Программа и методика проведения антиалкогольного просвещения учащихся и родителей в школе

Разделы: Классное руководство


Ежегодно в мире по причинам, так или иначе связанным с употреблением алкоголя, умирают десятки миллионов человек. Алкоголь уносит жизни, разрушает семьи, ввергает человека в неисчислимые страдания, калечит судьбы, делает людей несчастными и больными. Алкоголь - одна из причин подрыва здоровья нации, уничтожения генофонда страны.

С сегодняшнего дня каждый из вас может даровать своим родным и близким, своим друзьям и любимым счастливую радостную жизнь, ведь знание откроет им глаза, заставит задуматься, прежде чем притронуться к этому яду.

Древние говорили: предупрежден – значит, вооружен.

Одним из важнейших направлений профилактики алкоголизма является антиалкогольное воспитание подрастающего поколения, которое должно проводиться на фоне широкого санитарно-гигиенического воспитания населения.

Многочисленные литературные данные свидетельствуют о том, что основа злоупотребления алкоголем закладывается в детском и подростковом возрасте. В частности на возникновение и развитие злоупотребления спиртными напитками существенное влияние оказывают такие факторы как возраст первого приобщения к алкоголю, начало самостоятельного и систематического потребления алкогольных напитков, взаимоотношения между родителями, условия воспитания в детстве.

В результате опроса взрослого населения выяснилось, что половина злоупотребляющих алкоголем воспитывалась в семьях, где отношения между родителями были конфликтными и часто употреблялись спиртные напитки; 96,2 опрошенных впервые приобщились к алкоголю в возрасте 15 лет, треть из них – до 10 лет, а к 19 годам 90% опрошенных систематически употребляли алкогольные напитки. По данным С.П.Банникова более 60% школьников девятых классов и около 90% одиннадцатых классов употребляют алкогольные напитки.

Одной из причин сравнительно широкого распространения потребления алкогольных напитков среди школьников является недостаточный уровень антиалкогольного просвещения. Знания школьников по данному вопросу весьма расплывчаты и общи. В основном школьники знают о социальных последствиях употребления алкоголя (автомобильные катастрофы, несчастные случаи в быту и на производстве), конкретные же знания о влиянии алкоголя на организм человека, на заболеваемость у обучающих невелики. Анализ литературы, методических изданий по антиалкогольной пропаганде среди школьников, показал, что в настоящее время недостаточно пособий по данной тематике. Проведения антиалкогольной пропаганды только среди обучающихся недостаточно. Важно охватить этой работой и родителей, так как основная масса школьников употребляет алкогольные напитки дома – на праздники, с ведома и разрешения родителей, у которых , несмотря на их общую грамотность, бытует мнение, что небольшие дозы алкоголя совершенно не вредны для детей.

Успешное решение проблемы современного антиалкогольного воспитания и просвещения детей и подростков возможно только при условии постоянного целенаправленного и многопланового воздействия: семья – школа, родители – дети.

Настоящая методика проведения антиалкогольного просвещения включает в себя методику проведения лекций как среди обучающихся, так и среди родителей. По каждой теме лекций выделены основные вопросы, приводятся некоторые материалы и рекомендуемая литература.

Имеется отзыв на программу антиалкогольного просвещения учащихся и родителей в школе участкового фельдшера Абрамушкиной Т.В. (Приложение 1).

Данная программа и методика проведения антиалкогольного просвещения представляет собой последовательную, целостную систему противоалкогольного воспитания, которая должна проводиться на протяжении всех лет обучения школьника. Начинать антиалкогольное обучение необходимо с первого класса, так как процесс активной выработки установок у детей начинается с 8-9 лет. В начальных классах антиалкогольное просвещение проводит сам учитель.

В старших классах специальное антиалкогольное просвещение проводят участковые фельдшеры или врачи, а противоалкогольное просвещение во время предметного обучения – учителя.

Задача начальной школы состоит в том, чтобы довести до сознания обучающихся понятие о вредном воздействии алкоголя, причём сделать это не путём лекций и бесед, а во время обучения другим предметам. Так , во время изучения темы “Охрана здоровья” можно использовать один урок для проведения беседы о пище: пользе и питательности одних продуктов и напитков и о вреде других. На уроках русского языка и чтения можно использовать пословицы и поговорки соответствующего содержания, на внеклассном чтении прорабатывать отрывки и рассказы с соответствующей тематикой и последующим разбором “что хорошо и что плохо”. В таком случае получается частое и ненавязчивое воздействие, которое меньше вызывает негативных реакций.

