Методическая разработка урока русского языка с использованием ПК. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Ознакомить учащихся с названиями падежей, падежными вопросами.
  • Развивать навыки правописания, изменения имён существительных по падежам
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, чуткое отношение к людям через помощь персонажу урока.

Тип урока: сообщение новых знаний

Методы:

  • словесный: сообщение новой темы, беседа;
  • наглядный: работа с презентацией;
  • практический: работа с текстом, чтение правил, практическое выполнение заданий в тетрадях, на карточках, в презентации (использование планшета G-Pen 340)

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа, планшет G-Pen 340 для самостоятельной работы ученика с кадрами презентации, презентация по теме урока, карточки для минутки чистописания, для работы с текстом, напоминалочки с падежами, вопросами, словами-помощниками, музыкальное сопровождение для релаксации: “Звуки моря”, жетоны.

План урока

I. Актуализация знаний: минутка чистописания

  • словарная работа;
  • озвучивание темы и постановка целей урока.

II.  Формирование новых знаний

  • ознакомление с названиями падежей, падежными вопросами, словами помощниками;
  • письменное и устное склонение имён существительных.

III. Формирование новых умений и навыков

  • отработка навыка определения падежа с помощью таблицы и алгоритма в учебнике;
  • коллективная и самостоятельная работа по постановке падежных вопросов к словам.

IV. Подведение итога: повторение названий падежей, вопросов, слов-помощников

Ход урока

Действия учителя Действия учеников Предполагаемые ответы
Актуализация знаний
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок русского языка, откройте тетради и запишите число, классная работа…

- Ребята, вы наверное помните Аню Незнайкину? Мы не раз исправляли ошибки, допущенные ею, помогали девочке в выполнении заданий, и в этот раз Ане необходима наша помощь. За то, что девочка халатно относилась к выполнению заданий, жители страны Грамматики её наказали. Они отправили её на свой остров, окружили его различными заданиями и пока она их не выполнит, не видать девочке родного дома. Давайте поможем Анюте вернуться домой?

А что нам необходимо взять с собой в путешествие?

За каждый правильный ответ во время путешествия вы будете получать жетоны, а в конце урока подсчитаете их количество и узнаете свой балл.

- Ребята, а что называется островом?

- Приведите примеры островов?

- A наш остров находится в море русского языка страны Грамматики.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Дружбу, знания.

 

- Часть суши, окружённая со всех сторон водами океана.

Называются 2 - 3 острова, сопровождаемые показом на карте.

Минутка чистописания
Чтобы оказаться на острове, нам необходима волшебная палочка. И она есть у каждого из вас. Это ваша ручка. Сейчас мы пропишем ею волшебные знаки, и наше путешествие начнётся ( прописывание через кальку)

Из какого произведения эти строки? Кто его написал?

Ребята, найдите в словах опасные места, где можно допустить ошибку.

Прописывание элементов и предложения.

Прописывание элементов происходит на заготовленных карточках

 
Словарная работа
- Слово “остров” - словарное. Как вы думаете почему? (проставление ударения, подчёркивание второй безударной гласной в слове)

Давайте составим предложение со словом остров. (выслушивание 2 – 3 предложений, запись понравившегося в тетрадях)

И так в путь.

Ответ ученика Слово “остров” - словарное, так как вторая гласная “о” является непроверяемой безударной гласной, которую необходимо запомнить.
Физминутка на снятие зрительного напряжения

Обведение глазами контура волшебного острова по стрелочкам, по контуру цветных участков.

Ребята посмотрите на волшебный остров. Обведите его контур глазами по стрелочкам, а теперь обведите цветные участки острова. Закройте глаза, откройте. Что изменилось? (Пока глаза детей закрыты учитель меняет цветные участки острова)

Озвучивание темы и постановка целей урока.
- Испытания волшебного острова продолжаются.

- Капитан корабля делал записи во время нашего путешествия, но пока мы с вами выполняли зарядку, налетел ветер и забрал с собой несколько слов из записей капитана. Давайте поможем и вернём слова в текст.

Проверка осуществляется через прочтение получившегося текста и через показ восстановленного текста на экране компьютера

 

 

 

 

Что же мы с вами сейчас делали?

Изменение формы слова другими словами называется склонением или изменением слова по падежам.

А это и есть тема нашего урока.

 

 

 

 

Ученики выполняет работу на карточках, вставляют слова

“Волшебный остров – это цель нашего путешествия. Такого острова нет на карте. Подойти к волшебному острову очень непросто. Подводные скалы охраняют остров от путешественников, а над островом сгущается туман. Но нас это не пугает, потому что на этом острове ждёт помощи Аня Незнайкина.”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы вставляли слово “остров”, изменяя его форму.

Физминутка на снятие мышечного напряжения

(зарядка под песню о море)

Формирование новых знаний
- Можно ли одну форму слова заменить другой, не меняя предложения?

