Использование игры «Я ходил по базару» в работе с детьми подрасткового возраста

Разделы: Классное руководство


Цель игры: Формирование здорового детского коллектива.

Задачи игры:

  • Развитие у учеников стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.
  • Корректирование взаимоотношений в коллективе учащихся.
  • Формирование положительных качеств у воспитанников.
  • Воспитание духовно-нравственных, эмоционально-развитых, общественно-активных личностей.

Класс: от 4-ого по 9-ый.

Время проведения: в течение года, на протяжении многих лет, по 7–10 минут.

Место проведения: классный час в классной комнате.

Почему я играю в эту игру.

Одной из основных задач воспитания является выработка у ребенка стремления к самовоспитанию, самоусовершенствованию. Важно, чтобы в “самостроительстве” образ, к которому стремится человек, нес в себе определенное нравственное содержание. Самоусовершенствование является не самоцелью, а средством с помощью которого человек, став лучше, будет более нужен и необходим другим людям и обществу.

Развитие коллектива – очень сложный процесс. “Детский коллектив неиграющий не будет настоящим детским коллективом” . /А.С.Макаренко/ Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе, и педагог должен с ним немножко играть. “Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой”. /А.С.Макаренко/

Вот уже много лет я играю с детьми подросткового возраста в, на мой взгляд, замечательную игру наших родителей – “Я ходил по базару...” Я познакомилась с ней в сборнике “Подружка”, изданном еще в 1955 году. Поистине: новое – это хорошо забытое старое. Эта игра очень нужна детям и сегодня. Современные дети, также как и их родители в детстве, с удовольствием принимают ее. И вскоре она становится для них “нашей игрой”. Я знакомила с этой игрой ребят с четвертого по восьмой класс и в России и в Украине, и везде она была нужной и своевременной.

На первом классном часе происходит знакомство классного руководителя с детьми. И первые впечатления о лидерах класса, о сложившихся отношениях складываются быстрее и полнее уже с первых часов общения, где играют в эту игру.

Учитель(со временем это может быть любой из желающих учеников) – ведущий в игре. Один ученик по желанию выходит за дверь, он– “водящий”. Учитель спрашивает у детей, какой водящий ученик по характеру. Дети называют черты характера водящего. Если называются только положительные черты характера, то учитель спрашивает, что в нем не нравится детям. Если же называют только отрицательные черты, то учитель просит вспомнить, что же в нем хорошего. Дети стараются повнимательней отнестись к товарищу и припоминают, что просит учитель. После того как собраны мнения, в класс приглашается водящий ученик и встает перед классным коллективом.

Ведущий (учитель): Я ходил(а) по базару, покупал(а) товару, слышал(а) о тебе такую молву: ты...(характеризуется водящий ученик).

Внимание! Характеристика дается, чередуя положительные и отрицательные черты. И в конце снова называются положительные качества ребенка.

После того как ведущий закончит свой рассказ, он спрашивает водящего, кто сказал о тебе, что ты ...(по одному качеству называются перечисленные ранее черты характера водящего ученика). Водящий должен предположить, кто и что о нем сказал.

Например: Учитель: Кто сказал, что ты – добрый человек?

Водяший: Петя Иванов.

Учитель: Нет. Кто сказал, что ты – застенчивый человек?

Водящий: Таня Петрова.

Учитель: Верно. А кто сказал, что ты любишь надсмехаться над товарищами?

И т. д.

Внимание! Если водящий не отгадывает того, кто про него что– либо сказал, то имя сказавшего не называется.

Кого первого угадал водящий, тот и имеет право выйти из класса , и игра продолжается. Если нет желания выходить, то выходит тот, кто хочет, и о нем собираются мнения.

Обычно желающих очень много, так как всех интересует, что думают о них другие. На одном классном часе играют минут 7–10. Игра повторяется на последующих классных часах. Потом эфект новизны пропадает, кажется, что все знают, что о них думают в классе товарищи. Начинается индивидуальная работа по “ самостроительству”, и временно отпадает необходимость в данной игре.

Но коллектив класса – живой организм. Вдруг произойдет в классе какое-то событие или появится в отношении, поведении кого-то – нечто новое, не принимаемое многими членами детского коллектива. Ребята обязательно вспомнят об этой игре – добром регуляторе их взаимоотношений.

Особенно запомнился мне случай со Светой К. Помню, обратилась ко мне группа девочек со словами: “Что-то давно не играли мы в нашу игру? Давайте поиграем на следующем классном часе, и сделайте, пожалуйста, так , чтобы Света К. стала водящей.” На этом классном часе быть водящей первой изъявила желание именно Света К. Глаза ее просто молили об этом. Видно было, что девочка переживает размолвку с подругами, и не понимает в чем она неправа. А девочки щадили подругу, чтобы не высказывать ей свое недовольство в назидательной форме, в безжалостных откровенных разговорах, которые иногда ведутся подростками, да и не только подростками, в грубой форме. А игра есть игра. В ней действуют особые правила: говорить правду, не обижая, и выслушивать правду, не обижаясь. Тогда мы выяснили, что беспокоило товарищей проявившиеся у подруги зазнайство и заносчивость.

“Что наша жизнь? Игра!”– это умозаключение классика недаром стало крылатой фразой. Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка. Играя, он познает мир, учится общаться, совершенствует физические, интеллектуальные и волевые навыки. Вот и на игру “Я ХОДИЛ ПО БАЗАРУ” не стоит смотреть свысока, жалеть времени для ее проведения. Как много событий происходит во внутреннем мире подростка! В игре дети способны решить много проблем, причем сделать это именно играючи – то есть легко, естественно, с удовольствием. В игре происходит психическое развитие детей, и можно судить о ходе этого процесса. Язык игры усваивается детьми легче всего, и его необходимо

смелее использовать в воспитании. Игра – процесс сложный и многогранный. Поэтому с его помощью мы можем судить не только об умственном, физическом и социальном развитии детей, но и о том, что они чувствуют в разных ситуациях, как относятся к людям, как понимают те или иные события, на кого ориентируются в выборе поступков и многом другом. Такой анализ далеко не прост, но он необходим, и надо быть внимательным, постараться увидеть происходящее в игре не только с позиции “правильно или неправильно”, но и с позиции “почему именно так”, и конечно же заметить то важное, что происходит во внутреннем мире ребенка, верно истолковать увиденное и выбрать нужную стратегию помощи(если это необходимо).