Во втором классе, изучая времена года и деятельность человека на уроках окружающего мира, можно поставить опыты по воздействию алкоголя на проращивание семян, действию растворов алкоголя на личинки насекомых.

В третьем классе во время изучения гигиены человека удобный момент для того, чтобы при прохождении той или иной системы организма человека сказать о вредном воздействии алкоголя на неё. Причем сказать очень кратко, но ясно.

Специальное антиалкогольное просвещение, проводимое врачом или медсестрой, начинается с 5 класса. Классный руководитель для антиалкогольного просвещения использует классные часы. Лекции для обучающихся обязательно должны содержать конкретные примеры, сопровождаться показом таблиц, муляжей. Наглядные пособия способствуют лучшему пониманию и усвоению содержания лекций. Изложение материала должно быть простым, доступным для данного возраста учащихся. Избежать полностью медицинской терминологии не удаётся, но оно должно быть незначительным. Всякий раз необходимо объяснять школьникам значение того или иного медицинского понятия и слов. Опыт показывает, что каждую лекцию лучше начинать с вопроса, что знают дети по данной теме.

В старших классах следует приглашать работников детской комнаты милиции, юристов, участковых инспекторов для разъяснения ответственности подростков за нарушение правопорядка в нетрезвом состоянии. Такие лекции больше запоминаются и оставляют более глубокое впечатление.

Обучающихся следует привлекать к самостоятельной работе. Подбирать материал к темам сообщений: “Алкоголь и спорт”, “Алкоголь и несчастные случаи” и других; изготовлять таблицы, наглядные пособия по теме.

После завершения цикла бесед о влиянии алкоголя на организм человека в 6 классе нужно провести письменный анонимный опрос с целью выяснения, что же обучающиеся конкретно усвоили. Это позволит внести коррективы в дальнейшее чтение лекций по данному циклу, а анализ результатов опроса представить в виде специальной лекции для родителей, которым будет полезно узнать, что знают их дети об алкоголе.

Кроме специальных лекций, бесед, классных часов необходимо, как и в начальной школе, использовать систему антиалкогольного просвещения, назовём её “Обучение во время обучения”. Широкий круг предметов, изучаемых в школе, вполне допускает использование этой системы педагогами.

Например:

Литература. Отрывки ярко и образно рисующие отрицательные стороны пьянства: “Детство”, “На дне”, “Мать” А.М.Горького, произведения Чехова А.П., Джека Лондона и другие. При изучении орфографии, правил правописания можно использовать в качестве примеров высказывания видных учёных, писателей относительно зла алкоголя. (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.М.Сеченов, Леонардо да Винчи и другие), давать диктанты с соответствующим содержанием.

История. Особенно богата сказаниями и легендами подобного содержания древняя история: “Илиада” Гомера, древнегреческая мифология (Юнона родила от пьяного Юпитера хромого Вулкана); обычаи строжайшего воздержания от алкоголя в странах, заботившихся о здоровье нации: Древняя Спарта, Карфаген; история средних веков, эпохи завоевания и порабощения народов Америки, Африки, Азии также имеют немало примеров вреда алкоголя.

География. Рассказывая о виноградарских странах и районах, нельзя упускать из виду, что в этих районах наибольшее потребление алкогольных напитков и наибольшая смертность от цирроза печени и наибольший процент рождения слабых или неполноценных детей. Рассказывая о путешествиях на Северный полюс Нансена и Лессли на Аляску, следует заострить внимание о том, что эти отважные исследователи поставили условием для своих экипажей полное воздержание от алкоголя. А ведь экспедиции осуществлялись в условиях больших морозов.

Ботаника. Опыт над комнатными растениями.

Зоология. Демонстрация опытов о действии алкоголя на насекомых.

Химия. При прохождении темы брожение обратить внимание обучающихся на то, что сахар при брожении разлагается на алкоголь и углекислоту.. Образующийся алкоголь не содержит азота, следовательно, он не пригоден для синтеза белков, а потому не может считаться питательным продуктом. При прохождении темы спиртов указать на отрицательное воздействие этилового спирта на живые организмы.

Анатомия. При изучении строения, физиологии человека также каждый раз касаться темы пагубного влияния алкоголя на организм человека.

