Открытый урок вокала на тему "Кантилена в татарской вокальной музыке"

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • ознакомление с вокально-техническими требованиями в пении;
  • показ их при исполнении народной песни, романса, арии из оперы.

Задачи урока:

  • осмысленный анализ исполнительных вокальных произведений;
  • закрепление теоретических понятий: «вокальное дыхание», «гигиена голоса», «голосовой аппарат»;
  • чистое ладотональное интонирование;
  • выработка навыков целостного, эмоционально-образного исполнения;
  • воспитание музыкально-исполнительской культуры;
  • воспитание бережного отношения к голосу вокалиста;
  • воспитание чувства прекрасного, эстетических идеалов.

Оборудование:

  • фортепиано;
  • карточки с музыкальными терминами: Кантилена, Portamento, Техника пения скачков, Беглость, Staccato, Филировка.

Ход урока

I. Организационная часть

1. Приветствие

2. Представление преподавателя:

Сафина Гюзель Фаритовна, преподаватель по классу вокала (высшая квалификационная категория), стаж работы – 10 лет, образование – высшее, КГУКИ, 2004 г.

Представление концертмейстера:

Газизова Лилия Равкатовна, преподаватель по классу фортепиано (вторая квалификационная категория), стаж работы – 23 года, образование - высшее, ПГПУ, 2007г.

3. Знакомство с учащимися:

Гузель Нурмухаметова – учащаяся IV кл. вокального отделения;

Гульназ Туйгильдина – учащаяся V кл. вокального отделения.

4. Название урока и темы:

Предмет – вокал;

Тема урока – «Кантилена в татарской вокальной музыке».

II. Основная часть

1. Здравствуйте!

- С чего мы обычно начинаем урок вокала?

- С распевки.

- Для чего она нужна?

- Для настройки голоса

- 1-е упражнение: мм-мм-мм

- Для чего нужно?

- Для разогрева связок

- 2-е упражнение: а...о...э…и…у…

- Для чего нужно?

- Для ровности звука, мягкой атаки звука, ощущения опоры, пропевание на legato

3-е упражнение: лё-……

- Для чего нужно?

 - Для твердой атаки звука; развития беглости, исполнения staccato

2. Исполнение вокализа № 2 Маркези. Исполняет Гульназ Туйгильдина

- Что слышится?

- Беглость

- А что еще?

- Вот сегодня на нашем уроке, мы с вами, используя профессиональную вокально-техническую терминологию, и узнаем, что слышится в этом вокализе еще, кроме беглости.

Перед учащимися поставлена проблема

3. Ознакомление с новым материалом

Сообщение преподавателя

3.1 -Итак, тема нашего урока – «Кантилена в татарской вокальной музыке»

- Существуют следующие вокально-технические приемы:

  • Кантилена
  • Portamento
  • Техника пения скачков
  • Беглость
  • Staccato
  • Филировка

Термины написаны на карточках и размещены на доске.

- Кантилена – это свободно льющийся звук. Она включает в себя наличие (legato), связного звука и наличие устойчивого вибрато.

По Станиславскому – закон освобождения мышц – закон любого исполнительного искусства. Кантиленное пение возможно только при правильном голосообразовании, когда отсутствуют зажимы.

Для достижения кантилены многие педагоги считают, что возможно временное снятие чёткости слова или нужно некоторое время петь несольфеджируя, а, вокализируя упражнение на legato, затем петь вокализы.

В упражнениях на арпеджио, пропевании гамм и скачков, нужно добиваться, чтобы звук был в высокой позиции всё время.

При исполнении мелодии с вокальным текстом возникает проблема – разрезание согласными вокальной линии. Необходимо добиваться такого произношения согласных, чтобы перерыв в потоке гласных был минимальным и очень чётко дикционно ощущалось произношение согласных. Здесь необходимо помнить, что нужно формировать не губами, а произносить высоко, над губами. Применяется такой приём: все гласные в тексте открываются, а все согласные независимо от по слогового построения слова переносится к следующему слову. Гласные тянутся максимально долго, а согласные произносятся в самый последний момент (требуется тренировка). В результате вырабатывается кантилена, т.е. переход от одного звука к другому чисто, мгновенно, без перерыва звучания или перетягивания его через промежуточные звуки.

