Vita sine libertate, nihil!
(Жизнь без свободы – ничто!)
Латинское изречение
Тип урока: изучение нового материала (2 урока)
Вид урока: проблемно-исследовательский
Цели урока:
- Образовательная (познавательная): создать у обучающихся представление о том, что такое свобода; показать эволюцию понятия “свобода”;раскрыть различные смыслы и аспекты понятий “свобода”; показать практическую связь понятий “свобода”, “выбор”, “ответственность”
- Развивающая: создать условия для формирования у обучающихся: логического и образного мышления; умения работать с письменными, устными и наглядными источниками; умения сравнивать однородные явления; умения группировать и классифицировать информацию.
- Воспитательная: подвести обучающихся к пониманию, что свобода является непреходящей ценностью в любом обществе, раскрыть ее значимость в жизни каждого человека; продолжить формирование ценностных ориентаций обучающихся путем обсуждения альтернативных моделей поведения человека в ситуациях выбора; формировать мотивацию к изучению предмета.
Задачи урока:
- Активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы обучающихся.
- Формирование навыков публичного обсуждения изучаемой проблемы.
Форма организации занятий: самостоятельная групповая работа.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока в POWERPOINT (приложение №1), раздаточные материалы для обучающихся: тексты “Философия свободы”, “Философский споро содержании свободы”, тест “Свобода в жизни человека”, лист самоконтроля.
Ход урока
Структурные элементы урока | Деятельность учителя | Ожидаемая (прогнозируемая) деятельность учащихся |
Организационный момент. Дидактическая задача: обеспечить своевременное и организованное начало урока |
Взаимное приветствие учителя и обучающихся, проверка подготовленности учеников к уроку, организация внимания. | Все обучающиеся до звонка находятся на своих рабочих местах и полностью готовы к уроку. |
Вступительное слово учителя. Дидактическая задача: подготовить учащихся к восприятию темы, вызвать интерес, наметить цели и задачи. |
Учитель говорит строгим и громким
голосом: “Сели ровно, ноги поставили прямо, спину
выпрямили, учебники положили на правую сторону,
ручку на левую, никто не поворачивается, все
смотрят только на меня.” “Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?” |
Вызвать удивление обучающихся и
реакцию неприятия. ПО: Свобода Слайд №2 Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. |
Актуализация ранее полученных знаний. Дидактическая задача: выявить опорные знания, необходимые для систематизирования и углубления материала по теме урока. |
Издавна человек пытается приобрести
свободу. Сладкий миг свободы не редко
оценивается дороже жизни… на алтарь свободы
брошены бесчисленные жертвы. А что же это такое свобода? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Чтобы активизировать ассоциативное мышление обучающихся , учитель показывает на экране слайды-ассоциации. Слайд № 3-17 Считаете ли вы себя свободными людьми? Что ограничивает вашу свободу? Почему? |
Ребята работают в группах, затем каждая
группа называет слова ассоциации, которые
записываются на доске.
ПО: альтернатива, выбор, возможности, независимость, каникулы, необходимость, анархия и т.д. |
Окончательная формулировка темы урока и целей. | Учитель предлагает ученикам
сформулировать вопросы, которые им хотелось бы обсудить при изучении данной темы. Они записываются на доске. Из всех предложений выбираются главные, те, которые будут рассмотрены на данном уроке. Учитель имеет право предложить свой вопрос. |
Предполагаемый план будет выглядеть
следующим образом: Понятие свободы Философский спор о содержании свободы. Возможна ли абсолютная свобода? Содержание понятия свобода на различных исторических этапах. Общество и свобода. Слайд № 18 План урока записывается в тетрадь. |
1. Понятие свободы. Дидактическая задача: подвести обучающихся к самостоятельной формулировке понятия “ свобода”. |
Русский философ и социолог де Роберти
как-то заметил, что тот, кто сможет дать точное
определение свободы, достоин Нобелевской премии. Перед вами уже есть слова ассоциации, попробуйте самостоятельно сформулировать определение понятию “свобода”. |
Ученики, работая в группах составляют
свои определения. . После обсуждения групповых работ, на экране появляются научные определения данного понятия. Слайд №19 За учащимися оставляется право выбора - оставить в тетради свое определение, или записать научное. |
2. Философский спор о содержании
свободы. Дидактическая задача: раскрыть различные смысловые аспекты понятия “свобода”. |
Свобода понятие многогранное. Мы могли бы поговорить с вами о свободе политической, экономической, социальной, но сегодня нас особенно будет интересовать вопрос философского понимания слова “свобода”, т.е. обобщенное, применимое ко всем сферам сразу, ко всему обществу в целом. В самом широком смысле “свобода” - значит отсутствие ограничений, но возможно ли это? Чтобы рассмотреть этот вопрос, прослушаем ученую беседу 3-х философов, принадлежащих к разным философским направлениям. | Ученики разыгрывают сценку разговора
3-х философов (Приложение № 2) Каждая группа представляет позицию своего философа, подбирает аргументы в защиту этой позиции, отвечают на вопросы. В результате беседы обучающиеся должны прийти к выводам, что свобода – это возможность выбора. Нет выбора – нет свободы. Слайд № 20 |
3. Возможна ли абсолютная свобода? Дидактическая задача: формирование ценностных ориентаций обучающихся путем обсуждения альтернативных моделей поведения человека в ситуациях выбора. |
После того, как будет сделан
основополагающий вывод о невозможности свободы
без свободы выбора, учитель ставит следующий
проблемный вопрос: Зависит ли свобода от
внешних условий? Можно ли быть свободным, живя в несвободном обществе?
