Опыт логопедической работы свидетельствует о том, что с каждым годом возрастает количество детей, имеющих разного рода речевую патологию, обусловленную органическим поражением центральной нервной системы. Вызывает беспокойство и рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речи.
Одним из последствий родовых травм у данной группы детей является дизартрия – нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточности иннервации органов артикуляционного аппарата. У детей с дизартрией выявляются артикуляционные, дыхательные и голосовые расстройства, а также нарушение общей и мелкой моторики. В связи с этим им требуется максимально ранняя диагностическая и коррекционно-логопедическая помощь на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения.
Практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (в дальнейшем - ФФНР), дизартрию, показал, что для преодоления всех имеющихся речевых и, связанных с ними, неречевых нарушений недостаточно только традиционных методов и приёмов логопедической работы. Постановка отсутствующих и коррекция искажаемых звуков не гарантирует детям чёткой, внятной речи. У детей-дизартриков после окончания курса логопедических занятий зачастую сохраняется и общая смазанность речи, и невнятность, и выраженный назальный оттенок. Не всегда удаётся сформировать и ритмико-интонационные компоненты речи. Отклонения в произносительной стороне речи затрудняют процесс формирования операций фонематического анализа и синтеза, а в итоге, неизбежно приводят к школьной неуспеваемости.
Анализ всех этих данных позволил актуализировать необходимость разработки и внедрения качественно новой программы коррекции ФФНР, дизартрии на основе нетрадиционного подхода с использованием средств речедвигательной ритмики и специализированных компьютерных технологий «Дэльфа-130» и «Игры для Тигры».
Основной идеей данной программы является интеграция речи, движения и музыки, содействующая активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов, налаживанию взаимодействия всех анализаторных систем.
Речедвигательная ритмика – одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Специализированные компьютерные технологии «Дэльфа – 130» и «Игры для Тигры» представляют собой единые программно-методические комплексы, позволяющие оптимизировать коррекционно-логопедический процесс за счёт повышения мотивационной готовности детей к занятиям.
Комплексное воздействие направлено на решение следующих задач: укрепление костно-мышечного аппарата; разрушение патологических динамических стереотипов; формирование двигательных кинестезий; формирование пространственно-временных представлений; развитие темпа и ритма речевого дыхания; развитие орального праксиса; укрепление мимической мускулатуры; формирование фонематической системы; развитие темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи; умение сочетать движение и речь.
Музыкальное образование по классу «баян» благоприятствовало внедрению разработанной мною рабочей программы коррекции ФФНР у детей, имеющих дизартрию разной степени выраженности, на базе логопункта детского сада общеразвивающего вида.
Мы разучивали с детьми пальчиковые игры, массаж пальцев и некоторые динамические артикуляционные упражнения с музыкальным сопровождением (баян) и рифмованными текстами. Систематически использовали в логопедических занятиях и развлечениях хороводы с пением и выполнением серии движений, физминутки и подвижные игры с элементами самомассажа лица, шеи, кистей и пальцев рук и элементами психогимнастики. Дети с удовольствием пели распевки, чистоговорки, что превращало длительный скучный процесс автоматизации звуков в весёлую занимательную игру с фантазированием. В процессе игры каждый ребёнок предлагал свой вариант окончания чистоговорки, порой очень неожиданный и смешной. Дети от души смеялись, это способствовало эмоциональной разрядке, снижению напряжения и расслаблению мимических мышц лица. Очень нравились детям музыкально-дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и слухового внимания, различные ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве.
Пение вокализов обеспечило чёткость произношения гласных звуков, так как именно они являются основой красивой и правильной речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствовала снятию напряжённости и монотонности речи, свойственных дизартрии. Раскованность и непринуждённость, артистизм, приобретённые детьми при выполнении танцевально-ритмических движений, развитие мелкой моторики и координации движений – всё это оказало положительное влияние на двигательные функции речевых органов.
Введение средств речедвигательной ритмики способствовало формированию правильного речевого дыхания. Отработка сильного длительного целенаправленного выдоха с помощью игр компьютерных программ «Игры для Тигры» и «Дэльфа – 130» позволила сократить сроки постановки звуков.
Благодаря интеграции разнообразных средств, постоянной смене видов деятельности, ярким сюрпризным моментам в каждом занятии у детей не только закрепилось нормированное звукопроизношение, но и сформировались операции фонематического анализа и синтеза, нормализовалась темпо-ритмическая и интонационно-выразительная сторона речи.
Коллективность в проведении фронтальных логопедических занятий обеспечила формирование у детей с ФФНР, дизартрией подражательных действий, появление ориентировки на общий ритм движений, воспроизведение движений по образцу и моделирование действий по аналогии. Кроме того, коллективность способствовала повышению уровня самооценки детей, произвольной регуляции их поведения.
В итоге, реализация рабочей программы обеспечила формирование всех компонентов единой речевой функциональной системы у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией без превышения максимальной нагрузки и переутомления на занятиях.
Таким образом, целенаправленное системное комплексное воздействие с использованием средств речедвигательной ритмики и специализированных компьютерных технологий «Дэльфа-130» и «Игры для Тигры» позволило вывести коррекционно-логопедическую помощь детям с дизартрией на более высокий, качественно новый уровень, обеспечивающий им школьную готовность в полном объёме, что было подтверждено мониторинговыми исследованиями. Оптимизация стала возможна за счёт системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания условий развития положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, дизартрией.