Урок истории по теме "Завоевания Египта". 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель – результат:

  • Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей при работе в группах; понимание культурного многообразия мира, уважение истории других народов; формирование толерантного отношения через наследие народов мира
  • Метопредметные: умение самостоятельно или с помощью учителя определять цели и задачи своей познавательной деятельности; планировать пути и способы достижения; организовывать как индивидуальную так, и совместную работу в группе, используя разные виды информации; находить решение ; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; представлять результаты работы
  • Предметный: иметь представление о достижениях военного искусства Древнего Египта, понимать роль завоевательной политики фараонов, уметь составлять словарь исторических терминов, использовать памятки для работы.

Оборудование : презентация; карта; картинки с изображением отрядов воинов и фараона, ватман, клей, ножницы и фломастеры; карточки ; изображение Тутмоса III.

ХОД УРОКА

Карта Египта. Вводное слово учителя. (Слайд 1)

Проверка домашнего задания

Игра «Разбросай-ка»: распределить термины по темам (природа, занятия, государство). (Слайд 2)

Приложение 1

Работа с картой. «Вопрос-ответ» (Слайд 3)

Новый материал

Тему не называем – дети скажут в конце урока (слайд 4)

Цель – результат (для учителя) (слайд 5)

Гаксосы-завоеватели. (C помощью небольшого рассказа о завоевании Египта подводим к новой теме). (Слайд 6)
Как справиться с завоевателями? Как освободить Египет?

Чтение учебника «Воины фараона» + комментарии учителя + ответы учащихся на вопросы.

В ходе борьбы с кочевниками-завоевателями была созда­на новая армия. Она состояла из тысяч воинов, набранных из числа всех свободных горожан и земледельцев. Помимо этого за богатства египетских амбаров и казны нанимали иноземных воинов.

Задача на соотнесение. Каждая группа получает свою карточку. Кто быстрее и правильнее заполнит. (Слайд 7)

Соотнеси левую и правую колонки таблицы: закрась одинаковым цветом кружочки около подходящих друг другу египетского названия военного отряда или должности человека и его современного названия так, чтобы получи­лись «цветные пары». В левой колонке подчеркни тех, для кого служба в армии была профессией.

Египетское название военного отряда или должности Современное название
О «Новые люди» О Колесничии
О «Воины» О Офицеры, командующие отдель­ными отрядами
О «Ударные силы» О Командир разведки
О «Возвышающиеся над конем» О Легковооруженная пехота
О «Великий надзиратель над войсками» О Пополнение, набранное из кре­стьян и ремесленников
О «Господин секретов царя в войске» О Генерал, полководец
О «Спутники правителя» О Тяжеловооруженная пехота

Физкультминутка (слайд 8)

Составьте схему расстановки египетской армии (мини-проект).

Каждая группа получает картинки с изображением отрядов воинов и фараона, ватман, клей, ножницы и фломастеры (слайд 9)

Выступая в поход, фараон сам ехал впереди на колеснице в голубой военной короне. За ним на высоком шесте реяло изображение бога-покровителя той армии, которую вел фа­раон: Сокол (армия Ра), Баран (армия Амона) и т.д. Впереди ехали отряды боевых колесниц – главная ударная сила. В каждой из них слуга-возничий управлял двумя резвыми лошадьми, а знатный воин из вельможной семьи готовился поражать врагов стрелами и копьями. Далее поднимали пыль колонны пехоты. В первых рядах – опытные воины, обученные приемам боя, знающие радость побед и горечь палочных ударов за нарушение приказов. Они прикрыты деревянными щитами, некоторые – доспехами из кожи и бронзовых пластин, сжимают в руках тугой лук или копье, кривой меч или топор.
Зачем нужны войны? (Размышления) (Слайд 10)
Опытные пехотинцы рассказывают молодым, как за подвиги в прошлом походе фараон пожало­вал простому земледельцу пять полей орошаемой земли и пять пленников-рабов. Знатные колесничие мечтают о «золотой похвале» – знаке милости фараона, о назначении командиром отряда, о сотнях новых полей и рабов.

Почти пять столетий армии фараонов не знали поражений Самым известным фараоном – завоевателем был Тутмос III.

Плоды побед (чтение пункта + работа с картой)

В захваченных странах египтяне оставили своих намест­ников с войсками или местных зависимых царьков. Они ежегодно поставляли в Египет часть зерна, скота и рабов из своей страны.
Помимо этого из Нубии везли золото ее руд­ников и резную слоновую кость. Из Палестины и Сирии – местное серебро и олово, тонкие ткани. Из Финикии – огромные деревья – кедры и пурпурную краску, добываемую из морских раковин. (Слайды 11-12)

Новая столица Египта – Фивы – быст­ро застраивалась красивыми домами в несколько этажей, грандиозными дворцами и храмами.

Но строительство крепостей и содержание дорого обходились казне фараона, поэтому все больше собирали налогов с земледельцев. Воины, находясь вдали от своих хозяйств, жаловались: «...рабы ленивы и непослушны, Нил разрушил дамбу, но некому укрепить ее, каналы забиты илом и глиной, но некому расчистить их, 3 года мы в походе, и поля наши сохнут, и дом наш приходи' в запустение». К XI веку до н.э. все чаще вспыхивают восстания в Египте, азиатские цари отказываются платить дань, а жрецы и вельможи распоряжаются в областях . В следующие столетия Египет чаще оказывается под властью иноземцев, чем своих фараонов.

Название урока. Дети дают свои названия. Учитель подводит итог. (Слайд 13)

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке по 10-балльной шкале, последовательно отвечая на вопросы:

Как я усвоил материал?

  • Получил прочные знания, усвоил весь материал 9-10 баллов.
  • Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.
  • Мало что понял, необходимо еще поработать – 4-6 баллов

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетво­рен ли я своей работой?

  • Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.
  • Допустил ошибки (указать, где) – 7-8 баллов.
  • Не справился с частью заданий (указать, каки­ми) – 4-6 баллов.

Как работала подгруппа, учебная пара?

  • Дружно; совместно разбирали задания – 9-10 баллов.
  • Не все активно участвовали в обсуждении – 7-8 баллов.
  • Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 4-6 баллов.

Сформулируйте свое мнение об уроке и свои пожела­ния.

Таблица самооценки

Этап урока

№вопроса

баллы

№ задания

баллы

3.1 1   1  
  2   2  
  3      
3.2 1   3  
  2      
3.3 1   4  
  2   5  

Домашнее задание: параграф.
Творческое задание: составить рассказ «Тутмос III: фараон-завоеватель» или нарисовать «Тутмос III: фараон-завоеватель».