Цели:
- Формирование интереса к истории и культуре своего народа.
- Создание представления о характерных особенностях народных промыслов Жостово, Хохлома, Дымково, Гжель, а также таких, как русская матрешка.
- Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей.
Оборудование: Изделия народных промыслов: жостовские подносы, хохломская посуда, матрешки; репродукции, изображающие изделия народных промыслов, карточки с изображением отдельных элементов каждого из представленных промыслов, презентация.
Ход занятия
Слайд 1
Учитель: Из истории вы, ребята, помните, что с давних времен Россия привлекала к себе взоры и сердца зарубежных гостей. Зарубежные гости завидовали богатству России. А чем же богата Россия?
И необъятными просторами, и красивой природой, и великолепными храмами, и природными богатствами земли, и самое главное богатство - это люди, русский народ. Талантливый, мудрый русский народ. Издавна славилась Русь своими мастерами и умельцами. Тема нашего занятия - "Добрых рук мастерство". Наша задача: из всего услышанного, увиденного постараться проникнуться теми добрыми чувствами, которые наполняли сердца мастеров, когда они творили своими руками чудо.
Слайд 2. Первая деревня, которую мы посетим, называется Жостово.
"Жостово"
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый...
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
П. Синявский
Историк (ученик) В начале 19 века неподалеку от Москвы в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов. В 20-е годы
20 века маленькие мастерские объединились в одну артель, которую стали называть Жостовской фабрикой декоративной росписи.
Слайд 3-6
Мастер(ученик) Рождение подноса начинается с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. С помощью мощного пресса придавали нужную форму. Существует 26 различных форм (круглая, овальная, прямоугольная, гитарная и т.д.) Заготовку шлифовали и покрывали черной краской и лаком.
Художник(ученик) Жостовская роспись - композиция из роз, маков, георгинов, ромашек, незабудок. Листья, веточки. Украшение рамкой. Лакировка. Краски: желтая, красная, зеленая, синяя.
Слайд 7 "Хохлома"
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи - перелески,
Шелковые всплески
Солнечной медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома. П. Синявский
Историк(ученик) Названа эта роспись деревянной посуды по имени села в Нижегородской области.
Сказочник(ученик)
Легенда.
В давние времена жил в Москве мастер-живописец. Царь высоко ценил его мастерство. Но мастер больше всего любил вольную жизнь и поэтому тайно из царского двора перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И как будто солнце поселилось в избе. Мастер вырезал из березы и липы посуду, натирал оловянным порошком, покрывал льняным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово становилось похоже на золото. Слава о мастере разнеслась по всей земле и дошла до грозного царя, который велел вернуть беглеца. Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. Утром, когда пришли стрельцы царские, изба мастера горела ярким пламенем. А мастера так и не нашли. Ремесло подхватили односельчане.
Слайд 8-11.
Художник (ученик) Самые главные виды росписи - травка, яблочко, ягодка, кудрина (завитки) и др. Окраска в золотистый цвет. Присутствие красного и черного. "Хохлома" наполнена радостным, праздничным светом.
В исполнении трио ложкарей прозвучит русская народная песня "Во саду ли, в огороде".
Слайд 12, 13
"Дымково".
Ели спят у большака в инее седом.
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом -
Голубые дали.
И село большое то
"Дымково" назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны.
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о "дымке" слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду -
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Споем частушки мы сейчас.
Частушки
Наши руки крендельком, будто яблоки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные, хохотушки вятские,
Щеголихи слободские, кумушки посадские.
Дымковские барыни всех на свете краше,
А гусары-баловни - кавалеры наши.
С лентами, да с бантами, да под ручку с франтами
Мы гуляем парами, проплываем павами.
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
Под березки, на лужки выбегают петушки:
Зеленые сапожки, красные сережки.
Ой, люли, люли, люли, кони на лужок пришли,
Кони удалые, гордые, лихие.
Козоньки рогатые, козоньки бодатые,
Ждем вас на дорожке, разомните ножки.
Ой, вы, гости дорогие! У нас игрушки расписные
Веселы и ярки, примите их в подарки.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!
Слайд 14-17
Историк (ученик) Появились эти замечательные игрушки в слободе Дымково (город Вятки). Дымковские мастера занимались разными ремеслами, но игрушечное дело было для них самым любимым. В далекие времена, более 100 лет назад, устраивали яркие ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушки - свистульки, исполненные в виде сказочных животных. Игрушки любили и дети, и взрослые. Ими украшали свои дома.
Мастер(ученик) Дымковская игрушка - это сложная ручная работа. Весной собирали красную глину, смешивали с речным песком, скатывали шарики, лепили нужную форму, сушили несколько дней, обжигали в русской печи. Затем фигурку отбеливали - погружали в раствор мела и молока. И красная игрушка становилась белой.
Художник(ученик) Краски составляли на яйце с квасом или молоком. Узоры несложные: клетки, полоски, точки, кружки, овалы. Но мастерицы их умело сочетали, что делало игрушку наряднее, ярче.