Физкультура. Необходимо рассказывать о недопустимости употребления алкоголя при занятиях спортом, так как даже небольшие дозы алкоголя нарушают координацию движения, замедляют быстроту реакции. В качестве примера можно привести биографии спортсменов.

Ниже приводится план чтения лекций и проведения бесед по антиалкогольной проблематике в школе.

1 класс

Антиалкогольное просвещение в 1 классе требует особого подхода. Первоклассникам не следует предлагать беседу об алкоголе в открытой форме, так как это может вызвать у части детей не здоровый интерес. А исподволь, незаметно, ведя беседу о пище и напитках вообще, рассказать о полезных свойствах одних и о вреде других. Беседа краткая, не больше 10-15 минут.

Рекомендуемый план беседы о пище

1. Необходимость и полноценность питания для того, чтобы расти здоровыми и крепкими.

2. Пища полноценная, содержащая необходимые для человека вещества и витамины:

1) Пища и продукты, богатые белками (мясо, рыба, творог)

2) Пища и продукты, богатые жирами (сливочное и растительное масло, орехи)

3) Пища и продукты, богатые витаминами (овощи, фрукты, печень)

3. Напитки полезные (чай, кофе, соки) и вредные для человека (пиво, вино, водка)

2-4 классы

Наглядные опыты по изучению действия алкоголя на растения и насекомых

В этих классах на уроках Окружающего мира и технологии необходимо проводить опыты по изучению действия алкоголя на проращивание семян, на комнатные растения, на насекомых.

Примеры опытов по действию алкоголя на растения.

Опыт 1. Семена овса поместили в три стакана. В одном была чистая вода, во втором – вода с незначительным количеством алкоголя (капли), в третьем вода, в которую добавили две чайные ложки спирта. Через несколько дней у семян в стакане с чистой водой были обнаружены сочные ростки, во втором ростки были слабые и хилые, а в третьем их не было вообще.

Опыт 2. Влейте в горшок с цветком стакан воды, в котором растворена 1 чайная ложка спирта, и цветок завянет.

5 класс

Цикл бесед о влиянии алкоголя на различные органы человеческого организма

Беседа 1. Действие алкоголя на работу лёгких и сердца

Беседа 2. Действие алкоголя на органы пищеварения.

Беседа 3. Действие алкоголя на почки, на железы внутренней секреции.

Беседа 4. Действие алкоголя на нервную систему человека.

Рекомендуемый план построения этих бесед

  1. Элементарные представления о системе органов человека (перечислить, что к ним относится, показать на таблице их внешний вид и строение);
  2. Название и функция данной системы органов человека;
  3. Особенности данной системы органов у детей и подростков ( изложение сведений в общем и доступном виде);
  4. Влияние алкоголя на данную систему органов человека.

В 5 классе особое значение имеет форма изложения материала. Беседа обязательно должна проходить при активном участии детей.

6 класс

Лекция “Почему алкоголь особенно вреден для детей и подростков?”

После неё следует провести анонимное анкетирование обучающихся с целью выяснения, что же они конкретно знают из цикла о влиянии алкоголя на организм человека. (Приложение 2)

Лекция “О предрассудках по поводу полезности алкогольных напитков”.

Рекомендуемый план лекции “Почему алкоголь особенно вреден для детей и подростков?”

  1. Особенности детского организма, обуславливающие токсичность алкоголя для детей и подростков.
  2. Влияние алкогольных напитков на различные органы и системы организма растущего человека (ребёнка и подростка):
  3. На желудочно-кишечный тракт ребёнка;
  4. На сердце и лёгкие;
  5. На центральную нервную системы;
  6. Замедление роста;
  7. Высокая заболеваемость инфекционными и простудными болезнями.

Методика проведения анонимного анкетирования

среди учащихся 6 класса (анкетирование проводится после первой лекции)

Перед проведением анкетирования необходимо заготовить соответствующее числу обучающихся класса количество экземпляров анкеты (приложение 2). Ни в коем случае не поручать изготовление их детям класса, так как пропадает весь смысл анкетирования. В правом верхнем углу написать: “Фамилию не указывать!”. Никаких подготовок перед анкетированием не проводится. Анкета даётся для заполнения неожиданно для детей. После раздачи листков с вопросами анкеты, учитель очень кратко рассказывает о цели анкетирования и необходимости искренних, правдивых ответов, а также о правилах заполнения анкеты. Главное, чтобы в ответах отражалось действительно то, что знают дети. На заполнение анкеты достаточно 10-15 минут. Это максимум времени, больше давать нельзя, чтобы анкеты не исправлялись. Во время заполнения анкет детям не разрешается переговариваться и обмениваться мнениями. После заполнения анкеты собираются учителем.