- Получается, что только в нужной форме слова могут войти в предложение.

Значит, мы должны научиться изменять форму слова или правильнее будет сказать изменять слова по падежам.

Так для чего нужны падежи? Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 6

- Посмотрите, волшебный остров предлагает следующее задание.

- Как это понять? Наверное, нам нужно узнать что-то из истории падежей.

Ребята подготовили для вас информацию о падежах.

А мы с вами будем не только слушать, но и записывать. Для начала запомните, что в русском языке 6 падежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь ребята, отложите ручки. Мы с вами поиграем в игру “Изменяй-ка”. Я покажу вам слово, а вы должны задать к нему падежный вопрос и изменить форму слова.

“капитан”, “ корабль”

А почему, ребята вы к слову “капитан” поставили вопрос “кто?”, а к слову “корабль” - “что?”

Что мы меняли в слове, изменяя его форму?

Получается, почему необходимо изменение формы слова? Потому что в слове изменяется окончание, которое служит для связи слов в предложении. (например: Капитан сошёл на берег. У капитана хорошее настроение.)

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

Чтение правила в учебнике стр. 6

 

 

 

 

Выступления детей, запись в тетрадях:

И.п. (кто? что?) есть девочка море

Р.п. (кого? чего?) нет девочки моря

Д.п. (кому? чему?) рад девочке морю

В.п. (кого? что?) вижу девочку море

Т.п. (кем? чем?) любуюсь девочкой морем

П.п. (о ком? о чём?) говорю о девочке о море

Окончания проговаривают хором и выделяют, после записи слов.

 

 

 

 

Работа выполняется с опорой на таблицу на доске.

Проговаривают так: “Именительный кто? капитан

Родительный нет кого? капитана”

- Нет, потому что тогда ломается предложение, теряется его смысл, нарушается логическое построение.

 

 

 

 

- Только в нужном падеже существительные могут войти в состав предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение 1 ученика “Слово падеж произошло от латинского (падение). Это значит, слова “падают” той или иной формой. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских.”

2 ученик - Именительный – имя предмета – начальная форма наименования.

3 ученик - Родительный буквально означает “полученный с рождения”. 4 ученик - Дательный от слова “дать”, так как его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают.

5 ученик - Винительный назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само действие. 

6 ученик - Творительный – связан с глаголом “творить” и означает орудие действия.

7 ученик - Предложный падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным)

Потому что “капитан” - одушевлённое существительное, а “корабль” - неодушевлённое.

Мы изменяли окончания.

Формирование новых умений и навыков
Волшебный остров предлагает нам своё задание, и знаете что? С каждым выполненным заданием мы приближаемся к спасению Анюты. Давайте посмотрим, что же ждёт нас сейчас.

“Волны тихо плескались под ногами. Я стоял на берегу и любовался закатом.”

А поможет вам алгоритм определения падежа имени существительного. Откройте стр. 8 и прочитайте порядок определения падежа.

Молодцы, ребята. Но жители страны Грамматики хотят убедиться в том, что вы усвоили новый материал и предлагают вам ещё одно задание, часть которого мы выполним с вами вместе, а часть вы будете выполнять самостоятельно.

Выполнить это задание нам поможет в учебнике на стр.6 (или эта же таблица на доске)

Текст задания:

Играл на скрипке, пишу карандашом, иду к дому, говорю с мамой, рассказываю о животных .

Проверка второй части задания осуществляется через компьютер.

- Молодцы, ребята, вы справились с последним заданием острова…

Посмотрите ребята, жители страны Грамматики отпустили Анюту домой, а это значит, что мы с вами справились со всеми заданиями. Анюте придётся ещё многому научиться, как и нам, но если что-то у неё не будет получаться, то мы поможем ей ?

 

 

 

Работа выполняется по алгоритму в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики комментируют работу, остальные в тетрадях.

Играл (на чём?) на скрипке (П.п.), пишу (чем?) карандашом (Т.п.),

самостоятельно

иду (к чему?) к дому(Д.п.), говорю (с кем?) с мамой (Т.п.), рассказываю (о ком?) о животных (П.п.) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да!

Подведение итога урока
Жители страны грамматики, за ваше старание на уроке передают вам вот эти напоминалочки, которые вы возьмёте после звонка, но сначала давайте вспомним все, что было сегодня на уроке.

- На этом мы закончим урок. Спасибо, ребята, вы сегодня хорошо потрудились и заработали баллы на оценку. У кого 2 жетона за работу на уроке получают “4”, ну а у кого 3 – 4 жетона – “5”.

Отвечают на вопрос Ани Мы познакомились с падежами имени существительного.

Они называются так: Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

У каждого из падежей есть свои вопросы и слова-помощники.