Цели урока.
Задачи урока.
Обучающие.
- Выявить основные виды горных пород, использованных для строительства города на различных этапах его строительства.
- Узнать геологическое время образования этих пород, их основные свойства.
- Выявить взаимосвязь между потребностями города в строительных материалах и их доступностью.
Развивающие.
- Продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи.
- Продолжить развитие интеллектуальных умений: проводить анализ, обобщать, систематизировать, делать вывод.
Воспитательные.
- Продолжить формирование умения работать в коллективе (по парам, в команде) – аккуратность, внимательность, уважение, сотрудничество.
- Продолжить формирование эстетического восприятия городской среды.
- Продолжить патриотическое воспитание.
Содержание урока.
- Основные виды горных пород, используемых в архитектурном оформлении города на различных этапах его строительства.
- Их размещение в природе.
- Способы их доставки.
- Основные объекты “каменного убранства” города.
Тип урока. Изучение нового материала.
Технология критического мышления.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
1 этап. Вызов. Формируются группы учащихся, в которые входят “специалисты”: историки, геологи, архитекторы. Дети заполняют часть таблицы в ответ на поставленный учителем вопрос: “Что вы ЗНАЕТЕ о каменном убранстве Санкт-Петербурга и тех породах, которые использовались при формировании его архитектурного облика?”.
2 этап. Осмысление. “Специалисты” расходятся по группам согласно своему профилю и подходят к указанным столам, на которых разложена информация в виде текстов, фотографий, также можно использовать подготовленную презентацию. Работа с текстом. Работа с презентацией.
3 этап. Рефлексия. “Специалисты” возвращаются в свои первоначальные группы. Происходит обмен вновь приобретенными знаниями по методу ПОПС – “ПОДУМАЙ, ОБСУДИ, ПОДЕЛИСЬ, СКАЖИ”. В результате заполняется вторая часть таблицы – УЗНАЛИ и представляется в устной форме. Выступления “геологов” и “архитекторов” сопровождаются показом слайдов на презентации. По желанию учащихся можно объединить и сделать выступление парным. На этом этапе отвечают на вопросы по фотографиям к опережающему заданию.
Опережающее задание: на этих фотографиях (Приложение 1) изображены здания, которые можно назвать “симфонией камня”. В конце урока вы сможете ответить на вопросы:
Какие горные породы использованы при сооружении этих зданий?
- Где добывались эти породы?
- Кто архитекторы?
- Время строительства зданий.
- Где они расположены в нашем городе?
- Как Вы понимаете выражение “Симфония камня”?
Содержание урока
Рассказ учителя.
Наиболее ярко связь географического положения города с его архитектурным убранством отражена в таких памятниках архитектуры, как ансамбль Стрелки Васильевского острова (здание бывшей Фондовой биржи, Ростральные колонны) и Адмиралтейство.
Ансамбль Стрелки Васильевского острова
Грандиозен и величествен архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова. Удивительное впечатление производит Стрелка, когда смотришь на нее издали, со стороны Троицкого моста. Кажется, будто большой и необыкновенный корабль плывет навстречу, разрезая низким носом воды широкой полноводной реки, деля ее на два рукава – Большую Неву и Малую. На носу, над серо-свинцовой гладью воды, стают две причудливые красно-кирпичные башни, а в просвете между ними, где должен виднеться капитанский мостик, возвышается величественное серо-зеленое здание в окружении могучих белоснежных колонн.
Величественное здание построено по типу древнегреческих храмов. Широкая парадная лестница ведет к главному входу, а выше, на уровне второго этажа фасад украшен скульптурной группой бога морей Нептуна. Бог морей Нептун с короной на голове и трезубцем в левой руке – символ его морского могущества, на колеснице, запряженной четверкой морских коней, как бы торжественно въезжает из пучин Балтийского моря в широкую Неву. Ее в аллегорической форме изображает женская фигура слева от Нептуна, а мужская фигура справ – реку Волхов. С другой стороны Биржи изображены бог торговли Меркурий с двумя реками и две женские фигуры, олицетворяющие Навигацию и Неву (она же богиня города, с короной в виде высокой зубчатой башни).Скульптуры в аллегорической форме раскрывают назначение сооружения, его связь с торговлей и водной стихией. Высечены из пудостского известняка (пудожского камня)
На площади, удаленные от здания Биржи, но объединенные с ним одним общим замыслом архитектора, высятся две колоссальные ростральные колонны. На постаментах у подножия каждой башни восседают по две колоссальные человеческие фигуры, изваянные из пудожского известняка. Они олицетворяют реки России: Волгу, Днепр, Неву, Волхов.