Результаты анкетирования в общем должны быть сообщены и обязательно учтены в следующей лекции “О предрассудках по поводу полезности алкогольных напитков”. По материалам данного анкетирования можно провести интересную лекцию для родителей на тему: “Знания ваших детей о вредном влиянии алкоголя на организм человека”.

Рекомендуемый план лекции

“О предрассудках по поводу полезности алкогольных напитков”

Общие положения современной медицины о лечебных свойствах” алкоголя и алкогольных напитков.

  1. Алкоголь и алкогольные напитки – не питательные продукты.
  2. Укрепляет ли алкоголь сосуды?
  3. Использование алкоголя для аппетита.
  4. Можно ли вылечить простуду, ангину спиртными напитками?

7 класс

Лекции: “Алкоголь и способности”, “Алкоголь и спорт”

Рекомендуемый план лекции “Алкоголь и способности”

  1. Цифровые данные о влиянии алкоголя на производительность труда.
  2. Особенности нервной системы детей и подростков, обуславливающие чрезвычайно пагубное воздействие алкоголя на формирование нервной системы, развитие его интеллекта.
  3. Употребление алкоголя школьниками и успеваемость.
  4. Экспериментальные данные о влиянии алкоголя на способности и поведение детей.

Рекомендуемый план лекции “Алкоголь и спорт”

1. Значение физической культуры и спорта для человека:

Век малой подвижности;

Физическая культура и спорт – надёжные источники здоровья и бодрости;

Благотворное воздействие занятий физической культурой на различные органы и системы организма человека.

2. Нормы физической нагрузки для детей и подростков.

3. Несовместимость употребления алкоголя и занятий спортом.

8 класс

Лекции “Алкоголь и заболеваемость, продолжительность жизни”, “К чему может привести однократное сильное опьянение и систематическое употребление алкоголя у подростков”

Рекомендуемый план лекции “Алкоголь и заболеваемость, продолжительность жизни”

  1. Сокращение продолжительности жизни у лиц, систематически употребляющих алкогольные напитки.
  2. Смертность от алкоголя и его последствий.
  3. Алкоголь и заболеваемость:
  4. Заболеваемость органов дыхания у лиц, злоупотребляющих алкоголем;
  5. Заболеваемость органов кровообращения у лиц, злоупотребляющих алкоголем;
  6. Заболевания желудочно-кишечного тракта у лиц, злоупотребляющих алкоголем;
  7. Инфекционные болезни у лиц, злоупотребляющих алкоголем;

Рекомендуемый план лекции “К чему может привести однократное сильное опьянение и систематическое употребление алкоголя у подростков”

Подростковый возраст – возраст первых самостоятельных алкоголизаций

1)Ложное чувство товарищества;

2) Бессодержательный досуг;

Случаи тяжелого отравления алкоголем подростков.

Риск развития заболевания – хронического алкоголизма – при систематическом употреблении спиртных напитков в подростковом возрасте.

9 класс

Лекции “Алкоголь и потомство”, “Ответственность подростка за нарушение правопорядка в нетрезвом состоянии”

Рекомендуемый план лекции “Алкоголь и потомство”

  1. Значение для старших школьников знания пагубного воздействия спиртных напитков на потомство.
  2. Опыты над животными.
  3. Последствия однократного употребления алкоголя родителями на детей.
  4. Дети родителей, страдающих хроническим алкоголизмом, и лиц, систематически злоупотребляющих алкогольными напитками.

Для чтения лекции “Ответственность подростка за нарушение правопорядка в нетрезвом состоянии” следует пригласить работника детской комнаты милиции, участкового инспектора.

10 класс

1. Демонстрация 1-2 кинофильмов на тему об алкоголизме и пьянстве.

2. Лекция “Ущерб, наносимый обществу алкоголизмом”

Рекомендуемый план данной лекции

1. Материальный ущерб от алкоголя в свете статистических данных:

- стоимость лечения алкоголиков;

- стоимость прогулов;

- стоимость несчастных случаев на производстве, в быту, на дорогах, происходящих по вине алкоголя;

- снижение производительности труда.

