Множества. Элементы множества

Разделы: Информатика


Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • повторить и закрепить полученные представления:
  • о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении множеств, объединении множеств;
  • закрепить умения:
  • определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам), а также множеству, которое является пересечением, объединением множеств;
  • находить на схеме область элементов, не принадлежащих множеству, а также область множества, которое является пересечением, объединением множеств и называть элементы из этой области;
  • определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения);
  • правильно изображать предложенную ситуацию;
  • навыков работы на компьютере в графическом редакторе Paint.

Развивающие:

  • способствовать развитию у детей умения наблюдать, сравнивать, обобщать;
  • учить детей рассуждать и доказывать;
  • способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
  • способствовать развитию речи;
  • развивать познавательную деятельность учащихся;
  • развивать интерес к предмету;
  • развивать умения работать на персональном компьютере.

Воспитывающие:

  • воспитывать дружелюбные отношения в ученическом коллективе;
  • воспитывать познавательную потребность;
  • воспитывать самостоятельность в работе, аккуратность;
  • воспитывать взаимопонимание и уверенность в себе.

Тип занятия: Повторение и обобщение изученного материала.

Оборудование и использование учебного материала.

1. “Информатика в играх и задачах”. 3 класс в 2-х частях. Учебник-тетрадь, часть2. Авторский коллектив Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.– М.: "Баласс", 2008.

2. Раздаточный материал. Задания на листах. Приложение 2.

3. Персональный компьютер. Пакет прикладной программы "Графический редактор Paint".

4. Мультимедиапроектор.

5. Интерактивная доска и программное обеспечение SmartBoard. Презентация "Множества. Отношения между множествами". Приложение 1.

6. Комплект цифр от 1 до 5 для каждого ученика (желательно чтоб каждая цифра имела свой цвет).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение и обобщение материала.

Работа с интерактивной доской

1 страница. Название темы.

2 страница. Множества. Элементы множества.

Устная работа (учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают)

Что такое множество? (группа предметов с общим названием).

Из чего состоят множества? (из элементов).

Приведите пример пустого множества (множество хвостов у людей, множество рук у животных, ......); множества с одним элементом (множество букв К в русском алфавите, голов у человека, ......).

Какие множества изображены на рисунке? Сколько элементов принадлежит данному множеству? (множество домов - три элемента, множество ведер- один элемент, множество деревьев - много элементов, множество цветов - много элементов, множество камней - восемь элементов,......).

Так скажите, сколько же элементов может включать множество? (множество может включать один элемент, может включать много и не очень много элементов и может быть пустым - это множество, в котором нет ниодного элемента).

Задания на странице 3-6 выполняются одновременно на доске и на рабочих листах. Учащиеся выходят по очереди к доске.

3 страница. Множества. Подмножества.

Устно.

Как называется множество, которое входит в другое множество? (подмножество).

Работа с интерактивной доской. (к доске выходят по очереди три ученика и заштриховывают круги с помощью стиуса).

Чтобы выполнить это задание ученики должны найти обозначение каждого множества в таблице, определить какое множество содержит больше элементов и закрасить большие круги.

  • Первый ученик: Детей больше, чем третьеклассников и школьников, значит красным цветом закрашиваем самый большой круг.
  • Второй ученик: Школьников больше, чем третьеклассников, значит средний круг закрашиваем синим цветом.
  • Третий ученик: Третьеклассников меньше чем школьников и детей, значит самый маленький круг закрашиваем зеленым цветом.

Остальные учащиеся работают на рабочих листах (см.приложение) и закрашивают круги с помощью цветных карандашей.

4 страница. Пересечение множеств.

Устно.

Какие множества называются пересекающимися? (если они имеют общие элементы).

Задание: Распределить элементы по соответствующим множествам .

 Учащиеся по очереди выходят к доске и перемещают элементы по соответствующим множествам, при этом требуется объяснить почему он распределяет данный элемент к конкретному множеству.

Например: арбуз- съедобный, но не красный- множество съедобных; перец - съедобный и красный - пересечение множеств; платье - красное, но не съедобное - множество красных; мяч - не съедобный и не красный - располагается за пределами множеств.

Остальные учащиеся работают на рабочих листах (см.приложение) и показывают путь перемещения с помощью стрелки.

5 страница. Взаимное расположение множеств.