Колонны на Стрелке появились в 1806 году, одновременно со строительством здания Биржи. Воздвигнутые как памятники военно-морской славы и доблести русского флота, имея высоту в 34 метра, они выше и величественнее всех других подобных памятников. Колонны вначале были маяками – на их верхних площадках ночью и в туман зажигались (до 1885года) светильники. При этом левая колонна служила маяком для судов, которым нужно было плыть по Малой Неве, а другая указывала путь в Большую Неву.[5]
Адмиралтейство
Созданное в первой четверти XIX века, в период мощного патриотического подъема, вызванного победами русских войск над Наполеоном в отечественной войне 1812 года, Адмиралтейство в своей архитектуре и скульптурном убранстве воплощает и прославляет величие, силу и могущество России как великой морской державы. [5]
Фрегат, украшающий шпиль Адмиралтейства, раскрывает назначение здания как судостроительной верфи и символизирует выход России к морю и создание отечественного военно-морского флота на Балтике.
Перед главным входом в Адмиралтейство возвышаются две одинаковые скульптурные группы, выполненные из пудожского известняка, – три женские фигуры, поддерживающие небесную сферу. Аллегорический смысл этих фигур - каждая из двух групп в изображении трех нимф символизирует богиню Гекату, которая в трех своих обликах воплощала воду, землю и небо.
В архитектурном убранстве города применено множество видов и сортов горных пород.В центре Санкт-Петербурга имеется около трехсот объектов монументального искусства, декорированных камнем. На уроке мы познакомимся с теми, которые использовались на ранних этапах строительства города.
Информация для историков
История использования камня.
Историю использования природного камня как декоративного материала в архитектуре Петербурга можно условно разбить на семь периодов. Кратко охарактеризуем их ниже.
1. Время царствования Петра 1, Анны Иоановны, Елизаветы Петровны (1689-1761). В архитектуре – стиль барокко. Начало использования путиловской плиты и пудостского известняка в декоративных целях. Редкое использование других видов камня.
2. Время царствования Екатерины II – Николая I. В архитектуре Петербурга – стиль классицизм, затем поздний ампир, в конце – переход к историзму. Время Николая I знаменует начало строительства первых железных дорог, постепенно связавших Россию с Европой. В конце XIX-го века эта сеть дорог уже была развитой. Это наглядно объясняет лёгкость поступления камня в Санкт-Петербург по железным дорогам из самых отдалённых финских, шведских, польских, германских, итальянских земель, а в них камень как строительный и декоративный материал добывался издревле. С последнего десятилетия 19 века, когда сложилась сеть железных дорог на запад и северо-запад и снизились затраты на привоз камня, в строительстве Петербурга используют граниты из Швеции и Финляндии, песчаник из Польши, немецкий песчаник и лишь иногда карельский мрамор. Дорога же вглубь России была только одна, да и зодчество в городах там было только деревянным. Опыта использования камня не было. А искать и организовывать разработку камня - дело и долгое, и дорогое. Проще и быстрее заказать где-то в Европе уже испытанный проверенный материал, с которым зодчий умеет работать
3. Время царствования Александра II – Николая II. В архитектуре Петербурга – историзм, затем модерн. Использование всего разнообразия цветного камня из Финляндии и Карелии, из окрестностей Санкт-Петербурга и новых видов камня из Польши, Германии, Финляндии, Швеции и других стран Европы. Все более богатое и изощренное использование природного камня в фасадах все возрастающего числа великокняжеских дворцов, особняков, торговых домов, банков, зданий страховых компаний, акционерных обществ, доходных домов, храмов разных духовных конфессий.
4. Послереволюционное время. Авангардизм и социалистический реализм в искусстве. В архитектуре Петрограда – Ленинграда 1920-1930 годов – ломка всех художественных традиций, период конструктивизма с очень скромным использованием дорого по тем временам материала – природного камня. Это финский гранит из разбираемых старых зданий и гранит из новых месторождений на Онежском озере.
5. Время правления Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева. С 1960- х годов начинается создание “спальных районов” Ленинграда. Массовое строительство жилых, общественных и административных и железобетонных зданий по типовым проектам, не имеющим никакого художественного смысла. Индивидуальные дорогие проекты и строительство по ним гостиниц, дворцов спорта, стадионов, театров, общественных бань, создание памятников и мемориалов. Камень – гранит с берегов Онежского озера и из новых мест его разработки на Карельском перешейке ( у железнодорожной станции “Кузнечное” и города Каменногорск, в карьере “Бородинское”) ,а также доломит с острова Сааремаа в Эстонии.
6. Время правления лидеров перестройки и их последователей. В Ленинграде – Санкт-Петербурге 1990-х годов – постепенное прекращение массового строительства бесплатного жилья и почти полное замирание любого другого городского строительства. Создание единичных памятников историческим деятелям России. Камень – преимущественно тот же гранит.
