Цели программы:
- изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, города Новокузнецка и всего Кузбасса, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,
- формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.
Задачи:
1. Обучающие
- реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории своей школы, города, региона.
- разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
- способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
2. Развивающие:
- развивать мыслительные процессы;
- развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
Программа кружка относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4 класса школы. Объем программы 135 часов, 1 час в неделю, продолжительность занятий: 1 класс - 30 минут, 2-4 класс - 45 минут. Она является пропедевтикой для более глубокого изучения истории, культуры и природных особенностей Кемеровской области в последующие годы обучения.
Класс | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 класс | 33 часа | 9 часов | 24 часа |
2 класс | 34 часа | 9 часов | 25 часов |
3 класс | 34 часа | 9 часов | 25 часов |
4 класс | 34 часа | 9 часов | 25 часов |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности кружка "Знатоки родного края"
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для "планируемых результатов" к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №99.. Содержание программы внеурочной деятельности кружка "Знатоки родного края", формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Кемеровской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
В программе кружка "Знатоки родного края" описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
- Когда была построена школа №99, в каком году возник город Новокузнецк и Кемеровская область
- Причины, побудившие к образованию данных объектов
- Исторические особенности возникновения данных объектов и особенности их становления и развития
К концу обучения школьники должны знать:
- Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, города, Кузбасса
- Простейшие взаимосвязи в развитии школы, города и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края
- Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой
К концу обучения школьники должны уметь:
- Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
- Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов
- Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
Первый уровень результатов освоения программы кружка "Знатоки родного края" будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации проектов на микроучастке школы
Программа кружка "Знатоки родного края"
способствует формированию у младших школьников
следующих качеств личности:
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Формы подведения итогов:
1 класс | 2 класс |
Проект "Наша школа" | Проект "Известные люди - выпускники нашей школы" |
Конкурс рисунков "Моя школа" | Конкурс стенгазет "По историческим местам Новокузнецка" |
Устный журнал "Школа наша - дом родной" | Устный журнал "Герои Великой отечественной Войны - жители Новокузнецка" |
Проект "Улицы нашего города" | Проект "Исторические памятники Новокузнецка" |
Праздник "Обычаи и традиции г. Новокузнецка" | Ролевая игра "Поиграем в волшебников" |
Фотовыставка "По местам исследований" | Выпуск альманаха "Мы - жители Кузбасса" |
3 класс | 4 класс |
Проект "Животный мир Кузбасса" | Проект "Наши родители - работники предприятий Новокузнецка" |
Праздник "По дорогам родного края" | Фотовыставка "По следам экскурсий" |
Фотовыставка " Наблюдаем за птицами" | Устный журнал " Все работы хороши - выбирай на вкус" |
Акция "Помоги птицам зимой" | Праздник "Хлеб всему голова!" |
Проект: "Красная книга Кузбасса" | Ролевая игра " Выбери работу" |
Газета "Сохраним природу - значит, сохраним Родину" | Газета "как рождается металл" |
В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания.
Учебно - тематический план.
1 класс.
№ п\п | Темы: | Всего часов | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1. | Введение в предмет | 2 | 1 | 1 |
2. | Наша школа | 7 | 2 | 5 |
3. | В какие игры играют дети нашей школы | 5 | 1 | 4 |
4. | Улицы нашего города | 7 | 2 | 5 |
5. | Обычаи и традиции г. Новокузнецка | 4 | 1 | 3 |
6. | Музеи г. Новокузнецка | 6 | 2 | 4 |
7. | Подведение итогов работы за год | 2 | 2 | |
8. | Всего часов: | 33 | 9 | 24 |
2 класс.
№ п\п | Темы: | Всего часов | Количество часов | |
теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие "История моей страны начинается с меня" | 1 | 1 | |
2. | Известные люди, учившиеся в моей школе | 5 | 1 | 4 |
3. | Исторические места Новокузнецка | 8 | 2 | 6 |
4. | Герои Великой Отечественной войны, жители Новокузнецка | 7 | 2 | 5 |
5. | Памятники Новокузнецка | 7 | 2 | 5 |
6. | Поэты и писатели Новокузнецка | 3 | 1 | 2 |
7. | Подведение итогов работы за год | 3 | 1 | 2 |
8. | Всего часов | 34 | 10 | 24 |
3 класс.
№ п\п | темы | Кол-во часов | Теория | практика |
1. | Вводное занятие: "Природа моего края" | 1 | 1 | |
2. | Растительный мир степной зоны | 5 | 1 | 4 |
3. | Животный мир степной зоны | 5 | 1 | 4 |
4. | Растительный мир тайги | 5 | 1 | 4 |
5. | Животный мир тайги | 5 | 1 | 4 |
6. | Растительный мир гор и предгорий | 5 | 1 | 4 |
7. | Животный мир гор и предгорий | 5 | 1 | 4 |
8. | Заповедные места Кемеровской области | 2 | 1 | 1 |
9. | Творческий отчет | 1 | 1 | |
10 | Всего часов: | 34 | 8 | 26 |
4 класс.
№ п\п | темы | Кол-во часов | Теория | практика |
1. | Вводное занятие: "Известные предприятия Новокузнецка" | 1 | 1 | |
2. | КМК | 4 | 1 | 3 |
3. | ЗапСиб | 4 | 1 | 3 |
4. | Кузнецкие ферросплавы | 4 | 1 | 3 |
5. | Алюминиевый завод | 4 | 1 | 3 |
6. | Предприятия пищевой промышленности | 4 | 1 | 3 |
7. | Где добывают уголь: | 4 | 1 | 3 |
8. | Театры Новокузнецка | 4 | 1 | 3 |
9. | Спортивные сооружения | 4 | 1 | 3 |
10 | Творческий отчет | 1 | 1 | |
11. | Всего часов: | 34 | 9 | 25 |
Список литературы:
Для учителя:
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
- Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.:Просвещение, 2010, 119с.
- Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
- Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.
- Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
- Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 9785090210584.
- Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
- Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
- Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
- Кропочева Т.Б. Родной край. - Новокузнецк, 2006, 126с.
- Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.// Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 -летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 1999.С 123-126.
Для учащихся
- Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
- Рыжков М.И. Земля героев [Текст] / М.И. Рыжков, М.Г. Щербаков. - Кемеровское книжное издательство,1978. - 286 с.
- Кузбасс. Культура. Избранные страницы (Кузбасс. Культура. История и настоящее) [Текст] / Кемерово-Томск, 2008. - 256 с.