Учитель читает стихотворение А.Галича “Я выбираю свободу”. |
Обучающиеся выступают с короткими
сообщениями о личностях сумевших сохранить
внутреннюю свободу в условиях несвободного
общества: Александр Исаевич Солженицын, Дмитрий Михайлович Карбышев,Андрей Дмитриевич Сахаров, Александр Аркадьевич Галич. Слайд № 21 Как итог обсуждения на экране появляется слайд №22 Обучающиеся записывают основные положения слайда в тетрадь. |
4. Содержание понятия “свобода” на
различных исторических этапах. Дидактическая задача: усвоить, что содержание понятия “свобода” явление историческое,оно менялось с развитием общества. |
Как ни парадоксально, но свобода в
разные исторические эпохи воспринималась людьми
по-разному. Для первобытного человека быть свободным означало принадлежать роду, племени, “быть своим”. В античности свобода – это возможность распоряжаться судьбой, которая была в руках богов, и так же свобода от политической деспотии. В средние века под свободой подразумевалось ведение духовной, праведной жизни. В эпоху возрождения свобода понималась как беспрепятственное развитие человеческой личности. В новое время это слово было написано на знаменах всех западно-европейских революций и символизировало равноправие граждан. Для индустриального, современного нам общества свобода обрела экономический, юридический смысл. Это в принципе совершенно новый подход к такому старому понятию. |
Обучающиеся просматривают слайды
презентации. Слайды №23 – 29. Проблемный вопрос для обучающихся :Как вы думаете, почему в разные исторические эпохи, понятие “свобода” меняло свое содержание? C чем это было связано? |
5.Современное общество и свобода. Дидактическая задача :подвести обучающихся к пониманию, что в современном обществе свобода является высшей ценностью. |
Я предлагаю вам посмотреть видеоролик
“Философия свободы” и я бы добавила “в
современном понимании”.Вопросы для обсуждения у
вас в приложении № 4. В данном приложении есть и текстовое сопровождение ролика |
Обучающиеся смотрят видеоролик
“Философия свободы” (Текст Кен Скуланд. Перевод
на русский Григорий Сапов и Александр Куроев) и
отвечают на вопросы к нему. Какова главная мысль этого ролика? Какие виды свобод освещаются в этом ролике? Какие мысли авторов данного ролика вам особенно понравились? С какими вы не согласны? Что является основой по настоящему свободного общества? Как ты понимаешь высказывание польского сатирика Станислава Ежимца: “Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят еще узда и кнут”? |
Формирование выводов по изученному
материалу. Дидактическая задача: выявление главного и установление связей между различными видами знаний. |
Говорить о свободе можно бесконечно и в
разных аспектах. Мы еще не обсудили с вами такие
вопросы как правовая составляющая понятия
“свобода”. Как и где можно отстаивать свои права на различные виды Свобод? И т.д. Все это темы для разговора на следующем уроке. Вы сегодня хорошо поработали и, я думаю, легко вспомните чем мы сегодня занимались на уроке
Попробуйте сформулировать основные выводы по теме. |
ПО 1. Подбирали слова – ассоциации к
понятию “свобода” 2. Совместно определили план урока. 3. Давали свое определение понятию “свобода” 4.Прослушали философский спор о возможности абсолютной свободы и включились в него. 5. Обсудили вопросы: “Зависит ли свобода от внешних условий? Может ли индивид быть абсолютно свободен в своей внутренней жизни?” 6. Просмотрели видеоролик “Философия свободы” и обсудили его. После обсуждения выводы по уроку появляются на экране в виде схемы Слайд № 30 |
Оценка результатов урока. Дидактическая задача: анализ достижений, поставленных целей. |
Проводится короткий тест | Обучающиеся отвечают на вопросы теста. (Приложение № 5 ) Самопроверка
(Ответы открываются на экране) Слайд № 32.. |
Подведение итогов урока. Дидактическая задача: организовать обратную связь с целью оценки эффективности урока. |
Учитель подводит итог урока, отмечает
наиболее активных учащихся. Просит провести
самооценку своей работы. Обучающиеся записывают
домашнее задание. Слайд № 33. В конце урока
открывает слайд “Спасибо за урок!” Слайд № 34 |
Обучающиеся проводят самооценку своей
работы в группах и выставляют оценку за урок в
таблицу. (Приложение № 6 ) Листы самоконтроля сдаются учителю для выставления оценок в журнал. |
Используемые ресурсы
- Учебник (базовый уровень) под редакцией Л.Н.Боголюбова 11 класс
- Е.Н.Сорокина “Поурочные разработки по обществознанию” профильный уровень 10 класс. Масква “Вако” 2008
- Материалы с сайта Фестиваль “Открытый урок”
- Жукова И.Н. урок “Свобода в деятельности человека”
- Гостюхина Е.И. урок “Свобода в деятельности человека”
- Интернет-ресурсы
- Презентации к уроку
- Сарф Галина Владимировна
- Гостюхина Елена Ивановна
- Видеоролик с сайта YOU.TUBE “Философия свободы”