Цели и задачи урока:
- Обобщить изученное об односоставных предложениях.
- Развивать навыки самостоятельной работы обучающихся.
- Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.
- Формировать навык нахождения односоставных предложений в тексте и использовать их в речи.
- Определять роль односоставных предложений в передаче состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека.
- Развивать речевую культуру обучающихся.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Орфографический диктант (повторение правописания Н – НН):
Ломаная линия, вытоптанная площадка, берестяные грамоты, печённый в золе картофель, засеянное поле, требование удовлетворено, исправленная неточность, нагруженная машина, эмоционально окрашенное предложение, информационная ценность, очарованный красотой, потерянное время, исправленная неточность, испещрённый исправлениями, студёный вечер, долгожданная весна.
III. Обобщение и систематизация знаний об односоставных предложениях.
1. Назовите типы односоставных предложений.
2. Расскажите о способах выражения главного члена предложения в односоставных предложениях.
3. Распределите предложения по типам, записав их номера в соответствующую графу таблицы (таблицы распечатаны):
Двусоставные | |
Определённо-личные |
|
Неопределённо-личные |
|
Обобщённо-личные |
|
Безличные |
|
Назывные |
- Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелёт.
- Брожу по набережной снова.
- Из песни слов не выкинешь.
- На станции и в вагоне запрещено было зажигать свет.
- Голова томно кружится от избытка благоуханий.
- В посёлке строили новую поликлинику.
- Весело мне с тобой в дороге.
- Его везли из крепости, из Бреста.
- Слезами горю не поможешь.
- Иду в страну лучистую по имени Весна.
- Куры. Яблони. Белые хаты.
- Задремали золотые пряди в волосах притихнувших лесов.
4. Списывание с грамматическим заданием (текст выводится на экран абзацами).
- Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
- Определите типы односоставных предложений
Хрустальный звон.
Вышел утром на берег реки а по ней звон, тонкий-тонкий, еле уловимый.
(Не) сразу понял в чем дело: река ух..дила в зиму высокая, пр..брежные кусты затопле(н,нн)ы, ночью ударил заморозок - вода "подсохла", - и на всех веточках, побегах талышков и на затопле(н,нн)ой осоке настыло по ледышке. В..сели они колокольцами над водой струями шевелило тальники льдинки п..званивали едва внятно а когда зан..мался ветерок звон густел угрюмая, бурная, все лето недовольно гудевшая река нач..нала искрить из конца в конец открываясь добрым материнским ликом.
В тихом, отходящем звуке, в легком свечении.. пусты (н., нн)ой, всеми забытой реки чудилась вроде бы даже покая(н,нн)ая виноватость - была вот все лето злая, мутная, (не)ласковая затопила птичьи гнезда не оделила д..бычей рыбаков не одарила радостью купальщиков ра..пугала с берега детей, отпускников...
Поздняя осень чуть греющее позднее солнце но сколько от него светлого свету! И чуть слышный хрустальный звон кругом, ро (с,сс)ыпь искрящихся колокольчиков над берегами - голос грустного предзимья по всему поднебесному миру.
(В.Астафьев. «Затеси»)
Словарная работа:
Побеги талышков – побеги молодых тальников.
Тальник – кустарниковая ива.
Беседа по тексту:
- О чём этот текст? (О красивом грустном предзимье.)
- Основная мысль текста? (Добрый материнский лик осенней предзимней реки.)
- Стиль текста? (Художественный.)
- Тип текста? (Описание.)
- Как вы понимаете выражение вода «подсохла»? (Её стало меньше, «и на всех веточках, побегах талышков и на затопленной осоке настыло по ледышке», вода замерзла – «подсохла»)
- Что значит «открываясь добрым материнским лицом»? (Река стала тихой, спокойной, искрящейся, приветливой, доброй по-матерински.)
- Как вы понимаете выражение «покаянная виноватость»?
Словарная работа:
Покаянный – содержащий покаяние; виноватый.
Виноватый – виновный в чём-нибудь, совершивший проступок.
Виниться – сознаваться в своей вине.
(Река чувствует себя виноватой в том, что «была злая, мутная, неласковая», что «затопила птичьи гнёзда. не оделила добычей рыбаков, не одарила радостью купальщиков,… ».)
- Почему предзимье грустное? (Наступает зима, нет того буйства красок, звуков, как ранее, в природе всё засыпает, и от этого становится немного грустно.)
- Почему автор назвал это текст «Хрустальный звон»?
Словарная работа:
Хрусталь – стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света.
Хрустальный – 1. См. хрусталь. 2. перен. Чистый, прозрачный (о воде, воздухе, звуке).
(Чистый, прозрачный звук издают замёрзшие на веточках льдинки, колышимые ветром.)
- Какие выразительные средства языка использует автор в своём тексте?
Эпитеты – звон тонкий, река угрюмая, искрящиеся колокольчики, грустное предзимье, поднебесный мир …
Метафоры – уходила в зиму, вода подсохла, звон густел …
Олицетворение – одарила радостью…
Сравнения – добрый материнский лик…
Риторическое восклицание – «Поздняя осень, чуть греющее позднее солнце, но сколько от него светлого свету!»
Экспрессивное использование предложений разного типа (односоставные предложения).
- Назовите односоставные предложения в этом тексте.
- С какой целью использует автор лексические и грамматические языковые средства?
(С помощью этих средств автор показывает читателям, что он думает (размышляет) о суровой, но, оказывается, прекрасной поре в жизни природы, дающей человеку не менее положительных, тёплых эмоций и чудесных впечатлений, нежели другие времена года.)
IV. Просмотр фотопрезентации «Предзимье».
V. Домашнее задание.
Творческая работа. Написать мини-сочинение на тему «Скоро зима» (с использованием односоставных предложений).