7. Современность. В Санкт-Петербурге с 1990-х годов начинается активное строительство жилых коммерческих зданий как способ вложения денег в недвижимость и возведение в историческом центре города громадных служебных, торговых, производственных зданий, их комплексов и кварталов, строительство гостиниц. Создание пешеходных улиц и зон, многочисленная городская партерная скульптура. Широкое применение гранита из карьеров “Возрождение” и других в Ленинградской области и использование экзотических гранитов, мраморов и других пород камня из стран ближнего и дальнего зарубежья. Решительная ломка архитектурного облика старого Петербурга.[1,2]
Информация для геологов
Известняк
Известняк - осадочная карбонатная горная порода, состоящая, в основном из кальцита или кальцитовых скелетных остатков организмов.
Известняк Путиловский (Путиловская плита)
Свое название Путиловский известняк получил благодаря месту его добычи - месторождению "Путиловское", откуда уже много десятилетий добывают камень для строительства и облицовки. Особая роль Путиловской плиты определялась простотой ее добычи и обработки в открытых карьерах, также легкостью доставки в строящийся город. Дело в том, что поначалу оторванный от обжитых районов страны Петербург был лучше всего связан с ними водными путями. Как раз на этих путях к югу от Ладожского озера у Путиловской горы на берегах Волхова издавна добывалась Путиловская плита и сходные с ней разновидности камня. Камень доставлялся в Петербург на баржах по Волхову, Тосне и затем по Неве.
Пудостский камень (пудостский известняк)
Обладает небольшой объемной массой, пористостью, морозостойкостью, а также легко обрабатывается, поэтому использовался для декоративных работ — облицовки стен, изготовления скульптур. Имеет интересные свойства, которых нет у других отделочных материалов — меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Имеет пористую структуру, чем-то напоминающую структуру пемзы, отчего при использовании в облицовке придает зданию благородный “старинный” вид.
Кроме отделочных работ пудостский камень использовался для изготовления фильтров для воды и выжигания извести.
Запасы камня в пудостских каменоломнях были довольно невелики, поэтому к концу XX века запасы его оказались почти полностью исчерпанными. Однако ещё в 1920 годах этот камень использовался при реставрации скульптур Ростральных колонн.
В дальнейшем в месторождении добывался щебень, в результате чего было утрачено много качественного материала. Это сильно сказалось при проведении реставрационных работ зданий из пудостского камня, приходилось подбирать другие материалы, похожие по цвету и свойствам.
Гранит
Сердобольский гранит— камень, добывавшийся в каменоломнях на берегу и островах севера Ладожского озера, недалеко от города Сердоболь (ныне — Сортавала). В исторических источниках термин “сердобольский гранит” употреблялся в отношении любых серых до чёрных твёрдых горных пород, которые добывались в окрестностях Сердоболя.
Гранит-рапакиви. Все граниты –рапакиви, применявшиеся в строительстве Санкт-Петербурга, добыты из Выборгского массива вблизи города Фридрихсгам (Хамина). Питерлакские и Гиммекюльские каменоломни расположены по берегам залива. Именно из них добыт камень для Александровской колонны и Исаакиевского собора Он очень высоко ценится. Жизнь и славу ему дал старинный Санкт-Петербург, но теперь именно тот же камень нужен для сохранения духа его красоты, поэтому сейчас мы его покупаем в Финляндии.
Мрамор
Мрамор - метаморфическая горная порода, состоящая из зернистого кальцита, хорошо раскристаллизованная разновидность известняка. У него своя долгая биография. Когда-то на морское дно оседал тонкий карбонатный ил, падал дождь мертвых раковин моллюсков, захоронялись обширные коралловые колонии, рифы. Проходили миллионы лет, и на дне росла толща ила; она постепенно спрессовывалась, уплотнялась. Мельчайшие кальцитовые зерна и раковинки перекристаллизовывались, вырастали в более крупные кристаллики. Позднее, когда море ушло в связи с поднятием суши, а осадочные известняки были вовлечены в горообразовательные процессы, они “дозрели” до мраморов: перекристаллизовались еще раз, окрепли, очистились от посторонних частиц.
Розовый тивдийский мрамор
Добывался в Карелии, к северу от Петрозаводска, у села Тивдия. Иногда его называли белогорским, поскольку добывали в месторождении "Белая Гора". Ломки известны с 1750-х годов, в них также готовили камень для третьего Исаакиевского собора. Ринальди собирался использовать всю богатую палитру тивдийского мрамора: от светло-розового и палевого до темно-красного и лиловато-красного. Преобладание розовых и красных тонов в окраске объясняется наличием минерала гематита. Эти мраморы очень тверды из-за высокого содержания кварца, и их по степени обработки относили к высшей группе сложности. В отделке Исаакиевского собора Монферран применил тивдийский мрамор розового цвета.
