Цели и задачи урока:
Образовательные:
- повторить и закрепить полученные представления:
- о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении множеств, объединении множеств;
- закрепить умения:
- определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам), а также множеству, которое является пересечением, объединением множеств;
- находить на схеме область элементов, не принадлежащих множеству, а также область множества, которое является пересечением, объединением множеств и называть элементы из этой области;
- определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения);
- правильно изображать предложенную ситуацию;
- навыков работы на компьютере в графическом редакторе Paint.
Развивающие:
- способствовать развитию у детей умения наблюдать, сравнивать, обобщать;
- учить детей рассуждать и доказывать;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
- способствовать развитию речи;
- развивать познавательную деятельность учащихся;
- развивать интерес к предмету;
- развивать умения работать на персональном компьютере.
Воспитывающие:
- воспитывать дружелюбные отношения в ученическом коллективе;
- воспитывать познавательную потребность;
- воспитывать самостоятельность в работе, аккуратность;
- воспитывать взаимопонимание и уверенность в себе.
Тип занятия: Повторение и обобщение изученного материала.
Оборудование и использование учебного материала.
1. “Информатика в играх и задачах”. 3 класс в 2-х частях. Учебник-тетрадь, часть2. Авторский коллектив Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.– М.: "Баласс", 2008.
2. Раздаточный материал. Задания на листах. Приложение 2.
3. Персональный компьютер. Пакет прикладной программы "Графический редактор Paint".
4. Мультимедиапроектор.
5. Интерактивная доска и программное обеспечение SmartBoard. Презентация "Множества. Отношения между множествами". Приложение 1.
6. Комплект цифр от 1 до 5 для каждого ученика (желательно чтоб каждая цифра имела свой цвет).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение и обобщение материала.
Работа с интерактивной доской
1 страница. Название темы.
2 страница. Множества. Элементы множества.
Устная работа (учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают)
Что такое множество? (группа предметов с общим названием).
Из чего состоят множества? (из элементов).
Приведите пример пустого множества (множество хвостов у людей, множество рук у животных, ......); множества с одним элементом (множество букв К в русском алфавите, голов у человека, ......).
Какие множества изображены на рисунке? Сколько элементов принадлежит данному множеству? (множество домов - три элемента, множество ведер- один элемент, множество деревьев - много элементов, множество цветов - много элементов, множество камней - восемь элементов,......).
Так скажите, сколько же элементов может включать множество? (множество может включать один элемент, может включать много и не очень много элементов и может быть пустым - это множество, в котором нет ниодного элемента).
Задания на странице 3-6 выполняются одновременно на доске и на рабочих листах. Учащиеся выходят по очереди к доске.
3 страница. Множества. Подмножества.
Устно.
Как называется множество, которое входит в другое множество? (подмножество).
Работа с интерактивной доской. (к доске выходят по очереди три ученика и заштриховывают круги с помощью стиуса).
Чтобы выполнить это задание ученики должны найти обозначение каждого множества в таблице, определить какое множество содержит больше элементов и закрасить большие круги.
- Первый ученик: Детей больше, чем третьеклассников и школьников, значит красным цветом закрашиваем самый большой круг.
- Второй ученик: Школьников больше, чем третьеклассников, значит средний круг закрашиваем синим цветом.
- Третий ученик: Третьеклассников меньше чем школьников и детей, значит самый маленький круг закрашиваем зеленым цветом.
Остальные учащиеся работают на рабочих листах (см.приложение) и закрашивают круги с помощью цветных карандашей.
4 страница. Пересечение множеств.
Устно.
Какие множества называются пересекающимися? (если они имеют общие элементы).
Задание: Распределить элементы по соответствующим множествам .
Учащиеся по очереди выходят к доске и перемещают элементы по соответствующим множествам, при этом требуется объяснить почему он распределяет данный элемент к конкретному множеству.
Например: арбуз- съедобный, но не красный- множество съедобных; перец - съедобный и красный - пересечение множеств; платье - красное, но не съедобное - множество красных; мяч - не съедобный и не красный - располагается за пределами множеств.
Остальные учащиеся работают на рабочих листах (см.приложение) и показывают путь перемещения с помощью стрелки.
5 страница. Взаимное расположение множеств.