2. Социально-психологический ущерб:

- вырождающееся потомство;

- преступления;

- разводы, проблемные семьи;

- социально и педагогические запущенные дети.

11 класс

Лекции “Несовместимо с трудом и спортом”, “От пьянства до убийства”, “Всего одна рюмка...”

Рекомендуемый план лекции “Несовместимо с трудом и спортом”

  1. Пьяному море по колено, а лужа по уши... Случаи утопания во время купания, связанные с опьянением.
  2. Пьяный за рулём.
  3. Спорт и спирт не совместимы.
  4. Бездействую и ржавею... пьянство наносит огромный вред производству.

Рекомендуемый план лекции “От пьянства до убийства”

  1. Алкоголизм – путь к преступлению.
  2. Убийства;
  3. Кражи, грабежи;
  4. Нападения.
  5. Опасно пьянству снисхождение.
  6. Зло искоренимо. Наше свободное время.

Примерный перечень лекций по антиалкогольному просвещению среди родителей и методика их проведения

Необходимым условием успешного антиалкогольного просвещения в школе является обязательная антиалкогольная просветительная работа среди родителей. Она должна вестись постоянно как среди родителей младших классов, так и среди родителей старших школьников. Один раз в год на родительском собрании для родителей данного класса читается лекция в плане антиалкогольной тематике.

  1. Для родителей первоклассников:
  2. Роль и значение семьи в воспитании отрицательных установок к алкоголю у детей.
  3. Для родителей второклассников:
  4. О влиянии алкоголя на детский организм.
  5. Для родителей третьеклассников:
  6. О предрассудках по поводу полезности алкогольных напитков.
  7. Для родителей четвероклассников:
  8. Малые дозы алкоголя и способности человека.
  9. Для родителей пятиклассников:
  10. Алкоголь и здоровье.
  11. Для родителей шестиклассников:
  12. Знание ваших детей о вредном влиянии алкоголя. (по материалам анонимного анкетирования).
  13. Для родителей семиклассников:
  14. К чему может привести однократное сильное опьянение у несовершеннолетнего и систематическое употребление алкоголя подростками.
  15. Для родителей восьмиклассников.
  16. Алкоголь и нарушение правопорядка подростками (лекция юриста, участкового инспектора).
  17. Для родителей десятиклассников:
  18. О факторах, способствующих развитию систематического употребления алкоголя подростками и юношеством.

Ряд лекций может быть прочитана классным руководителем, но к чтению лекций необходимо привлекать специалистов. Такие лекции, как “ О влиянии алкоголя на детский организм”, “Алкоголь и здоровье”, “О факторах, способствующих развитию систематического употребления алкоголя подростками и юношеством” следует прочесть врачу, участковому фельдшеру, а лекцию “Алкоголь и нарушение правопорядка подростками” - юристу, участковому инспектору. При подготовке лекций можно использовать одноименные лекции для обучающихся, и обязательно привлекать те материалы и сведения (конечно, в общем виде), которыми располагает учитель об учениках соответствующего класса. Это придаёт лекции злободневный характер, вызывает нормальный интерес. Безусловно, во всех лекциях для родителей нужно подробно останавливаться на тех вопросах антиалкогольного воспитания, которые наиболее актуальны для того возраста детей и подростков, родителям которых читается лекция.

Первая вводная лекция “Роль и значение семьи в воспитании отрицательных установок к алкоголю у детей” имеет большое значение. В ней необходимо подчеркнуть, что антиалкогольное просвещение необходимо всем родителям, касается любой семьи, так как элементарно грамотными в этом вопросе должны быть все родители. От того насколько удачно и интересно будет проведена первая лекция, зависит отношение и интерес к последующим лекциям.

Освещая в лекциях те или иные вопросы антиалкогольного воспитания детей соответствующего возраста, нужно избегать назидательного тона, голых призывов и лозунгов. Лекции должны содержать факты, конкретные примеры, тогда это доказательно и убедительно.

При чтении лекций необходимо учитывать и особенности аудитории родителей: уровень образования большинства, отношение к “питейным” обычаям и традициям. Язык лекций должен быть простым, не изобиловать медицинскими терминами. Продолжительность лекций 30-40 минут. Как показывает опыт, всегда нужно отводить часть времени для ответов на вопросы в индивидуальном порядке.

Материалы к лекциям (приложение 3).