Второй ученик: Множество диких животных и множество домашних животных. Эти множества имеют одинаковые элементы (например, свинья, утка, гусь - домашнее животное и дикое), значит они пересекаются. Соединяем с первой схемой.

Третий ученик: Множество птиц и множество насекомых. Нет таких птиц, которые были бы насекомыми и нет таких насекомых, которые были бы птицами, значит множества не пересекаются. Соединяем с третьей схемой.

Задание: Установить соответствие между схемой и множествами.

6 страница. Множества. Элементы множества. Пересечение и объединение множеств (Слова "НЕ", "И", "ИЛИ" ).

Задание: Впишите в фигуры номера рисунков. Сколько белочек в каждом множестве? (Запиши ответы в клетках таблицы). Закрась в таблице части фигур.

Ответы учащихся:

Белочек на рисунке 9.

Белочек с грибами 3.

Белочек с орехами 4.

Белочек с грибами и орехами 1 (рис.9). В таблице закрашивается область пересечения круга и овала, на схеме в области пересечения записывается цифра 9.

Белочек с грибами или орехами 6 - это белочки у которых есть и грибы и орехи (рис.9), только орехи (рис.3,7), только грибы (рис.1, 4, 6). В таблице закрашивается весь круг и весь овал. На схеме в круге, за пределами овала записываются цифры 3, 7; в овале за пределами круга - цифры 1,4, 6.

Белочек, у которых нет грибов 6 (рис.1, 2, 4, 5, 6, 8). В таблице не закрашивается только область круга.

Белочек, у которых нет орехов 5 (рис.2, 3, 5, 7, 8). В таблице не закрашивается только область овала.

На схеме в прямоугольнике, за пределами круга и овала записываются цифры 2, 5, 8 - это белочки, у которых нет орехов и грибов.

III. Физкультминутка

Робот делает зарядку и считает по порядку:

- Раз!- контакты не искрят,
- Два!- суставы не скрипят,
-Три!- прозрачен объектив.
Я исправен и красив!

1,2,3,4,5 - Можно к делу приступать!

IV. Контроль знаний. Самостоятельная работа.

Учащиеся класса делятся на две группы.

1 группа выполняет задания на листочках Приложение 3, 2 группа выполняет задания на компьютерах Приложение 4. Через 5-7 минут учащиеся меняются местами.

Задание на листочках выполняется с помощью цветных карандашей.

1 задание. С помощью геометрических фигур прямоугольник и круг изобразить предложенную ситуацию.

2 задание. Закрасить часть схемы так, чтобы высказывание было истинным.

Задание на компьютерах выполняется в графическом редакторе Paint. Первое и второе задание представлены в одном файле.

Путь к файлу (учитель проговаривает, а учащиеся выполняют его команды).

Рабочий стол —> Папка 3 класс —> {открыть двойным щелчком мыши}—> Файл Самостоятельная работа —> {правой кнопкой мыши}—> Открыть с помощью Paint.

1 задание. С помощью геометрических примитивов прямоугольник и эллипс изобразить предложенную ситуацию.

2 задание. С помощью инструмента Заливка закрасить часть схемы так, чтобы высказывание было истинным.

После выполнения заданий учителем осуществляется проверка правильности выполнения работы.

V. Итоги урока.

Ребята, сегодня мы с вами повторили, что такое множество, подмножество, пересечение и объединение множеств.

  • Так скажите, сколько же элементов может быть во множестве? (сколько угодно).
  • Как называется множество, которое входит в другое множество? (подмножество).
  • А какие же элементы входят в пересечение двух множеств? (которые входят и в одно, и в другое множество).

VI. Домашнее задание.

1 задание представлено на листочках и раздается каждому ученику (см.приложение). Закрась в таблице части фигур. Посмотри в таблице, сколько ёжиков должно быть в каждом множестве. Раскрась ёжиков. Впиши числа в пустые клетки таблицы.

2 задание выполняется по желанию ученика. Придумать задание на взаимное расположение множеств. Оформить работу на листах формата А4. Работа должна содержать название множеств, схему, рисунки.

VII. Рефлексия.

  • Какое задание вам сегодня больше всего понравилось?
  • Какое задание вызвало затруднение?

У каждого из вас на парте лежит множество натуральных чисел от 1 до 5 повесьте одну из цифр, на какую отметку вы оцениваете урок, на дерево настроения.