Цели урока:
- образовательная: Узнать, какова структура графических программ;
- развивающая: Развивать и совершенствовать навыки написания программ; умение использовать циклы в программах; Поучиться применять графические программы в практической деятельности;
- воспитательная: Расширить знания о возможностях системы программирования, воспитывать аналитическое мышление.
Тип урока: урок - закрепления и совершенствования новых знаний и умений.
Метод проведения: объяснительно-иллюстративный
ТСО и наглядность:
- Программа Турбо Паскаль
- Карточки с вопросами на повторение
- Карточки с рисунками для построения фигур
- Демонстрационные файлы: презентация (Приложение 1)
Литература: “Практические занятия. ТУРБО ПАСКАЛЬ ”
План урока
1. Организационный момент:
а) Проверка списочного состава
б) Тема, цели и план урока
2. Повторение смотрите файлы: Слайд1. и Слайд 2.
3. Формирование новых знаний, умений и навыков
Структура программы для графики (Слайд 5)
USES Graph;
Var x, grDriver, grMode:integer;
Begin
grDriver:=Detect;
initGraph(grDriver,grMode,’C:\BP\BGI’);
Readln;
CloseGraph
End.
Отрезок прямой рисуется с помощью процедуры Line. А перед нею задаётся цвет с помощью процедуры SetColor
SetColor(4);
Line(50, 100, 550, 400);
Начертите линию с координатами точек(50, 100) и (150, 20).Цвет линии красный. (Слайд 6)
Напишем программу (Слайд 7)
USES Graph;
Var x, grDriver, grMode:integer;
Begin
grDriver:=Detect;
initGraph(grDriver,grMode,’C:\BP\BGI’);
SetColor(4);
Line(50, 100, 550, 400);
Readln;
CloseGraph
End.
Составьте программу, применяя оператор Circle(X,Y,R) для вычерчивания окружности
Начертите окружность радиусом 100 и с центром в точке (300, 240). (Слайд 8)
Циклы можно использовать для построения семейств фигур и составления программ, имитирующих движение.
Рассмотрим порядок построения фигур
Порядок построения семейств фигур
Выделить:
а) количество повторяющихся фигур;
б) повторяющийся элемент для каждой фигуры.
2. Выбрать и обозначить переменной изменяющуюся величину (параметр). Определить границы её изменения и шаг (для заголовка цикла).
3. Определить порядок построения повторяющихся элементов.
4. Написать программу для движущейся окружности. (Слайд 9)
USES Graph; {Используем изображение }
Var x, grDriver, grMode:integer;
Begin
grDriver:=Detect; {система переходит в режим автоопределения}
initGraph(grDriver,grMode,’C:\BP\BGI’);
x:=50;
Repeat
Circle(x,100,10);
x:=x+30;
Until x>290;
Readln;
CloseGraph
End.
Начертите прямоугольник с координатами точек диагонали (50, 70) и (300, 250).
Составьте программу, применяя оператор Rectangle(50, 70, 300, 250) для вычерчивания прямоугольника (Слайд 10)
2) Построение семейства прямоугольников (учитель с помощью учеников)
Наводящие вопросы:
- Каким оператором в графическом режиме строятся отрезки и прямоугольники ? (Ответ: оператором LINE)
- Какой формат у оператора LINE для построения прямоугольника? (Ответ: LINE (x1, y1,x2, y2), где x1, y1 и x2, y2 – координаты точек углов прямоугольника, взятых по диагонали)
- Какая из координат у каждого прямоугольника в операторе изменяется? (Ответ: координаты Х обеих точек)
- Если изменяются обе координаты Х, то как параметр цикла можно представить одну из них, например, координату левой верхней точки, а координату Х правой нижней точки, взятой по диагонали, выразить через параметр цикла.
- Какое значение у координаты Х левой верхней точки первого прямоугольника? (Ответ: Х=50)
- Какое значение у координаты Х левой верхней точки последнего прямоугольника? (Ответ: Х=300)
- На сколько больше координата Х правой нижней точки по отношению к верхней левой точки? (на 150)
Аналогично проходит знакомство с процедурами для эллипса и окружности (Слайд 11) (Слайд 12) (Слайд 13).
5. Составить программы для построения семейств фигур (работа по карточкам)
6. Закрепление новой темы Составление программы
Составить программу к задаче: (Слайд 14) (Слайд 15) (самостоятельная работа учащихся)
7. Домашнее задание: Составить программу с элементами мультипликации (например, летящая стрела)
8. Итог урока Обобщение пройденного материала, выставление оценок.