Урок географии по теме "Малая родина на планах и картах". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Данный урок провожу в завершении изучения темы «План и карта». На этом уроке проверяются основные географические понятия изученной темы «План и карта», решаются географические задачи в практической работе по определению расстояния и направления от Москвы до ближайших морей.

Приобретённые приёмы и навыки работы с планами и картами переносятся на знакомство и изучение родного края через изучение планов и карт своей местности. Творческая группа обучающихся знакомит класс с высказыванием Н.Н. Баранского о карте. Ученики читают стих о великих просторах нашей Родины, проводят заочную экскурсию по родному посёлку. В завершении, обучающиеся знакомятся с планами и картами своей местности, устно решая географические задачи по определению направления и месторасположения объектов по картах и планах Московской области, Подольского района, родного посёлка Щапово, школьного образовательного пространства.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и закрепить полученные на предыдущих уроках знания по теме: «План и карта»;
  • проверка знаний и основных понятий данной темы;
  • проверка умений определять расстояния и направления по планам и картам;

Развивающие:

  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • расширять кругозор учащихся при работе с дополнительной литературой;

Воспитательные:

  • развивать чувство патриотизма, гражданской ответственности при изучении родного края.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • карты и планы родного края (Приложение 2);
  • карта РФ;
  • выставка книг о родном крае;
  • увеличенные условные знаки плана местности на альбомных листах;
  • стихи и песни о Родине;
  • высказывания великих людей о Родине;
  • пословицы и поговорки о Родине;
  • фотогазета о п. Щапово и его достопримечательностях;
  • магнитофон с записью песни о п. Щапово;
  • компьютер с ММУ.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Опрос. Цифровой диктант по проверке понятий.
  3. Практическая работа №9. «Определение по карте РФ расстояния от своего населённого пункта до ближайшего моря».
  4. Заочное путешествие по п. Щапово.
  5. Работа с планами и картами родного края.
  6. Взаимопроверка результатов выполненных заданий.
  7. Подведение итогов урока. Д/3.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит 1 куплет песни о п. Щапово.

Приветствие обучающихся. Отметить отсутствующих. Проверить наличие всего необходимого

для урока. Ознакомить учеников с задачами и с планом урока.

II. Опрос.

Цифровой диктант по проверке понятий.

На доске запись ответов по цифровому диктанту:

1 в.   2 в.
1 План местности 5
2 Масштаб 4
3 Географическая карта 3
4 Условные знаки 2
5 Географические координаты 1

Работа выполняется на 2 варианта.

Учитель читает вопросы всем одновременно, ученики отвечают цифрами своего варианта.

  1. Знаки, которые в уменьшенном виде показывают объекты Земли, хозяйства человека на планах и картах (условные знаки).
  2. Чертеж, который изображает земную поверхность сверху в уменьшенном виде, с помощью условных знаков (план местности).
  3. Плоское, сильно уменьшенное изображение земной поверхности, на котором географические объекты показаны условными знаками (г. карта).
  4. Дробь, у которой числитель 1, а знаменатель число, указывающее во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем на самой местности (масштаб).
  5. Географическая широта и географическая долгота точки земной поверхности (г. координаты).

Ответы по цифровому диктанту:

  • 1 в.: 4, 1, 3, 2, 5.
  • 2 в.: 2, 5, 3, 4, 1.

Учитель: Вспомнив основные понятия, обратимся к карте нашей Родины. Найдите в атласе карту РФ (физическую). Приготовьте линейку и карандаш.

Ученица с заранее полученным заданием читает стих о Родине:

Как велика моя страна.
Как широки ее просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы...
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встает, встречая солнце.
Н. Забила

Учитель: Как сказал известный географ Н.Н. Баранский: «Карта несравненно более определенная и точная вещь, чем человеческая речь, устная или письменная. Карта-это «второй язык» географии».

III. Пр. работа №9.

Ученики в тетради пишут название пр. работы № 9:

«Определение по карте РФ расстояния от г. Москвы до ближайшего моря». Совместно с учителем, ученики определяют расстояние до Белого моря (950 км). Самостоятельно ученики определяют расстояние до Балтийского моря (625 км), до Азовского моря (925 км). Подчеркнуть ближайшее море.

От больших просторов России переходим к нашей Малой Родине (звучит 2 куплет песни о п. Щапово, текст см. в приложении 1).

IV. Заочное путешествие по п. Щапово.

Ученики рассказывают о своём населённом пункте по данному учителем опережающему домашнему заданию.

При наличии компьютера и ММУ, учитель с заранее подготовленным учеником, показывают презентацию о п. Щапово и рассказывают о заочном путешествии по нему.

V. Работа с планами и с картами родного края.

  1. По карте Московского столичного региона учитель задаёт вопрос: На каком расстоянии от Москвы находится г. Подольск? (50 км).
  2. По схеме Подольского района назвать населённые пункты к западу от г. Подольска (устно).
  3. По схеме сельских округов Подольского района учитель задаёт вопрос: В каком направлении от г. Подольска находится Щаповский сельский округ? (в западном).
  4. По схеме образовательного пространства Щаповской школы, просьба назвать все населённые пункты, откуда дети приезжают в нашу школу (устно).
  5. По плану п. Щапово учитель задаёт вопрос: В какой части посёлка протекает р. Лубянка? (в ю-в).
  6. Выбрать из предлагаемых условных знаков те, которые можно использовать, чтобы составить план школьной территории.

Люблю и знаю,
Знаю и люблю,
И тем полней люблю, чем больше знаю.

Учитель: Сейчас мы узнаем, как вы знаете свою Родину с точки зрения географии. А для этого поиграем в учителя своего соседа. Обменяемся тетрадями с соседом и проведём взаимопроверку выполненных заданий карандашом. Нормы оценок смотрим на доске.

Нормы оценок:

1) Цифровой диктант. Если все ответы верны – 1 балл, а если нет – 0,5 балла.

  1. Пр. работа №9. При ответе, что ближайшее к нам море Балтийское – 1 балл, если нет – 0 баллов.
  2. Работа с картой Московской области. При ответе 50 км – 1 балл, при неточном ответе – 0,5 балла.
  3. Работа с схемой с/о. При ответе (в западном) – 1 балл, при неточном – 0,5 балла.
  4. Работа с планом п. Щапово. При ответе (в ю-в.) – 1 балл, при неточном (ю. или в.) – 0,5 балла.

Дети суммируют полученные баллы и выставляют итоговую оценку за урок.

VI. Итоги урока.

  1. Оценки за урок.
  2. Совместные выводы по теме урока учителя и детей.
  3. Творческое д/з:
    а) на альбомном листе нарисовать значок п. Щапово.
    б) составить памятку младшим школьникам "Что значит быть патриотом своей Родины?"

Звучит 3 куплет песни о п. Щапово.