Слайд 18
"Гжель"
Ритмы сине-белых чудных красок;
Неба синь и белая метель,
Подмосковье, ты всегда прекрасно,
Это наша сказочная гжель!
Гжель, гжель, сказочная гжель!
Песня задушевная, хорошая,
Словно белая метель, словно белая метель
Синие цветы запорошила.
Синие птицы по синему небу,
Море цветов голубых
Кувшины и кружки -
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка - глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье -
Русская звонкая Гжель! О.Левицкий
Слайд 19-23
Учитель: Русский народ - удивительный народ. Только в России мастера могли придумать такую посуду, чтобы даже самая простая еда в ней казалась сказочной, чудесной. Чтобы простая вода из колодца казалась волшебной, живой; чтобы простой хлеб был сладким, словно медовый пряник.
Какие чувства рождаются при взгляде на гжельскую посуду?
Да, ребята, русские мастера трудились на славу.
В свое мастерство они вкладывали свое умение, душу, любовь к труду, любовь к России. Потому изделия получались такими красивыми, каждое по-особому радует глаз, наполняя наши сердца любовью к России, желанием тоже творить прекрасное.
Про упорный терпеливый труд народ сложил пословицы и поговорки.
Кто больше вспомнит пословиц и поговорок?
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Делу время - потехе час.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Терпенье и труд все перетрут.
Беседа о смысле данных пословиц и поговорок.
Слайд 24
"Матрешки"
Абрамцево, Абрамцево - старинное местечко.
Там есть и лес, и рощица, поле, мостик, речка...
Там мастера решили матрешку сотворить,
Чтоб только радость людям она могла дарить.
Матрешки русские по свету славятся.
На них взгляните вы, чем не красавицы?
Русские Матрёшеньки, девицы белешеньки.
Все с аленькими щечками, покрытые платочками.
Сто лет матрешке, но не старится она,
Как красна девица, умна, стройна; скромна.
От многих бед её хранит секрет
Дуэт живет в матрешке, трио и квартет.
Слайд 25,26
Историк(ученик) Впервые матрешка появилась в 90-е годы 19 века в Москве. Она была сделана по эскизу известного художника С.Малютина. Новая игрушка всем очень понравилась. Её стали создавать в Сергиевом Посаде, в городе Семенове (под Нижним Новгородом) и во многих др. городах и селах России. Эти матрешки различаются и размером, и росписью, но общим является то, что это деревянная разъемная игрушка, в которой из каждой фигурки вынимается следующая, меньшего размера. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. Правда, такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства от токаря, а массовый выпуск таких матрешек невозможен.
Слайд 27,28
Мастер (ученик) Сделать матрешку можно только на токарном станке, где из
выдержанной березовой или липовой древесины вытачивают первую, самую маленькую фигурку, по ней нижнюю часть фигурки побольше, затем её верхнюю половинку, и так весь ряд многоместной игрушки. Формы у матрешки мягкие, округлые, очертания головы плавно переходят в туловище. Основание у фигурки устойчивое. Как и сто лет назад, теперь в Сергиев Посаде и Семенове вновь рисуют целыми семьями. Роспись собственной матрешки - дело трудное, кропотливое, но благодарное, даже если вы будете стремиться просто скопировать существующий образец, непременно получится что-то другое, своё.
При упоминании о Сергиево- посадской (Загорской) матрешке, перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.
Если в Сергиевом Посаде матрешку видели приземистой и плотной, то семеновские мастера точили ее более стройной и вытянутой, изображали бойких девушек-красавиц в ярких полушалках.
Слайд 29-35
Художник(ученик) Сравним росписи матрешек. Сергиево-Посадская матрешка - это яркая, контрастная игрушка, расписанная гуашью: из-под платка, завязанного узлом, видны две пряди волос, узорчатая кофта, сарафан с кружками и змейками, передник в цветочек. Матрешечники применяют простые приемы росписи, а в заключении наносят лаковое покрытие. Семеновская матрешка родом из Семеновского района в Нижегородской области. Отличается от Сергиевской непринужденной манерой росписи и отсутствием строгих критериев образа матрешки. Если в Загорской матрешке угадываются черты горожанки, то семеновская - несомненно, сельчанка с самобытными мотивами в одежде и обилием цветочных мотивов. Полхов-Майданская матрешка знаменита приемами росписи "цветы с наводкой", "цветы без наводки", "рисунок под масло", "пестрение". Также матрешку отличает удивительное разнообразие форм: вытянутые, широкие, "фигуристые", примитивные и т.д. Описание сопровождается показом на матрешках.
Слайд 36
Официальным сувениром олимпийских игр в Сочи - 2014 признана Семёновская Матрешка.
Слайд 37
Затем учащиеся раскрашивают заготовки семеновской матрешки, проявляя свое творчество. При завершении занятия выставка раскрашенных матрешек.
Итог: - Что вы узнали нового, интересного на занятии? Расскажите о тех чувствах, которые наполняют ваше сердце. Что вызвало добрый отклик в вашей душе после проведённого занятия? К чему побуждает увиденное вами мастерство Добрых рук?
Учащиеся подводят итоги всего услышанного и увиденного.
Учитель: "Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия". М.И.Калинин.