Существует проблема: как на практике осуществить процесс обучения, позволяющий реализовать несколько познавательных индивидуальных стратегий? Такой процесс возможен лишь при глубокой дифференциации, а точнее индивидуализации обучения. Это возможно уровневую дифференциацию, модульное обучение и индивидуализацию на основе учета когнитивного стиля учащегося /4/
Технология разработки интегративно-дифференцированных модулей по учебной теме:
- Курс физики делится на разделы, в крупных разделах выделяются блоки. Разделы (блоки) делятся на темы и определяется количество часов, отводимых на изучение каждого раздела, блока, темы учебными программами.
- Определяются дидактические цели для каждого раздела (блока), темы
- В каждой теме выделяются модули, соответствующие конкретным занятиям.
- Создаются по три варианта каждого модуля в соответствии с тремя уровнями сложности. В каждом варианте учесть наличие шести когнитивных стилей (Приложение №1)
- Выделить в каждом модуле учебные элементы и для каждого сформулировать частную дидактическую цель.
- Сформулировать дифференцированное домашнее задание для каждого уровня сложности в зависимости от результата работы на уроке.
Модуль 2.1 и 2 уровни сложности. Строение атомного ядра. Ядерные силы.
УЭ0: Постановка цели.
ДЦМ: Понять смысл физического понятия: строение атомного ядра, ядерные силы. Приводить примеры строения ядер химических элементов.
Учебный материал с указанием заданий.
Интегральные | Дифференциальные | ||
Руководство по усвоению учебного материала | Содержание учебного материала (ИТ,ИЭ,ИД) |
Руководство по усвоению учебного материала | Содержание учебного материала (ДТ, ДЭ, ДД) |
УЭ1 Протонно-нейтронная модель
ядра. ЧДЦ: Знать протонно-нейтронную модель ядра. Изучите по учебнику параграф 105. Ответьте на вопросы: 1 уровень. 1) Опишите строение атома (1б). 2) Опишите строение ядра (1б). 3) Что такое нуклоны? (1б). 4) Чему равно массовое число? (1б) 2 уровень 1) Какие частицы образуют атом ? (1б) 2) Каков знак заряда ядра атома? (1б) 3) Каковы знаки зарядов протона, нейтрона, электрона? (1б) 4) Каких частиц в атоме равное число? (1б) |
1. Протонно-нейтронная модель ядра. 2. Массовое число А |
1. Протонно-нейтронная модель ядра. 2. Массовое число А |
1. Изучите по учебнику параграф 105. 2.Ответьте на вопросы: 1 уровень. 1) Чему равно массовое число А? (1б). 2) Что такое нуклоны? (1б) 3) Строение ядра (1б). 4) Строение атома (1б) 2 уровень 1) Какая из частиц, входящих в состав атома, обладает наименьшей массой? (1б) 2)Как образуется ион? (1б) 3) Известно, что в ядре атома находится 7 частиц, из которых 3-протоны. Сколько в этом атоме других частиц? (1б) 4) Каково строение ядра атома? (1б) |
УЭ2 Ядерные силы. ЧДЦ: Ознакомить с понятием "Ядерные силы". Изучите по доступным источникам информации ядерные силы. (1 уровень - по параграфу 105 учебника, 2 уровень - по справочным материалам О.Ф.Кабардин Физика, параграф 86). Ответьте на вопросы: Какие силы называются ядерными? (1б) Каковы основные свойства ядерных сил? (1б) Для ИЭ На каких расстояниях проявляются ядерные силы? (1б) Для ИТ, ИД Почему ядро атома не распадается? (1б) |
Ядерные силы |
Ядерные силы |
1. Изучите по доступным источникам информации ядерные силы. (1 уровень - по параграфу 105 учебника, 2 уровень - по справочным материалам О.Ф.Кабардин Физика, параграф 86). 2. Ответьте на вопросы: 1) На каком расстоянии взаимодействуют нуклоны? (1б) 2) Как называются силы взаимодействия нуклонов? (1б) Для ДЭ 3) Про какие силы говорят "Богатырь с короткими руками"? (1б) Для ДТ, ДД 3) К каким типам взаимодействия относится взаимодействие нуклонов? (1б) |
УЭ3 Выходной контроль. ЧДЦ: Проверить усвоение учебных элементов. Проверьте свои ответы по таблице. Подсчитайте количество набранных баллов и занесите в лист контроля. |
Каков состав ядер натрия 2311Na,
фтора 199F, серебра 10747Ag,
кюрия 24796Cm, менделевия 257101Md?
(5 баллов) Каков состав изотопов неона 2010Ne, 2110Ne, 2210Ne(3 балла) Дополнительно для 2 уровня: Изменяются ли массовое число, масса и порядковый номер элемента при испускании ядром гамма-квантов? (1б) Как изменяются массовое число и номер элемента при выбрасывании из ядра протона? нейтрона? (2б) |
Каков состав ядер натрия 2311Na,
фтора 199F, серебра 10747Ag,
кюрия 24796Cm, менделевия 257101Md?
(5 баллов) Каков состав изотопов неона 2010Ne, 2110Ne, 2210Ne(3 балла) Дополнительно для 2 уровня: Изменяются ли массовое число, масса и порядковый номер элемента при испускании ядром гамма-квантов? (1б) Как изменяются массовое число и номер элемента при выбрасывании из ядра протона? нейтрона? (2б) |
1. Проверьте свои ответы по таблице. 2. Подсчитайте количество набранных баллов и занесите в лист контроля. |
УЭ4 Подведение итогов.
ЧДЦ: Заполнить лист контроля; оценить знания.
Лист контроля (ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД)
Учебный элемент | Задание | Задание | Задание | Задание | |
1 | 2 | 3 | 4 | Итого баллов | |
УЭ1 | |||||
УЭ2 | |||||
УЭ3 |
Итого:
Оценка:
1 уровень:
- более или равно 5 баллов - "Зачет"
- менее 5 баллов - "Незачет".
2 уровень:
- 12-15 баллов - "Хорошо"
- 8- 11 баллов - "Зачет"
- Менее 8 баллов - "Незачет".
Сдайте лист контроля учителю.
Дифференцированное домашнее задание (ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД)
- "Хорошо" - Напишите реферат по теме "Строение атома, Ядерные силы".
- "Зачет" - Решите задачу: Каков состав ядра радия.
- "Незачет" - Повторите параграф 105 учебника.
Литература
- Журнал "Физика в школе" №3, 1995
- Журнал "Физика в школе" №2, 1997
- Загвязинский В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Методическое пособие. -М.; Педагогическое общество России, 2004, -144с
- Коршунова О.В. Учет особенностей Мышления при обучении физике (Интегративно-дифференцированный подход), Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2006
- Крутский А.Н., Косихина О.С. Психодидактика: новые технологии в преподавании физики. Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2006
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-8 классов средней школы. Москва, "Просвещение", 1994
- Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10-11 класс. Москва, "Просвещение", 2004
- Примерные программы по учебным предметам. Физика. Стандарты второго поколения. Москва, "Просвещение", 2010
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. Москва, "Просвещение", 1994
- Сборник нормативных документов. Физика. Составители Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г., Москва, "Дрофа", 2004
- "Физика", научно-методическая газета для учителей физики: №18 Издательский дом "Первое сентября"Москва, 2010