Бизнес-игра "Линейная функция и ее применение"

Разделы: Математика, Физика


Я бесхитростна, проста -
Такой характер у меня;
Смеются надо мной друзья;
Мол, нет извилин у меня.
Но я с дороги не сверну;
Ведь жить иначе не могу

Цели игры:

1) Формирование восприятия единства математических моделей и физических процессов как элемента естественно-научной картины мира.

2) Обобщение и применение знаний о линейной функции при решении качественных, расчетных и экспериментальных задач в различных областях наук с применением компьютерных технологий.

3) Мотивация учащихся на активный и творческий подход к изучению предметов естественно-математического цикла.

4) Развитие познавательного интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла через активные формы обучения (игра).

Класс разбивается на 3 команды. В команде есть свой банкир, который ведет учет заработанного капитала. Стартовый капитал каждой команды 500 у.е.

Ход игры

Накопление капитала.

Вопросы по алгебре.

1) Командам предлагается ответить на вопросы по теме урока. За каждый правильный ответ команда получает 100 у.е., если команда не отвечает на вопрос, она ничего не получает.

Какая функция называется линейной?

Её область определения?

При каком условии линейная функция становиться прямой пропорциональностью?

Что является графиком линейной функции и прямой пропорциональности?

Как построить график линейной функции (прямой пропорциональности)?

Чем обусловлено различие графиков этих функций?

2) Выполните следующие задания.

Каждой формуле сопоставить график линейной функции.

у=kx + b

b =0

y = kx

k =0;

y = b

k =0; b =0

y = 0

Вопросы по физике.

Какое движение называется равномерным?

а) Шмель летит со скорость 18 км/ч, а стрекоза 10 м/с. Кто летит быстрее, и во сколько раз?

б) Какое из двух тел движется быстрее: проходящее за 10 секунд 30 метров или за 3 секунды 12 метров.

3. а) Тело движется по прямой, при этом за любую секунду проходит путь один метр. Можно ли утверждать, что тело движется равномерно?

1)ДА 2) НЕТ

б) Каждый свой рейс, автобус №4 совершает в одном направлении за 40 минут. Можно ли движение автобуса считать равномерным?

1) ДА 2) НЕТ

а) Как, зная скорость и время движения найти путь, пройденный телом? Записать формулу.

б) Что в этой функции является функцией, аргументом, угловым коэффициентом?

S - аргумент, функция, угловой коэффициент

V-функция, аргумент, угловой коэффициент

t - функция, аргумент, угловой коэффициент

5.

6. Являются ли данные функции линейными?

m = V (ДА, НЕТ)

F = kx (ДА, НЕТ)

F = gm (ДА, НЕТ)

p = F/S (ДА, НЕТ)

F = N (ДА, НЕТ)

S = Vt (ДА, НЕТ)

Денежные операции.

Каждая команда берет в банке кредит от 1000 у.е. за предоставляемую услугу банк берет 20 % от взятой суммы.

Риск.

Ваше состояние удваивается.

Ремонт оборудования обошелся вам в 300у.е.

Ваше состояние утраивается.

Ваш конкурент дарит вам 200у.е.

У вас день рождения и вы получаете подарок от конкурента 100у.е.

Вас посетил рекетер и забрал 200у.е.

Рост цен на сырье принес вам убыток в 300у.е.

Неожиданный подарок родственнику разорил вас на 100у.е.

Заплатите штраф за нарушение экологии 300у.е.

Вы заключили выгодную сделку и получили доход в 500у.е.

Вас посетил рекитер и забрал 200у.е.

У вас сгорел склад и вы понесли убыток 200у.е.

Удачная коммерческая операция принесла доход в 1000у.е.

Стихийное бедствие нанесло вам убыток в 500у.е.

Вы получили наследство 500у.е.

Экспорт продукции принес доход в 400у.е.

У вас день рождения и вы получаете подарок от конкурента 100у.е.

Ваш конкурент дарит вам 200у.е.

Вложение капитала

Физика-500у.е.

Автобус и мотоциклист движутся навстречу друг другу со скоростями 10м/с и 20 м/с. Расстояние между ними в момент начала наблюдения равно 500 м. Считая, что ось Х направлена в сторону движения автобуса и при t=0 положение автобуса совпадает с началом отсчета, написать для автобуса и мотоциклиста уравнения х=х(t).

Физика-100у.е.

Записать формулу зависимости массы стальной балки от её объема, если V - объем балки , m - его масса, плотность стали 7,8 г/см3.Построить график этой зависимости.

Анатомия- 100у.е.

Одна из формул, рекомендующих "идеальную" массу человека m выраженную в килограммах, при данном его росте L (в сантиметрах) имеет вид: m = L - 100.

Найдите идеальную массу при росте 150,160, 171 см.

Решение задачи:

Подставляем значения L в формулу m = L - 100, получаем: при росте 150 см идеальный вес 50 кг; при росте 160 см идеальный вес 60 кг; при росте 171 см идеальный вес 71 кг

4) Медицина-100у.е.

