Цели:
- познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами написания письма
- расширить представление учащихся о жизни почтовых голубей
- развивать информационную грамотность и коммуникативные способности учащихся
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Методы:
- словесный: сообщение новой темы
- наглядный: работа с презентацией
- практический: работа с раздаточным материалом
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийное оборудование
- презентация "Как путешествует письмо"
- карточки с изображением почтовых отправлений
- доска-тренажер по ПДД
Ход урока
I. Актуализация.
С боку марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое ,как птица,
Если захочешь -
За море умчится. (письмо)
Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, как путешествует письмо, как работает почта.
II. Формирование новых знаний.
Вступительная беседа (интрига)
- Сегодня, когда я шла на урок, увидела нашего Муравьишку. Он сидел и плакал. Оказывается в далёкой- далёкой стране у него живёт друг. Муравьишка очень хочет рассказать своему другу о том, чему он научился в первом классе. Но как это сделать , он не знает. Давайте поможем ему. Что вы можете предложить?
(рассуждения детей)
- Верно, ребята, Муравьишка должен написать письмо. Он уже умеет хорошо писать. А вот и Мудрая Черепаха, она принесла ему лист бумаги. ( на доске изображения сказочных героев)
- Если Муравьишка напишет о себе на этом листочке, сможет ли он отправить его другу? Почему? А что ещё ему нужно? (конверт)
- Верно, только в конверте лист бумаги станет письмом и сможет отправиться в путешествие. Пока Муравьишка пишет письмо своему другу, мы с вами узнаем как оно должно дойти в далёкую страну, другими словами как путешествует письмо.
Знакомство с работой почты
(презентация и пояснения учителя)
1 слайд - почтовый ящик на почте
- Когда мы хотим отправить письмо , мы в первую очередь должны положить его в конверт с маркой и опустить в почтовый ящик для писем на почте.
2 слайд - почтовый мешок с письмами
- Из ящиков почту собирают в специальные почтовые мешки и везут на спец. машинах на почту.
3 слайд - стопки писем
- На почте письма сортируют по пунктам назначения и ставят штамп с датой отправки.
4 слайд - самолёт и поезд
- Как вы думаете на чём отправляют почту в другие города и страны?
- Верно, почту в далёкие страны отправляют на самолёте, а на более близкие расстояния на поезде, на машине.
5 слайд - самолёт и багаж
- В пунктах назначения, в аэропорту или на вокзале специальными Машинами эту почту развозят по почтовым отделениям.
6 слайд - почтовая сумка
- На почте почтальоны сортируют письма непосредственно по адресам , ставят штамп с датой доставки.
7 слайд - почтовые ящики на двери
- почтальоны расходятся по адресам и раскладывают письма в ящики получателям.
Вот так путешествует письмо.
Физминутка под музыку детской песни
"Вместе весело шагать по просторам"
Знакомство с маркой.
- Мудрая Черепаха принесла Муравьишке два конверта.
Взгляните на них. Какой конверт должен выбрать наш друг и Почему? (ответы детей)
- Правильно конверт с маркой. Марка оплачивает доставку письма. Марки бывают самые разные: большие и маленькие, цветные и простые. Коллекционирование марок называется филателией Многие взрослые даже коллекционируют марки. Таких людей называют филателистами.
(показ слайдов с марками)
Марки собирают по темам, например: спорт, птицы, транспорт.
На марке указывается цена. Но не все марки можно использовать для отправки писем. Есть марки негашеные: они без печати , такие марки имеют ценность ими можно пользоваться для отправки писем. Есть марки гашеные :на них уже стоит печать, ими пользоваться нельзя.
Историческая справка о почтовых голубях.
- Как вы думаете, ребята, каким образом много лет назад люди Могли передавать сообщения друг другу, когда не было почты, не было поездов и самолётов, радио и телеграфа.
(рассуждения детей)
(показ слайдов с изображением почтовых голубей)
- Почтальоном был голубь. Его так и называли - почтовый голубь. Почтовые голуби могли точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдаленных мест, находящихся на расстоянии 500 и более километров. Много лет людям служил почтовый голубь. Сейчас, когда почту доставляют самолётами и другими видами транспорта, даже есть электронная почта через Интернет , голубиная почта утратила свое значение. В мирное время почтовые голуби приобрели статус спортивных, но в любое время их можно использовать, как почтовых. К примеру в Англии почтовых голубей используют для доставки в лаборатории крови больных для анализа, с Олимпийских игр в Токио и Мюнхене было доставлено почтовыми голубями в редакции газет сотни фотоплёнок.
Физминутка на релаксацию под музыку.
Однако во время войны голубей использовали для доставки донесений. В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: враг не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, а дневные хищные птицы его не схватят.
Работа с учебником.
- Прочитайте в учебнике ,что об этом говорит Мудрая Черепаха (читает ученик)
- Что нового вы узнали из прочитанного, о чём я не рассказала?
(ответы детей)
- Правильно. Голуби, которые имели особые заслуги и спасли жизни людям, установлены памятники.( показ слайдов).Этот памятник установлен во Франции в городе Лиль.
Бронзовый памятник голубю (точнее, голубке) есть и в Англии... Это произошло в 1942 году. Английскую подводную лодку повредили фашистские самолеты, и она вынуждена была опуститься на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат - местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы. И помощь пришла. За этот подвиг голубка была удостоена высшей военной награды Великобритании и увековечена в образе бронзовой птицы.
III. Формирование новых навыков .
(закрепление и отработка полученных знаний)
- Ребята Муравьишка уже написал письмо. Ждёт нашей помощи.
Давайте расскажем и покажем ему как же будет путешествовать его письмо. Что должен сделать Муравьишка в первую очередь, чтобы его письмо отправилось в путешествие?
(ответы детей)
(показ слайда - конверт)
- Как называют того, кто отправляет письмо и того, кто его получает? (показать где пишется адрес)
- Чтобы добраться до почты в большом городе, ему необходимо найти безопасный путь. Давайте напомним ему правила перехода улицы и поможем ему, чтобы с ним не случилась беда.
Физминутка "Светофор"
Работа с доской тренажёром по ПДД
- Молодцы, ребята. Муравьишка очень рад. Давайте вспомним и расскажем нашему другу что же дальше будет с его письмом. А помогут нам в этом картинки . надо расположить их в нужном порядке и доказать свой выбор.
(задание на экране)
- Мы рассказали, а теперь давайте покажем.
Практическая работа.
(дети выкладывают карточки в учебнике)
Проверка на экране.
IV. Итог урока
- Молодцы, ребята. Вы сегодня помогли своему другу.
Муравьишка очень рад, что у него есть такие друзья. Он многое узнал сегодня. А что вы интересного узнали сегодня на уроке?
(высказывания детей)
- А если вы захотите поздравить своего друга , то что ему можно отправить? (открытку)
- Как её можно отправить? Нарисуйте открытку для своего друга дома.
- Урок окончен.