Программа внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного развития. Кружок "Знатоки родного края"

Разделы: Начальная школа


Цели программы:

  • изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, города Новокузнецка и всего Кузбасса, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,
  • формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.

Задачи:

1. Обучающие

  • реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории своей школы, города, региона.
  • разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
  • способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности

2. Развивающие:

  • развивать мыслительные процессы;
  • развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.

Программа кружка относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4 класса школы. Объем программы 135 часов, 1 час в неделю, продолжительность занятий: 1 класс - 30 минут, 2-4 класс - 45 минут. Она является пропедевтикой для более глубокого изучения истории, культуры и природных особенностей Кемеровской области в последующие годы обучения.

Класс Кол-во часов Теория Практика
1 класс 33 часа 9 часов 24 часа
2 класс 34 часа 9 часов 25 часов
3 класс 34 часа 9 часов 25 часов
4 класс 34 часа 9 часов 25 часов

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности кружка "Знатоки родного края"

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Основанием для "планируемых результатов" к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №99.. Содержание программы внеурочной деятельности кружка "Знатоки родного края", формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Кемеровской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • предвосхищать результат.
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • установление причинно-следственных связей;

В программе кружка "Знатоки родного края" описаны требования к обучающимся по годам обучения.

К концу первого года обучения школьники должны знать:

  • Когда была построена школа №99, в каком году возник город Новокузнецк и Кемеровская область
  • Причины, побудившие к образованию данных объектов
  • Исторические особенности возникновения данных объектов и особенности их становления и развития

К концу обучения школьники должны знать:

  • Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, города, Кузбасса
  • Простейшие взаимосвязи в развитии школы, города и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края
  • Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

К концу обучения школьники должны уметь:

  • Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
  • Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов
  • Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

Первый уровень результатов освоения программы кружка "Знатоки родного края" будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.

Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации проектов на микроучастке школы

Программа кружка "Знатоки родного края" способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине;

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Формы подведения итогов:

1 класс 2 класс
Проект "Наша школа" Проект "Известные люди - выпускники нашей школы"
Конкурс рисунков "Моя школа" Конкурс стенгазет "По историческим местам Новокузнецка"
Устный журнал "Школа наша - дом родной" Устный журнал "Герои Великой отечественной Войны - жители Новокузнецка"
Проект "Улицы нашего города" Проект "Исторические памятники Новокузнецка"
Праздник "Обычаи и традиции г. Новокузнецка" Ролевая игра "Поиграем в волшебников"
Фотовыставка "По местам исследований" Выпуск альманаха "Мы - жители Кузбасса"
3 класс 4 класс
Проект "Животный мир Кузбасса" Проект "Наши родители - работники предприятий Новокузнецка"
Праздник "По дорогам родного края" Фотовыставка "По следам экскурсий"
Фотовыставка " Наблюдаем за птицами" Устный журнал " Все работы хороши - выбирай на вкус"
Акция "Помоги птицам зимой" Праздник "Хлеб всему голова!"
Проект: "Красная книга Кузбасса" Ролевая игра " Выбери работу"
Газета "Сохраним природу - значит, сохраним Родину" Газета "как рождается металл"

В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания.

Учебно - тематический план.

1 класс.

№ п\п Темы: Всего часов Кол-во часов
теория практика
1. Введение в предмет 2 1 1
2. Наша школа 7 2 5
3. В какие игры играют дети нашей школы 5 1 4
4. Улицы нашего города 7 2 5
5. Обычаи и традиции г. Новокузнецка 4 1 3
6. Музеи г. Новокузнецка 6 2 4
7. Подведение итогов работы за год 2   2
8. Всего часов: 33 9 24

2 класс.

№ п\п Темы: Всего часов Количество часов
теория Практика
1. Вводное занятие "История моей страны начинается с меня" 1 1  
2. Известные люди, учившиеся в моей школе 5 1 4
3. Исторические места Новокузнецка 8 2 6
4. Герои Великой Отечественной войны, жители Новокузнецка 7 2 5
5. Памятники Новокузнецка 7 2 5
6. Поэты и писатели Новокузнецка 3 1 2
7. Подведение итогов работы за год 3 1 2
8. Всего часов 34 10 24

3 класс.

№ п\п темы Кол-во часов Теория практика
1. Вводное занятие: "Природа моего края" 1 1  
2. Растительный мир степной зоны 5 1 4
3. Животный мир степной зоны 5 1 4
4. Растительный мир тайги 5 1 4
5. Животный мир тайги 5 1 4
6. Растительный мир гор и предгорий 5 1 4
7. Животный мир гор и предгорий 5 1 4
8. Заповедные места Кемеровской области 2 1 1
9. Творческий отчет 1   1
10 Всего часов: 34 8 26

4 класс.

№ п\п темы Кол-во часов Теория практика
1. Вводное занятие: "Известные предприятия Новокузнецка" 1 1  
2. КМК 4 1 3
3. ЗапСиб 4 1 3
4. Кузнецкие ферросплавы 4 1 3
5. Алюминиевый завод 4 1 3
6. Предприятия пищевой промышленности 4 1 3
7. Где добывают уголь: 4 1 3
8. Театры Новокузнецка 4 1 3
9. Спортивные сооружения 4 1 3
10 Творческий отчет 1   1
11. Всего часов: 34 9 25

Список литературы:

Для учителя:

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
  2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.:Просвещение, 2010, 119с.
  3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
  4. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.
  5. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
  6. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 9785090210584.
  7. Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.

Дополнительная литература

  1. Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
  2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
  3. Кропочева Т.Б. Родной край. - Новокузнецк, 2006, 126с.
  4. Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.// Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 -летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 1999.С 123-126.

Для учащихся

  1. Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
  2. Рыжков М.И. Земля героев [Текст] / М.И. Рыжков, М.Г. Щербаков. - Кемеровское книжное издательство,1978. - 286 с.
  3. Кузбасс. Культура. Избранные страницы (Кузбасс. Культура. История и настоящее) [Текст] / Кемерово-Томск, 2008. - 256 с.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.