Ювенский полосатый черно-белый мрамор
Добывался на острове Ювенском в Ладожском озере. Это камень с характерными резкими чёрными или синевато-серыми и белыми полосами шириной 5–10 см. К сожалению, в городской атмосфере этот мрамор непрочен, он быстро утрачивает блеск своей полировки. Сейчас такой камень не разрабатывается.
Рускеальский мрамор
Рускеальские каменоломни — это памятник природы и горного дела. Они находятся в Сортавальском районе, в 24 километрах к северу от города Сортавала, рядом с поселком Рускеала. Мрамор тут добывали еще с конца XVII века. Рускеальский мрамор использовался при украшении очень многих архитектурных шедевров Петербурга, Царского Села, Гатчины. Только с 1769 по 1830 год здесь наломали 200 000 тонн мрамора. Самым интересным считается Мраморный каньон. Это заполненный естественными водами самый старый карьер открытой добычи камня. Отсюда были получены блоки для облицовки многих архитектурных творений Санкт-Петербурга, в том числе и величественного Исаакиевского собора. Серовато-зеленым и светло-серым мрамором Рускеалы украшены залы ленинградских станций метро “Приморская” и “Ладожская”). В настоящее время Главный карьер Рускеалы с оперяющими его остатками штреков и шахт рассматриваются, как памятник индустриальной культуры (горного дела) конца XVIII – начала XX в.в. Карьер (его длина 450, ширина 60-100 м, глубина 30-50 м) затоплен до уровня верхнего подземного горизонта. В его борту, всего в полуметре от уровня воды, зияют отверстия подземных тоннелей и гротов. Затопили карьер финны перед началом советско-финской войны 1939–40 г.г. На дне осталась техника — кран, автомашины, мотоциклы, — привлекающая любителей техно-дайвинга.
Шокшинский кварцит
Кварцимт — метаморфическая горная порода, состоящая в основном из кварца. Крепкий и прочный, белый, серый, или красноватый, очень трудный для обработки.
В 50 км от Петрозаводска , 5 км к северу от старинного вепсского села Шокша находится единственное в мире месторождение шокшинского малинового кварцита. Крутой берег Онежского озера в этом месте буквально испещрен каменоломнями. Камень добывается здесь карьерным способом. Место разработки малинового кварцита оставляет поистине фантастическое впечатление. Ощущение такое, что находишься на Марсе: вокруг отвесные стены марсианского кратера, под ногами крошево больших, средних и мелких обломков, и все это необычного малинового или розового цвета. [6, 7, 8, 9]
Информация для архитекторов
Старый город строился по западным образцам архитектуры. Для этого зодчих приглашали из Дании, Германии, Италии, Франции и других стран. А так как каждый стиль исполняется в своей технике и в своем, проверенном временем материале, архитекторы заказывали уже знакомые им в работе декоративные камни. Естественно, что с экономической точки зрения выгодно было использовать местный камень. Но вблизи города есть только два его вида: известняковая (путиловская) плита и пудостский камень.
Все, кроме путиловской плиты и пудостского известняка, надо было везти из стран Европы. Долго, дорого, громоздко, учитывая транспортные возможности тех времен. Железной дороги еще нет.
Вот и приходилось специально разыскивать новые места для добычи сходного камня где-нибудь поближе к Петербургу. Такими местами оказались Финляндия и Карелия, где шведские мастера искали и иногда добывали камень для своих целей еще до строительства Петербурга.
Далее, используя презентацию. рассказывают о наиболее известных архитектурных ансамблях, в оформлении которых использовались горные породы, представленные “геологами”.
Список литературы
- Булах А.Г. “Каменное убранство Петербурга”, Москва – Санкт-Петербург, Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2009 г.
- Булах А.Г., Воеводский И.Г. “Порфир и мрамор, и гранит…”, Санкт-Петербург, 2007 г.
- Горная энциклопедия. Т.2. М., Издательство “Советская энциклопедия”,1986 г.
- Ермош Н.Г. Материалы V и VI городского конкурса школьников по геологии. 2011 год. ГОУ ЦО “Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных”
- Нестеров В. “Знаешь ли ты свой город?” Л. “Детская литература”, 1968)
- All-Karelia.ru. Отдых в Карелии. Достопримечательности.
- open-karelia.ru
- ru.wikipedia.org›wiki/Гранит-рапакиви
- spkamen,narod.ru>histori.htm