

  • Обучающие: познакомить учащихся с геометрической фигурой треугольник и с ее видами;
  • Развивающие: развивать внимание, геометрическое мышление; учить сравнивать, анализировать;
  • Воспитательные: развивать интерес к предмету, прививать аккуратность, усидчивость.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы урока: наглядные, словесные, практические.

Оборудование: ПК, модели треугольников, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

II. Проверка домашнего задания. Повторение

1. Как называются эти геометрические фигуры?

– Как находим длину ломаной?

2. На парте лежит геометрическая фигура, сделанная из проволоки. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какую форму она имеет? (Форму треугольника.)
  2. Из скольких отрезков она состоит? (Из трех.)
  3. Как найдем ее длину? (Измеряем отрезки и складываем.)
  4. Выполните измерения и вычислите.
  5. Что мы нашли? (Периметр.)

– Нужно дать определение периметра.

III. Изучение нового материала

1. Начнем урок с творческой самостоятельной работы. На парте имеется рисунок с изображением кота, который нарисован с помощью каких геометрических фигур? (треугольников)

Ваша задача покрасить одним цветом одинаковые треугольники.

Итак, сегодня мы поговорим о треугольниках.

2. На компьютере я построю треугольник. Ваша задача внимательно рассмотреть построение треугольника, обозначение вершин.

Вывод: Треугольник– это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, и соединенные между собой. Точки называются вершинами, а отрезки – сторонами треугольника.

(слайд 1)

Чтение и запоминание правила в учебнике на стр. 76 (слайд 2)

3. Перед вами на парте несколько треугольников. Внимательно разглядите их и ответьте на следующие вопросы:

  1. Чем-либо отличаются ли данные треугольники друг от друга? (Размером, цветом,..)
  2. Обратите внимание на углы. Какие они? (Острые, тупые, прямые.)
  3. Выберите треугольник, у которого есть прямой угол.

Угол, равный 90о называется прямым. Треугольник, в котором есть прямой угол называется прямоугольным.

Читаем и запоминаем правило на стр. 77 (слайд 3)

– Выбираем треугольник, у которого имеется острый угол.

Угол, который меньше 90о называется острым. Треугольник, у которого все углы острые называется остроугольным.

Читаем и запоминаем правило на стр.77 (слайд 4)

– Выбираем треугольник, у которого имеется тупой угол.

Угол, который больше 90о называется тупым. Треугольник, в котором есть тупой угол называется тупоугольным.

Читаем и запоминаем правило на стр.78. (слайд 5)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение изучения нового материала

А теперь обратимте внимание на стороны треугольников. Выберите тот треугольник, у которого две стороны равны.(наложением или измерением)

Треугольник, у которого две стороны равны называется равнобедренным. (слайд 6)

Читаем и запоминаем правило на стр.80

Как вы думаете, как будет называться треугольник, у которого все стороны равны?

Треугольник, у которого все стороны равны называется равносторонним. (слайд 7)

Читаем и запоминаем правило на стр. 81

VI. Закрепление изученного материала

Задание 1. Начертите в тетради все виды треугольников. Обозначьте их и напишите как называются.

VII. Итог урока

– Сегодня мы познакомились с разными видами треугольников. Подведем итоги урока.
– Чему вы научились на этом уроке?
– Что надо запомнить по теме?

VIII. Домашнее задание.

1. По учебнику запомнить определения видов треугольника.
2. Выполнить работу на карточке (сопоставить рисунки с разными видами треугольников с определением).

Дополнительное задание: Начертите треугольник АВС. укажите:

  • его стороны, вершины, углы;
  • сторону, противолежащую углу А, углу В, углу С;
  • между какими сторонами заключены угол А, угол В, угол С;
  • найти периметр треугольника АВС.

Работа с геометрическим материалом

Успешность обучения находится в прямой зависимости от отношения учащихся к учебной деятельности. К.Д.Ушинский предостерегал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не пойдет».

Материал данного урока является для учащихся частично знакомым: они уже встречались с такими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник. Цель этого урока– расширить представления учащихся об уже знакомых фигурах, научить «видеть» их в более сложных конфигурациях, открыть неизвестные свойства, приобрести опыт их построения.

Геометрическая деятельность в этом разделе задается упражнениями, содержащими задания типа «начертите», «вырежьте», «согните из проволоки», «разрежьте», «сложите» и др.

На так называемых «пятиминутках геометрии» были пройдены следующие темы:

  1. Что изучает геометрия
  2. Точка, прямая.
  3. Отрезок. Луч.
  4. Угол. Виды углов.
  5. Кривая линия (замкнутая, незамкнутая).
  6. Ломаная линия (замкнутая, незамкнутая).

Уроки по данным темам ведутся в форме исследований, игры , где учащиеся сами приходили к тем или иным выводам, где усвоение основных геометрических понятий, закономерностей и свойств являлось итогом целенаправленной работы учащихся.

В начале урока мною выдвигается та или иная «научная гипотеза», например, «я утверждаю, что данный треугольник – равносторонний. Давайте проверим, «истинно или ложно» мое высказывание». Далее идет практическая работа: учащиеся измеряют стороны данного треугольника ниточкой, картонной меркой, линейкой, циркулем.

На этапе закрепления полученных знаний я провожу с учащимися разные игры. Вот некоторые из них:

Молчанка. Дается схемы, по которым учащиеся чертят геометрические фигуры.

Черный ящик. В ящике лежит геометрическая фигура. учитель, не показывая ее , называет некоторые свойства. Задание: узнать (догадаться, какая фигура лежит в черном ящике, например: у этой фигуры бесконечное количество осей симметрии; у данной фигуры три стороны, и все они равны и т.д.

Истинно-ложно. Учитель говорит предложение, учащиеся опровергают его или соглашаются с ним, доказывая при этом свою точку зрения, например:

– Я думаю, что периметр данной фигуры находится по формуле а х 3.
– Ваше высказывание истинно, так как это равносторонний треугольник.

На мысль о возможности наблюдать и чертить фигуры меня натолкнула книга «Подумай и реши. Программа развивающего обучения математике. 5 класс коррекции».