Медиками установлено, что для нормального развития ребенок или подросток, которому Т лет (Т =18), должен спать в сутки t часов, где t определяется по формуле: t = 17 - Т/2.

Определите сколько ребенок должен спать в 2 года, в 13 лет и в 16 лет.

5) Медицина-500у.е.

В организме человека всегда есть определенное число бактерии, их около 10 тысяч. Во время эпидемии гриппа, если больной не принимает антибиотики, то количество бактерий в организме каждый день увеличивается на 50 тысяч.

Сколько бактерий будет в организме человека через 3 дня, через 4 дня?

Запишите формулу в тетрадь и ответьте на следующие вопросы:

Будет ли данная зависимость линейной?

Что вы можете сказать о поведении графика данной функции?

Постройте данный график в тетради.

6) Криминология-100у.е.

Похищенного рэкетирами ребенка везут в автомобиле. Сквозь щель в кузове ребенок замечает, что расстояние между двумя соседними километровыми столбами автомобиль проезжает за 50 ударов пульса. С какой скоростью едет автомобиль, если за 1 секунду происходит 2 удара пульса.

1) 40 км/ч 2) 40 м/с 3) 60 м/с

7) Криминология- 500у.е.

В 11 часов вечера слуга зажег Хозяину две свечи и ушел спать, а утром в 7 часов обнаружили его убитым. Одна свеча лежала потухшая на полу, а вторая догорала. В какое время произошло убийство, если длина целой свечи - 21 см, опрокинутой во время убийства - 16 см, а непотухшего огарка - 1см?

Решение задачи:

Целая свеча - 21 см

1 свеча - 16 см, горела 12 ч.

2 свеча - 1 см, горела 8 часов

(с 11 ч. вечера до 7 ч. утра).

Т. е. за 8 часов свеча сгорает на 20 см, значит за 1 час она сгорит на 20 : 8 = 2,5 см .

Получаем, что зависимость длины свечи от времени горения свечи выражается формулой:

L = 21 - 2,5t

8) Экономика-500у.е.

Затраты на перевозку одного и того же груза двумя разными видами транспорта определяются формулами:

у1 = 2000 + 8х,

у2 = 3000 + 6х,

где х - расстояние в километрах,

у12 - стоимость перевозки в рублях.

Постройте графики этих функций. При каких значениях х выгоднее пользоваться первым видом транспорта? Начиная с какого расстояния экономичнее становится второй вид транспорта?

9) Экономика-100у.е.

Потребительская корзина в январе месяце 2011 года составляла по г. Владимиру 4500 рублей в месяц. Рассчитайте потребительскую корзину в феврале месяце с учетом инфляции, если она составляла 2%.

1) 4590 руб 2) 9000 руб 3) 90 руб

10) Бытовая задача-200у.е.

Волосы на голове человека растут примерно со скоростью 0,4 мм в сутки. Определите, как часто мальчики вашего класса должны посещать парикмахерскую, если они хотят носить волосы не короче 3 см, но не длиннее 5 см.

11) Бытовая задача-500у.е.

Что происходит внутри, когда ты открываешь дверной замок?

Риск.

Каждая команда по очереди выбирает любой номер в кружочке, в котором зашифровано задание.

VI. Денежные операции.

Команды подсчитывают доходы, отдают банку кредит и 20% ссуды. Банкиры подсчитывают выручку.

В это время командам предлагаются пословицы и поговорки из которых нужно выбрать те, где речь идет о прямой пропорциональности:

Кто ест скоро, тот и работает споро. (ДА, НЕТ)

Семь раз отмерь - один отреж. (ДА, НЕТ)

Кто много знает, с того много и спрашивается. (ДА, НЕТ)

Медведь неуклюж, да силен. (ДА, НЕТ)

Рыба худа - не наварна уха, рыба жирна - янтарна уха. (ДА, НЕТ)

Рыбак рыбака видит из далека. (ДА, НЕТ)

Сытый голодному не товарищ. (ДА, НЕТ)

Рано посеешь, рано пожнешь. (ДА, НЕТ)

Не спеши языком, спеши делом. (ДА, НЕТ)

Ум хорошо, а два лучше. (ДА, НЕТ)

Подводится итог игры, определяется победитель. В это время появляется рекитер с заданием. Если команда не отвечает на вопрос, то у нее забирается 25% выигранного капитала.

Задача:

Радиолокатор ГИБДД засек положение автомобиля на прямолинейном шоссе. Первое измерение дало расстояние до автомобиля 500 метров. Второе, проведенное через две секунды, дало расстояние 440 метров. Превысил ли автомобиль допустимую на этом участке скорость, если был знак 80 км/ч.

  1. Превысил
  2. Не превысил

Литература:

  • Учебник "Алгебра - 7", Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова, Москва, "Просвещение", 2009 год.
  • Учебник "Физика - 7", Н.В. Перышкин, Москва, "Дрофа" 2009 год.
  • "Сборник задач по физике для 7 - 9 классов", В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва, "Просвещение", 2008 год.
  • Ресурсы Интернет.

Приложение.