Цель: создание условий для интеллектуального развития подростков.
Задачи:
- воспитание правовой культуры и гражданско – патриотических качеств личности подростка;
- формирование чувства причастности к международному правовому сообществу;
- расширение кругозора;
- развитие интеллектуальных способностей;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Форма занятия: интеллектуальная игра.
Место проведения: актовый зал.
Оборудование:
- знаки отличия для игры – «шёлковых умников»;
- разноцветные квадраты (60 × 60) для обозначения дорожек трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный;
- карточки с отборочными заданиями;
- призы для финалистов
Предварительная работа: Детям раздаются вопросы по теме, на которые им необходимо найти ответы. Отбираются девять ребят как игроки трёх частей игры – агонов, по три человека в каждом агоне. В свободное время вместе с детьми сделаны знаки отличия для игры – «шёлковых умников», разноцветные квадраты (60 × 60) для обозначения дорожек – три зелёных, две синих, одна красная.
Ход игры
I. Вводная часть.
Ведущий: Добрый день! Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где мы будем играть в игру «Умники и умницы». Это игра для всех, здесь нет зрителей, вы все ее участники. Тема сегодняшней игры «Я – гражданин РФ». Значит, сегодня мы узнаем, знаете ли вы кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?
Презентация работы клуба:
1. Структура игры.
Греческое слово «агон» означает «соревнование». Если агонисты не смогут дать ответа на вопрос, это право предоставляется остальным ребятам, которых мы назовём «теоретиками». Это слово произошло от слова «цеория» - «праздник», «зрелище». За верный ответ теоретик получает орден шелкового умника. А судьи станут внимательно наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку.
- Представление участников игры – агонистов…
- Представление судей…
2. Правила игры:
- Красная дорожка - один вопрос и нет права на ошибку;
- Синяя дорожка - два вопроса и право на одну ошибку;
- Зелёная дорожка - три вопроса и право на две ошибки.
Агон заканчивается, как только один участник пересечёт свою дорожку. После каждого вопроса вам даётся 30 секунд на раздумье.
Ведущий: Гражданин – это человек, обладающий гражданскими правами и обязанностями. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах. Во-первых, это житель какой-то страны, имеющий право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданами могли немногие, это было почётно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами, как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.
Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?
Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция не возможна без политической, нравственной и правовой культуры.
II. Основная часть
Первый агон
Разыгрываются дорожки между участниками.
Отборочное задание:
- Выберите правильный ответ
Вопросы |
Ответы |
Президент является главой… |
Правительство РФ |
При вступлении в должность президент приносит народу… |
4 года |
Президент РФ избирается |
Присягу |
Подписывает федеральные законы… |
Верховный суд РФ |
Госдума избирается на… |
Государства |
Исполнительную власть в РФ осуществляет… |
На 4 года |
Какой суд является высшим судебным органом по уголовным и гражданским делам… |
Президент |
По итогам отборочного задания участники занимают выбранные дорожки.
1 вопрос (зелёная дорожка). Должен ли президент защищать права и свободы граждан России, находящихся не на территории страны, а за границей, объясните свой ответ.
1 вопрос (синяя дорожка). Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт?
1 вопрос (красная дорожка). Какими правами согласно Конвенции ООН о правах ребёнка обладает ребёнок?
2 вопрос (зелёная дорожка). Найдите флаг РФ, объясните значение каждого цвета, где используется флаг и его изображение?
2 вопрос (синяя дорожка). Что такое гражданские чувства? Приведите примеры.
3 вопрос (зелёная дорожка). Как стать гражданином РФ?
Победитель первого агона занимает место на стульях победителя.
Второй агон
Разыгрываются дорожки между участниками.
Отборочное задание:
- Определите, какими правами пользуются дети и подростки в соответствии с российским законодательством?
Перечень прав |
|
Право на жизнь |
Право на отсутствие рабства |
Право на имя |
Право создавать семью |
Право на отдых |
Право пользоваться достижениями культуры |
Право на защиту жизни и здоровья |
Право на гражданство |
Право на образование |
Право на получение информации |
Право на жизнь с родителями |
Свобода слова |
Право на труд |
Право на жилище |
По итогам отборочного задания участники занимают выбранные дорожки.
1 вопрос (зелёная дорожка). Что запрещается президенту?
1 вопрос (синяя дорожка). Какие три власти вам известны, кто их представляет?
1 вопрос (красная дорожка). Что такое Конституция РФ? Из чего она состоит?
2 вопрос (зелёная дорожка). Смена фамилии? (медиавопрос)
2 вопрос (синяя дорожка). Какова цель ООН? (защита прав человека, проведение олимпийских игр, наказание преступников)
3 вопрос (зелёная дорожка). Что является высшей ценностью Конституции РФ? (капитал, сбережения, человек, его права и свободы, государство)
Победитель этого агона занимает место на стульях победителя.
Третий агон
Разыгрываются дорожки между участниками.
Отборочное задание:
- Необходимо заполнить пробелы в этой лестнице возрастов:
Лестница выборов |
Возраст |
Права и обязанности школьника |
|
Права на временную работу |
|
Уголовная ответственность за преступления |
|
Самостоятельное осуществление своих прав и обязанностей |
|
Право быть избранным в президенты РФ |
|
Право получения паспорта |
|
По итогам отборочного задания участники занимают выбранные дорожки.
1 вопрос (зелёная дорожка). В чём отличие гражданина с большой буквы от гражданина по рождению?
1 вопрос (синяя дорожка). Ребёнок ли ты? Ответ обоснуй.
1 вопрос (красная дорожка). Как называется политическая организация, борющаяся за власть или участвующая в её осуществлении?
2 вопрос (зелёная дорожка). Что такое символика, чем она представлена в государстве?
2 вопрос (синяя дорожка). В каких случаях человеку необходим паспорт?
3 вопрос (зелёная дорожка). Что такое суверенитет государства и как президент его охраняет?
Ведущий: Итак, у нас определились финалисты. Кто из них получит диплом 1, 2 или 3 степени, определит работа в финале.
Финал.
- Я вам одно слово, а вы мне семь слов – ВЫБОРЫ.
Ведущий: Остались ещё вопросы по данной теме. Сейчас мы разыграем между теоретиками ордена «шёлкового умника».
- Как проявляется гражданственность народов России?
- Что такое права человека?
- Что дают человеку его права?
- Какие обязательства берёт на себя государство, провозглашая право на жизнь?
- Что такое гражданство?
- Какой документ удостоверяет гражданство РФ?
- Каким образом вы можете участвовать в жизни государства?
- Кто является главным защитником прав ребёнка и подростка?
- Какие международные документы защищают права детей?
III. Заключительная часть
- Подведение итогов, заполнение турнирной таблицы;
- Награждение финалистов.
Итоговая таблица
№п/п |
Ф.И. участников, группа |
I агон |
II агон |
III агон |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведущая: Вот и закончилась наша игра. Выявилось трое финалистов. Те теоретики, которые завоевали наибольшее количество орденов «шёлкового умника», будут участниками в следующей игре. Благодарю всех за участие.