Интеллектуальная игра "Я – гражданин России"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: создание условий для интеллектуального развития подростков.

Задачи:

  • воспитание правовой культуры и гражданско – патриотических качеств личности подростка;
  • формирование чувства причастности к международному правовому сообществу;
  • расширение кругозора;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Форма занятия: интеллектуальная игра.

Место проведения: актовый зал.

Оборудование:

  • знаки отличия для игры – «шёлковых умников»;
  • разноцветные квадраты (60 × 60) для обозначения дорожек трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный;
  • карточки с отборочными заданиями;
  • призы для финалистов

Предварительная работа: Детям раздаются вопросы по теме, на которые им необходимо найти ответы. Отбираются девять ребят как игроки трёх частей игры – агонов, по три человека в каждом агоне. В свободное время вместе с детьми сделаны знаки отличия для игры – «шёлковых умников», разноцветные квадраты (60 × 60) для обозначения дорожек – три зелёных, две синих, одна красная.

Ход игры

I. Вводная часть.

Ведущий: Добрый день! Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где мы будем играть в игру «Умники и умницы». Это игра для всех, здесь нет зрителей, вы все ее участники. Тема сегодняшней игры «Я – гражданин РФ». Значит, сегодня мы узнаем, знаете ли вы кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Презентация работы клуба:

1. Структура игры.

Греческое слово «агон» означает «соревнование». Если агонисты не смогут дать ответа на вопрос, это право предоставляется остальным ребятам, которых мы назовём «теоретиками». Это слово произошло от слова «цеория» - «праздник», «зрелище». За верный ответ теоретик получает орден шелкового умника. А судьи станут внимательно наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку.

  • Представление участников игры – агонистов…
  • Представление судей…

2. Правила игры:

  • Красная дорожка - один вопрос и нет права на ошибку;
  • Синяя дорожка - два вопроса и право на одну ошибку;
  • Зелёная дорожка - три вопроса и право на две ошибки.

Агон заканчивается, как только один участник пересечёт свою дорожку. После каждого вопроса вам даётся 30 секунд на раздумье.

Ведущий: Гражданин – это человек, обладающий гражданскими правами и обязанностями. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах. Во-первых, это житель какой-то страны, имеющий право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданами могли немногие, это было почётно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами, как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция не возможна без политической, нравственной и правовой культуры.

II. Основная часть

Первый агон

Разыгрываются дорожки между участниками.

Отборочное задание:

  • Выберите правильный ответ

Вопросы

Ответы

Президент является главой…

Правительство РФ

При вступлении в должность президент приносит народу…

4 года

Президент РФ избирается

Присягу

Подписывает федеральные законы…

Верховный суд РФ

Госдума избирается на…

Государства

Исполнительную власть в РФ осуществляет…

На 4 года

Какой суд является высшим судебным органом по уголовным и гражданским делам…

Президент

По итогам отборочного задания участники занимают выбранные дорожки.

1 вопрос (зелёная дорожка). Должен ли президент защищать права и свободы граждан России, находящихся не на территории страны, а за границей, объясните свой ответ.

1 вопрос (синяя дорожка). Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт?

1 вопрос (красная дорожка). Какими правами согласно Конвенции ООН о правах ребёнка обладает ребёнок?

2 вопрос (зелёная дорожка). Найдите флаг РФ, объясните значение каждого цвета, где используется флаг и его изображение?

2 вопрос (синяя дорожка). Что такое гражданские чувства? Приведите примеры.

3 вопрос (зелёная дорожка). Как стать гражданином РФ?

Победитель первого агона занимает место на стульях победителя.

Второй агон

Разыгрываются дорожки между участниками.

Отборочное задание:

  • Определите, какими правами пользуются дети и подростки в соответствии с российским законодательством?

Перечень прав

Право на жизнь

Право на отсутствие рабства

Право на имя

Право создавать семью

Право на отдых

Право пользоваться достижениями культуры

Право на защиту жизни и здоровья

Право на гражданство

Право на образование

Право на получение информации

Право на жизнь с родителями

Свобода слова

Право на труд

Право на жилище

По итогам отборочного задания участники занимают выбранные дорожки.

1 вопрос (зелёная дорожка). Что запрещается президенту?

1 вопрос (синяя дорожка). Какие три власти вам известны, кто их представляет?

1 вопрос (красная дорожка). Что такое Конституция РФ? Из чего она состоит?

2 вопрос (зелёная дорожка). Смена фамилии? (медиавопрос)

2 вопрос (синяя дорожка). Какова цель ООН? (защита прав человека, проведение олимпийских игр, наказание преступников)

3 вопрос (зелёная дорожка). Что является высшей ценностью Конституции РФ? (капитал, сбережения, человек, его права и свободы, государство)

Победитель этого агона занимает место на стульях победителя.

Третий агон

Разыгрываются дорожки между участниками.

Отборочное задание:

  • Необходимо заполнить пробелы в этой лестнице возрастов:

Лестница выборов

Возраст

Права и обязанности школьника

 

Права на временную работу

 

Уголовная ответственность за преступления

 

Самостоятельное осуществление своих прав и обязанностей

 

Право быть избранным в президенты РФ

 

Право получения паспорта

 

По итогам отборочного задания участники занимают выбранные дорожки.

1 вопрос (зелёная дорожка). В чём отличие гражданина с большой буквы от гражданина по рождению?

1 вопрос (синяя дорожка). Ребёнок ли ты? Ответ обоснуй.

1 вопрос (красная дорожка). Как называется политическая организация, борющаяся за власть или участвующая в её осуществлении?

2 вопрос (зелёная дорожка). Что такое символика, чем она представлена в государстве?

2 вопрос (синяя дорожка). В каких случаях человеку необходим паспорт?

3 вопрос (зелёная дорожка). Что такое суверенитет государства и как президент его охраняет?

Ведущий: Итак, у нас определились финалисты. Кто из них получит диплом 1, 2 или 3 степени, определит работа в финале.

Финал.

  • Я вам одно слово, а вы мне семь слов – ВЫБОРЫ.

Ведущий: Остались ещё вопросы по данной теме. Сейчас мы разыграем между теоретиками ордена «шёлкового умника».

  1.  Как проявляется гражданственность народов России?
  2. Что такое права человека?
  3. Что дают человеку его права?
  4. Какие обязательства берёт на себя государство, провозглашая право на жизнь?
  5. Что такое гражданство?
  6. Какой документ удостоверяет гражданство РФ?
  7. Каким образом вы можете участвовать в жизни государства?
  8. Кто является главным защитником прав ребёнка и подростка?
  9. Какие международные документы защищают права детей?

III. Заключительная часть

  • Подведение итогов, заполнение турнирной таблицы;
  • Награждение финалистов. 

Итоговая таблица

№п/п

Ф.И. участников, группа

I агон

II агон

III агон

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущая: Вот и закончилась наша игра. Выявилось трое финалистов. Те теоретики, которые завоевали наибольшее количество орденов «шёлкового умника», будут участниками в следующей игре. Благодарю всех за участие.