Второй ученик: Множество диких животных и множество домашних животных. Эти множества имеют одинаковые элементы (например, свинья, утка, гусь - домашнее животное и дикое), значит они пересекаются. Соединяем с первой схемой.
Третий ученик: Множество птиц и множество насекомых. Нет таких птиц, которые были бы насекомыми и нет таких насекомых, которые были бы птицами, значит множества не пересекаются. Соединяем с третьей схемой.
Задание: Установить соответствие между схемой и множествами.
6 страница. Множества. Элементы множества. Пересечение и объединение множеств (Слова "НЕ", "И", "ИЛИ" ).
Задание: Впишите в фигуры номера рисунков. Сколько белочек в каждом множестве? (Запиши ответы в клетках таблицы). Закрась в таблице части фигур.
Ответы учащихся:
Белочек на рисунке 9.
Белочек с грибами 3.
Белочек с орехами 4.
Белочек с грибами и орехами 1 (рис.9). В таблице закрашивается область пересечения круга и овала, на схеме в области пересечения записывается цифра 9.
Белочек с грибами или орехами 6 - это белочки у которых есть и грибы и орехи (рис.9), только орехи (рис.3,7), только грибы (рис.1, 4, 6). В таблице закрашивается весь круг и весь овал. На схеме в круге, за пределами овала записываются цифры 3, 7; в овале за пределами круга - цифры 1,4, 6.
Белочек, у которых нет грибов 6 (рис.1, 2, 4, 5, 6, 8). В таблице не закрашивается только область круга.
Белочек, у которых нет орехов 5 (рис.2, 3, 5, 7, 8). В таблице не закрашивается только область овала.
На схеме в прямоугольнике, за пределами круга и овала записываются цифры 2, 5, 8 - это белочки, у которых нет орехов и грибов.
III. Физкультминутка
Робот делает зарядку и считает по порядку:
- Раз!- контакты не искрят,
- Два!- суставы не скрипят,
-Три!- прозрачен объектив.
Я исправен и красив!
1,2,3,4,5 - Можно к делу приступать!
IV. Контроль знаний. Самостоятельная работа.
Учащиеся класса делятся на две группы.
1 группа выполняет задания на листочках Приложение 3, 2 группа выполняет задания на компьютерах Приложение 4. Через 5-7 минут учащиеся меняются местами.
Задание на листочках выполняется с помощью цветных карандашей.
1 задание. С помощью геометрических фигур прямоугольник и круг изобразить предложенную ситуацию.
2 задание. Закрасить часть схемы так, чтобы высказывание было истинным.
Задание на компьютерах выполняется в графическом редакторе Paint. Первое и второе задание представлены в одном файле.
Путь к файлу (учитель проговаривает, а учащиеся выполняют его команды).
Рабочий стол —> Папка 3 класс —> {открыть двойным щелчком мыши}—> Файл Самостоятельная работа —> {правой кнопкой мыши}—> Открыть с помощью Paint.
1 задание. С помощью геометрических примитивов прямоугольник и эллипс изобразить предложенную ситуацию.
2 задание. С помощью инструмента Заливка закрасить часть схемы так, чтобы высказывание было истинным.
После выполнения заданий учителем осуществляется проверка правильности выполнения работы.
V. Итоги урока.
Ребята, сегодня мы с вами повторили, что такое множество, подмножество, пересечение и объединение множеств.
- Так скажите, сколько же элементов может быть во множестве? (сколько угодно).
- Как называется множество, которое входит в другое множество? (подмножество).
- А какие же элементы входят в пересечение двух множеств? (которые входят и в одно, и в другое множество).
VI. Домашнее задание.
1 задание представлено на листочках и раздается каждому ученику (см.приложение). Закрась в таблице части фигур. Посмотри в таблице, сколько ёжиков должно быть в каждом множестве. Раскрась ёжиков. Впиши числа в пустые клетки таблицы.
2 задание выполняется по желанию ученика. Придумать задание на взаимное расположение множеств. Оформить работу на листах формата А4. Работа должна содержать название множеств, схему, рисунки.
VII. Рефлексия.
- Какое задание вам сегодня больше всего понравилось?
- Какое задание вызвало затруднение?
У каждого из вас на парте лежит множество натуральных чисел от 1 до 5 повесьте одну из цифр, на какую отметку вы оцениваете урок, на дерево настроения.