Урок по теме "Односоставные предложения". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели и задачи урока:

  1. Обобщить изученное об односоставных предложениях.
  2. Развивать навыки самостоятельной работы обучающихся.
  3. Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.
  4. Формировать навык нахождения односоставных предложений в тексте и использовать их в речи.
  5. Определять роль односоставных предложений в передаче состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека.
  6. Развивать речевую культуру обучающихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Орфографический диктант (повторение правописания Н – НН):

Ломаная линия, вытоптанная площадка, берестяные грамоты, печённый в золе картофель, засеянное поле, требование удовлетворено, исправленная неточность, нагруженная машина, эмоционально окрашенное предложение, информационная ценность, очарованный красотой, потерянное время, исправленная неточность, испещрённый исправлениями, студёный вечер, долгожданная весна.

III. Обобщение и систематизация знаний об односоставных предложениях.

1. Назовите типы односоставных предложений.

2. Расскажите о способах выражения главного члена предложения в односоставных предложениях.

3. Распределите предложения по типам, записав их номера в соответствующую графу таблицы (таблицы распечатаны):

Двусоставные

 

Определённо-личные

 

Неопределённо-личные

 

Обобщённо-личные

 

Безличные

 

Назывные

 

  1. Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелёт.
  2. Брожу по набережной снова.
  3. Из песни слов не выкинешь.
  4. На станции и в вагоне запрещено было зажигать свет.
  5. Голова томно кружится от избытка благоуханий.
  6. В посёлке строили новую поликлинику.
  7. Весело мне с тобой в дороге.
  8. Его везли из крепости, из Бреста.
  9. Слезами горю не поможешь.
  10. Иду в страну лучистую по имени Весна.
  11. Куры. Яблони. Белые хаты.
  12. Задремали золотые пряди в волосах притихнувших лесов.

4. Списывание с грамматическим заданием (текст выводится на экран абзацами).
- Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

- Определите типы односоставных предложений

Хрустальный звон.

Вышел утром на берег реки а по ней звон, тонкий-тонкий, еле уловимый.

(Не) сразу понял в чем дело: река ух..дила в зиму высокая, пр..брежные кусты затопле(н,нн)ы, ночью ударил заморозок - вода "подсохла", - и на всех веточках, побегах талышков и на затопле(н,нн)ой осоке настыло по ледышке. В..сели они колокольцами над водой струями шевелило тальники льдинки п..званивали едва внятно а когда зан..мался ветерок звон густел угрюмая, бурная, все лето недовольно гудевшая река нач..нала искрить из конца в конец открываясь добрым материнским ликом.

В тихом, отходящем звуке, в легком свечении.. пусты (н., нн)ой, всеми забытой реки чудилась вроде бы даже покая(н,нн)ая виноватость - была вот все лето злая, мутная, (не)ласковая затопила птичьи гнезда не оделила д..бычей рыбаков не одарила радостью купальщиков ра..пугала с берега детей, отпускников...

Поздняя осень чуть греющее позднее солнце но сколько от него светлого свету! И чуть слышный хрустальный звон кругом, ро (с,сс)ыпь искрящихся колокольчиков над берегами - голос грустного предзимья по всему поднебесному миру.

(В.Астафьев. «Затеси»)

Словарная работа:

Побеги талышков – побеги молодых тальников.

Тальник – кустарниковая ива.

Беседа по тексту:

- О чём этот текст? (О красивом грустном предзимье.)

- Основная мысль текста? (Добрый материнский лик осенней предзимней реки.)

- Стиль текста? (Художественный.)

- Тип текста? (Описание.)

- Как вы понимаете выражение вода «подсохла»? (Её стало меньше, «и на всех веточках, побегах талышков и на затопленной осоке настыло по ледышке», вода замерзла – «подсохла»)

- Что значит «открываясь добрым материнским лицом»? (Река стала тихой, спокойной, искрящейся, приветливой, доброй по-матерински.)

- Как вы понимаете выражение «покаянная виноватость»?

Словарная работа:

Покаянный – содержащий покаяние; виноватый.

Виноватый – виновный в чём-нибудь, совершивший проступок.

Виниться – сознаваться в своей вине.

(Река чувствует себя виноватой в том, что «была злая, мутная, неласковая», что «затопила птичьи гнёзда. не оделила добычей рыбаков, не одарила радостью купальщиков,… ».)

- Почему предзимье грустное? (Наступает зима, нет того буйства красок, звуков, как ранее, в природе всё засыпает, и от этого становится немного грустно.)

- Почему автор назвал это текст «Хрустальный звон»?

Словарная работа:

Хрустальстекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света.

Хрустальный – 1. См. хрусталь. 2. перен. Чистый, прозрачный (о воде, воздухе, звуке).

(Чистый, прозрачный звук издают замёрзшие на веточках льдинки, колышимые ветром.)

- Какие выразительные средства языка использует автор в своём тексте?

Эпитеты – звон тонкий, река угрюмая, искрящиеся колокольчики, грустное предзимье, поднебесный мир …

Метафоры – уходила в зиму, вода подсохла, звон густел …

Олицетворение – одарила радостью…

Сравнения – добрый материнский лик…

Риторическое восклицание – «Поздняя осень, чуть греющее позднее солнце, но сколько от него светлого свету!»

Экспрессивное использование предложений разного типа (односоставные предложения).

- Назовите односоставные предложения в этом тексте.

- С какой целью использует автор лексические и грамматические языковые средства?

(С помощью этих средств автор показывает читателям, что он думает (размышляет) о суровой, но, оказывается, прекрасной поре в жизни природы, дающей человеку не менее положительных, тёплых эмоций и чудесных впечатлений, нежели другие времена года.)

IV. Просмотр фотопрезентации «Предзимье».

V. Домашнее задание.

Творческая работа. Написать мини-сочинение на тему «Скоро зима» (с использованием односоставных предложений).