Цели:
- Ознакомить учащихся с названиями падежей, падежными вопросами.
- Развивать навыки правописания, изменения имён существительных по падежам
- Воспитывать чувство взаимопомощи, чуткое отношение к людям через помощь персонажу урока.
Тип урока: сообщение новых знаний
Методы:
- словесный: сообщение новой темы, беседа;
- наглядный: работа с презентацией;
- практический: работа с текстом, чтение правил, практическое выполнение заданий в тетрадях, на карточках, в презентации (использование планшета G-Pen 340)
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа, планшет G-Pen 340 для самостоятельной работы ученика с кадрами презентации, презентация по теме урока, карточки для минутки чистописания, для работы с текстом, напоминалочки с падежами, вопросами, словами-помощниками, музыкальное сопровождение для релаксации: “Звуки моря”, жетоны.
План урока
I. Актуализация знаний: минутка чистописания
- словарная работа;
- озвучивание темы и постановка целей урока.
II. Формирование новых знаний
- ознакомление с названиями падежей, падежными вопросами, словами помощниками;
- письменное и устное склонение имён существительных.
III. Формирование новых умений и навыков
- отработка навыка определения падежа с помощью таблицы и алгоритма в учебнике;
- коллективная и самостоятельная работа по постановке падежных вопросов к словам.
IV. Подведение итога: повторение названий падежей, вопросов, слов-помощников
Ход урока
Действия учителя | Действия учеников | Предполагаемые ответы |
Актуализация знаний | ||
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас
урок русского языка, откройте тетради и запишите
число, классная работа… - Ребята, вы наверное помните Аню Незнайкину? Мы не раз исправляли ошибки, допущенные ею, помогали девочке в выполнении заданий, и в этот раз Ане необходима наша помощь. За то, что девочка халатно относилась к выполнению заданий, жители страны Грамматики её наказали. Они отправили её на свой остров, окружили его различными заданиями и пока она их не выполнит, не видать девочке родного дома. Давайте поможем Анюте вернуться домой? А что нам необходимо взять с собой в путешествие? За каждый правильный ответ во время путешествия вы будете получать жетоны, а в конце урока подсчитаете их количество и узнаете свой балл. - Ребята, а что называется островом? - Приведите примеры островов? - A наш остров находится в море русского языка страны Грамматики. |
Дружбу, знания.
- Часть суши, окружённая со всех сторон водами океана. Называются 2 - 3 острова, сопровождаемые показом на карте. |
|
Минутка чистописания | ||
Чтобы оказаться на острове, нам
необходима волшебная палочка. И она есть у
каждого из вас. Это ваша ручка. Сейчас мы пропишем
ею волшебные знаки, и наше путешествие начнётся (
прописывание через кальку) Из какого произведения эти строки? Кто его написал? Ребята, найдите в словах опасные места, где можно допустить ошибку. |
Прописывание элементов и предложения. Прописывание элементов происходит на заготовленных карточках |
|
Словарная работа | ||
- Слово “остров” - словарное. Как вы
думаете почему? (проставление ударения,
подчёркивание второй безударной гласной в слове) Давайте составим предложение со словом остров. (выслушивание 2 – 3 предложений, запись понравившегося в тетрадях) И так в путь. |
Ответ ученика | Слово “остров” - словарное, так как вторая гласная “о” является непроверяемой безударной гласной, которую необходимо запомнить. |
Физминутка на снятие
зрительного напряжения Обведение глазами контура волшебного острова по стрелочкам, по контуру цветных участков. Ребята посмотрите на волшебный остров. Обведите его контур глазами по стрелочкам, а теперь обведите цветные участки острова. Закройте глаза, откройте. Что изменилось? (Пока глаза детей закрыты учитель меняет цветные участки острова) |
||
Озвучивание темы и постановка целей урока. | ||
- Испытания волшебного острова
продолжаются. - Капитан корабля делал записи во время нашего путешествия, но пока мы с вами выполняли зарядку, налетел ветер и забрал с собой несколько слов из записей капитана. Давайте поможем и вернём слова в текст. Проверка осуществляется через прочтение получившегося текста и через показ восстановленного текста на экране компьютера
Что же мы с вами сейчас делали? Изменение формы слова другими словами называется склонением или изменением слова по падежам. А это и есть тема нашего урока. |
Ученики выполняет работу на карточках, вставляют слова “Волшебный остров – это цель нашего путешествия. Такого острова нет на карте. Подойти к волшебному острову очень непросто. Подводные скалы охраняют остров от путешественников, а над островом сгущается туман. Но нас это не пугает, потому что на этом острове ждёт помощи Аня Незнайкина.” |
Мы вставляли слово “остров”, изменяя его форму. |
Физминутка на снятие
мышечного напряжения (зарядка под песню о море) |
||
Формирование новых знаний | ||
- Можно ли одну форму слова заменить
другой, не меняя предложения? - Получается, что только в нужной форме слова могут войти в предложение. Значит, мы должны научиться изменять форму слова или правильнее будет сказать изменять слова по падежам. Так для чего нужны падежи? Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 6 - Посмотрите, волшебный остров предлагает следующее задание. - Как это понять? Наверное, нам нужно узнать что-то из истории падежей. Ребята подготовили для вас информацию о падежах. А мы с вами будем не только слушать, но и записывать. Для начала запомните, что в русском языке 6 падежей.