3.2 -И сегодня мы с вами особое внимание уделим кантилене, а с остальными вокально-техническими приемами познакомимся более подробно на следующих занятиях.

Постараемся услышать, как, и в каких жанрах татарской вокальной музыки применяется кантилена.

- Как вы думаете, в каких музыкальных жанрах композиторы применяют кантилену?

- В народных песнях; в романсах; в опере.

- Верно.

- Что такое народная песня?

 - Народная песня – это песня из народа, которая переходила из уст в уста от родителей к детям, либо от одного народного певца к другому.

- Какие виды татарских народных песен вы знаете?

- Протяжные, лирические, частушки, короткие напевы.

- Послушаем татарскую народную песню «Су буйлап» («По воде») в исполнении Гульназ Туйгильдиной, учащейся V кл. вокального отделения.

- Слушайте внимательно, чтобы услышать, какие вокально-технические приемы использованы в этой песне?

- Скачки, кантилена – они переплетены между собой и как бы соединяются в одном движении.

3.3 -Что такое романс?

- Романс – это небольшое вокальное произведение для голоса с сопровождением.

- Хорошо, а сейчас учащаяся IV кл .вокального отделения Гузель Нурмухаметова исполнит для вас романс Ш.Шарифуллина «Яфрак тешкэн инде юлга» («Листья осыпаются на дорогу» )

- Что особо выделяет этот музыкальный жанр от других жанров?

- Он лиричный, плавный, в нем много кантилены.

3.4 - Еще один жанр, который мы с вами сегодня затронем – это опера. Опера – это большое музыкально-драматическое произведение. Основоположником татарской оперы является Н.Жиганов. И сейчас для вас прозвучит ария Сарвар из музыкальной комедии Дж.Файзи «Башмачки»

Преподаватель исполняет арию из музыкальной комедии Дж.Файзи «Башмачки».

- Какие приемы вы услышали?

- Кантилену, скачки.

- Они между собой переплетаются или чередуются, следуют друг за другом?

- Они чередуются.

III. Заключительная часть

1. - Давайте закрепим новый материал.

- В каких музыкальных жанрах может быть использован вокально-технический прием кантилена?

- В различных жанрах: в народных песнях, в романсах, в опере.

- Как могут быть связаны между собой вокально-технические приемы?

- Все вокально-технические приемы взаимосвязаны между собой и звучат либо в синтезе, либо чередуясь друг с другом.

2. Молодцы! Сегодня я очень довольна вашей работой на уроке.

- И в заключение мне бы хотелось прочитать вам трактат о пении, который должен стать вашей путеводной звездой.

Трактат о пении (XVI в. архимандрит Матфей)

Чтоб красиво петь до гроба
Купол сделайте из нёба,
Станьте полым, как труба,
И начните петь со лба.
Ощутите точки две:
В животе и в голове.
Чтобы петь и не давиться
Не забудьте удивиться.
Вдох короткий, как испуг,
И струной тяните звук.
Если вы наверх идете,
Надо глубже опирать
Всех тогда перепоете,
Хоть и нечем заорать.
Если ж вниз идете вы,
Не теряйте «головы».
Не рычите, словно зверь,
«Открывайте» мягко дверь.
Что такое верх прикрыть,
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти,
Надо к «е» приблизить «и»,
«А», где «о», а «о», где «у»,
Но не в глотке, а во лбу.
И со лба до живота
Лишь провал и пустота.

Пойте мягко, не кричите, молча партии учите.

И не слушать никого, кроме Бога одного!

Литература:

  1. В.В. Крюков «Музыкальная педагогика»
  2. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой».