Урок физики по теме "Строение атомного ядра. Ядерные силы". 11-й класс

Разделы: Физика

Класс: 11


Существует проблема: как на практике осуществить процесс обучения, позволяющий реализовать несколько познавательных индивидуальных стратегий? Такой процесс возможен лишь при глубокой дифференциации, а точнее индивидуализации обучения. Это возможно уровневую дифференциацию, модульное обучение и индивидуализацию на основе учета когнитивного стиля учащегося /4/

Технология разработки интегративно-дифференцированных модулей по учебной теме:

- Курс физики делится на разделы, в крупных разделах выделяются блоки. Разделы (блоки) делятся на темы и определяется количество часов, отводимых на изучение каждого раздела, блока, темы учебными программами.

- Определяются дидактические цели для каждого раздела (блока), темы

- В каждой теме выделяются модули, соответствующие конкретным занятиям.

- Создаются по три варианта каждого модуля в соответствии с тремя уровнями сложности. В каждом варианте учесть наличие шести когнитивных стилей (Приложение №1)

- Выделить в каждом модуле учебные элементы и для каждого сформулировать частную дидактическую цель.

- Сформулировать дифференцированное домашнее задание для каждого уровня сложности в зависимости от результата работы на уроке.

Модуль 2.1 и 2 уровни сложности. Строение атомного ядра. Ядерные силы.

УЭ0: Постановка цели.

ДЦМ: Понять смысл физического понятия: строение атомного ядра, ядерные силы. Приводить примеры строения ядер химических элементов.

Учебный материал с указанием заданий.

Интегральные   Дифференциальные  
Руководство по усвоению учебного материала Содержание учебного материала
(ИТ,ИЭ,ИД)
Руководство по усвоению учебного материала Содержание учебного материала
(ДТ, ДЭ, ДД)
УЭ1  Протонно-нейтронная модель ядра.

ЧДЦ: Знать протонно-нейтронную модель ядра.

Изучите по учебнику параграф 105.

Ответьте на вопросы:

1 уровень.

1) Опишите строение атома (1б).

2) Опишите строение ядра (1б).

3) Что такое нуклоны? (1б).

4) Чему равно массовое число? (1б)

2 уровень

1) Какие частицы образуют атом ? (1б)

2) Каков знак заряда ядра атома? (1б)

3) Каковы знаки зарядов протона, нейтрона, электрона? (1б)

4) Каких частиц в атоме равное число? (1б)

 

 

 

1. Протонно-нейтронная модель ядра.

2. Массовое число А

 

 

 

1. Протонно-нейтронная модель ядра.

2. Массовое число А

1. Изучите по учебнику параграф 105.

2.Ответьте на вопросы:

1 уровень.

1) Чему равно массовое число А? (1б).

2) Что такое нуклоны? (1б)

3) Строение ядра (1б).

4) Строение атома (1б)

2 уровень

1) Какая из частиц, входящих в состав атома, обладает наименьшей массой? (1б)

2)Как образуется ион? (1б)

3) Известно, что в ядре атома находится 7 частиц, из которых 3-протоны. Сколько в этом атоме других частиц? (1б)

4) Каково строение ядра атома? (1б)

УЭ2 Ядерные силы.

ЧДЦ: Ознакомить с понятием "Ядерные силы".

Изучите по доступным источникам информации ядерные силы. (1 уровень - по параграфу 105 учебника, 2 уровень - по справочным материалам О.Ф.Кабардин Физика, параграф 86).

Ответьте на вопросы:

Какие силы называются ядерными? (1б)

Каковы основные свойства ядерных сил? (1б)

Для ИЭ

На каких расстояниях проявляются ядерные силы? (1б)

Для ИТ, ИД

Почему ядро атома не распадается? (1б)

 

Ядерные силы

 

Ядерные силы

 

1. Изучите по доступным источникам информации ядерные силы. (1 уровень - по параграфу 105 учебника, 2 уровень - по справочным материалам О.Ф.Кабардин Физика, параграф 86).

2. Ответьте на вопросы:

1) На каком расстоянии взаимодействуют нуклоны? (1б)

2) Как называются силы взаимодействия нуклонов? (1б)

Для ДЭ

3) Про какие силы говорят "Богатырь с короткими руками"? (1б)

Для ДТ, ДД

3) К каким типам взаимодействия относится взаимодействие нуклонов? (1б)

УЭ3 Выходной контроль.

ЧДЦ: Проверить усвоение учебных элементов.

Проверьте свои ответы по таблице.

Подсчитайте количество набранных баллов и занесите в лист контроля.

Каков состав ядер натрия 2311Na, фтора 199F, серебра 10747Ag, кюрия 24796Cm, менделевия 257101Md? (5 баллов)

Каков состав изотопов неона 2010Ne, 2110Ne, 2210Ne(3 балла)

Дополнительно для 2 уровня:

Изменяются ли массовое число, масса и порядковый номер элемента при испускании ядром гамма-квантов? (1б)

Как изменяются массовое число и номер элемента при выбрасывании из ядра протона? нейтрона? (2б)

Каков состав ядер натрия 2311Na, фтора 199F, серебра 10747Ag, кюрия 24796Cm, менделевия 257101Md? (5 баллов)

Каков состав изотопов неона 2010Ne, 2110Ne, 2210Ne(3 балла)

Дополнительно для 2 уровня:

Изменяются ли массовое число, масса и порядковый номер элемента при испускании ядром гамма-квантов? (1б)

Как изменяются массовое число и номер элемента при выбрасывании из ядра протона? нейтрона? (2б)

1. Проверьте свои ответы по таблице.

2.   Подсчитайте количество набранных баллов и занесите в лист контроля.

УЭ4 Подведение итогов.

ЧДЦ: Заполнить лист контроля; оценить знания.

Лист контроля (ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД)

Учебный элемент Задание Задание Задание Задание  
  1 2 3 4 Итого баллов
УЭ1          
УЭ2          
УЭ3          

Итого:

Оценка:

1 уровень:

  • более или равно 5 баллов - "Зачет"
  • менее 5 баллов - "Незачет".

2 уровень:

  1. 12-15 баллов - "Хорошо"
  2. 8- 11 баллов - "Зачет"
  3. Менее 8 баллов - "Незачет".

Сдайте лист контроля учителю.

Дифференцированное домашнее задание (ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД)

  • "Хорошо" - Напишите реферат по теме "Строение атома, Ядерные силы".
  • "Зачет" - Решите задачу: Каков состав ядра радия.
  • "Незачет" - Повторите параграф 105 учебника.

Литература

  1. Журнал "Физика в школе" №3, 1995
  2. Журнал "Физика в школе" №2, 1997
  3. Загвязинский В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Методическое пособие. -М.; Педагогическое общество России, 2004, -144с
  4. Коршунова О.В. Учет особенностей Мышления при обучении физике (Интегративно-дифференцированный подход), Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2006
  5. Крутский А.Н., Косихина О.С. Психодидактика: новые технологии в преподавании физики. Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2006
  6. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-8 классов средней школы. Москва, "Просвещение", 1994
  7. Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10-11 класс. Москва, "Просвещение", 2004
  8. Примерные программы по учебным предметам. Физика. Стандарты второго поколения. Москва, "Просвещение", 2010
  9. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. Москва, "Просвещение", 1994
  10. Сборник нормативных документов. Физика. Составители Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г., Москва, "Дрофа", 2004
  11. "Физика", научно-методическая газета для учителей физики: №18 Издательский дом "Первое сентября"Москва, 2010