А теперь ребята, отложите ручки. Мы с вами поиграем в игру “Изменяй-ка”. Я покажу вам слово, а вы должны задать к нему падежный вопрос и изменить форму слова.
А почему, ребята вы к слову “капитан” поставили вопрос “кто?”, а к слову “корабль” - “что?” Что мы меняли в слове, изменяя его форму? Получается, почему необходимо изменение формы слова? Потому что в слове изменяется окончание, которое служит для связи слов в предложении. (например: Капитан сошёл на берег. У капитана хорошее настроение.) |
Отвечают на вопросы учителя
Чтение правила в учебнике стр. 6
Выступления детей, запись в тетрадях: И.п. (кто? что?) есть девочка море Р.п. (кого? чего?) нет девочки моря Д.п. (кому? чему?) рад девочке морю В.п. (кого? что?) вижу девочку море Т.п. (кем? чем?) любуюсь девочкой морем П.п. (о ком? о чём?) говорю о девочке о море Окончания проговаривают хором и выделяют, после записи слов.
Работа выполняется с опорой на таблицу на доске. Проговаривают так: “Именительный кто? капитан Родительный нет кого? капитана” |
- Нет, потому что тогда ломается
предложение, теряется его смысл, нарушается
логическое построение.
- Только в нужном падеже существительные могут войти в состав предложения.
Сообщение 1 ученика “Слово падеж произошло от латинского (падение). Это значит, слова “падают” той или иной формой. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских.” 2 ученик - Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. 3 ученик - Родительный буквально означает “полученный с рождения”. 4 ученик - Дательный от слова “дать”, так как его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. 5 ученик - Винительный назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само действие. 6 ученик - Творительный – связан с глаголом “творить” и означает орудие действия. 7 ученик - Предложный падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным) Потому что “капитан” - одушевлённое существительное, а “корабль” - неодушевлённое. Мы изменяли окончания. |
Формирование новых умений и навыков | ||
Волшебный остров предлагает нам своё
задание, и знаете что? С каждым выполненным
заданием мы приближаемся к спасению Анюты.
Давайте посмотрим, что же ждёт нас сейчас. “Волны тихо плескались под ногами. Я стоял на берегу и любовался закатом.” А поможет вам алгоритм определения падежа имени существительного. Откройте стр. 8 и прочитайте порядок определения падежа. Молодцы, ребята. Но жители страны Грамматики хотят убедиться в том, что вы усвоили новый материал и предлагают вам ещё одно задание, часть которого мы выполним с вами вместе, а часть вы будете выполнять самостоятельно. Выполнить это задание нам поможет в учебнике на стр.6 (или эта же таблица на доске) Текст задания: Играл на скрипке, пишу карандашом, иду к дому, говорю с мамой, рассказываю о животных . Проверка второй части задания осуществляется через компьютер. - Молодцы, ребята, вы справились с последним заданием острова… Посмотрите ребята, жители страны Грамматики отпустили Анюту домой, а это значит, что мы с вами справились со всеми заданиями. Анюте придётся ещё многому научиться, как и нам, но если что-то у неё не будет получаться, то мы поможем ей ? |
Работа выполняется по алгоритму в учебнике.
Ученики комментируют работу, остальные в тетрадях. Играл (на чём?) на скрипке (П.п.), пишу (чем?) карандашом (Т.п.), самостоятельно иду (к чему?) к дому(Д.п.), говорю (с кем?) с мамой (Т.п.), рассказываю (о ком?) о животных (П.п.) . |
- Да! |
Подведение итога урока | ||
Жители страны грамматики, за ваше
старание на уроке передают вам вот эти
напоминалочки, которые вы возьмёте после звонка,
но сначала давайте вспомним все, что было сегодня
на уроке. - На этом мы закончим урок. Спасибо, ребята, вы сегодня хорошо потрудились и заработали баллы на оценку. У кого 2 жетона за работу на уроке получают “4”, ну а у кого 3 – 4 жетона – “5”. |
Отвечают на вопрос Ани | Мы познакомились с падежами имени
существительного. Они называются так: Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. У каждого из падежей есть свои вопросы и слова-помощники. |