Цель – результат:
- Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей при работе в группах; понимание культурного многообразия мира, уважение истории других народов; формирование толерантного отношения через наследие народов мира
- Метопредметные: умение самостоятельно или с помощью учителя определять цели и задачи своей познавательной деятельности; планировать пути и способы достижения; организовывать как индивидуальную так, и совместную работу в группе, используя разные виды информации; находить решение ; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; представлять результаты работы
- Предметный: иметь представление о достижениях военного искусства Древнего Египта, понимать роль завоевательной политики фараонов, уметь составлять словарь исторических терминов, использовать памятки для работы.
Оборудование : презентация; карта; картинки с изображением отрядов воинов и фараона, ватман, клей, ножницы и фломастеры; карточки ; изображение Тутмоса III.
ХОД УРОКА
Карта Египта. Вводное слово учителя. (Слайд 1)
Проверка домашнего задания
Игра «Разбросай-ка»: распределить термины по темам (природа, занятия, государство). (Слайд 2)
Работа с картой. «Вопрос-ответ» (Слайд 3)
Новый материал
Тему не называем – дети скажут в конце урока (слайд 4)
Цель – результат (для учителя) (слайд 5)
Гаксосы-завоеватели. (C помощью небольшого
рассказа о завоевании Египта подводим к новой
теме). (Слайд 6)
Как справиться с завоевателями? Как освободить
Египет?
Чтение учебника «Воины фараона» + комментарии учителя + ответы учащихся на вопросы.
В ходе борьбы с кочевниками-завоевателями была создана новая армия. Она состояла из тысяч воинов, набранных из числа всех свободных горожан и земледельцев. Помимо этого за богатства египетских амбаров и казны нанимали иноземных воинов.
Задача на соотнесение. Каждая группа получает свою карточку. Кто быстрее и правильнее заполнит. (Слайд 7)
Соотнеси левую и правую колонки таблицы: закрась одинаковым цветом кружочки около подходящих друг другу египетского названия военного отряда или должности человека и его современного названия так, чтобы получились «цветные пары». В левой колонке подчеркни тех, для кого служба в армии была профессией.
Египетское название военного отряда или должности | Современное название |
О «Новые люди» | О Колесничии |
О «Воины» | О Офицеры, командующие отдельными отрядами |
О «Ударные силы» | О Командир разведки |
О «Возвышающиеся над конем» | О Легковооруженная пехота |
О «Великий надзиратель над войсками» | О Пополнение, набранное из крестьян и ремесленников |
О «Господин секретов царя в войске» | О Генерал, полководец |
О «Спутники правителя» | О Тяжеловооруженная пехота |
Физкультминутка (слайд 8)
Составьте схему расстановки египетской армии (мини-проект).
Каждая группа получает картинки с изображением отрядов воинов и фараона, ватман, клей, ножницы и фломастеры (слайд 9)
Выступая в поход, фараон сам ехал впереди на
колеснице в голубой военной короне. За ним на
высоком шесте реяло изображение
бога-покровителя той армии, которую вел фараон:
Сокол (армия Ра), Баран (армия Амона) и т.д. Впереди
ехали отряды боевых колесниц – главная ударная
сила. В каждой из них слуга-возничий управлял
двумя резвыми лошадьми, а знатный воин из
вельможной семьи готовился поражать врагов
стрелами и копьями. Далее поднимали пыль
колонны пехоты. В первых рядах – опытные
воины, обученные приемам боя, знающие радость
побед и горечь палочных ударов за нарушение
приказов. Они прикрыты деревянными щитами,
некоторые – доспехами из кожи и бронзовых
пластин, сжимают в руках тугой лук или копье,
кривой меч или топор.
Зачем нужны войны? (Размышления) (Слайд 10)
Опытные пехотинцы рассказывают молодым, как за
подвиги в прошлом походе фараон пожаловал
простому земледельцу пять полей орошаемой земли
и пять пленников-рабов. Знатные колесничие
мечтают о «золотой похвале» – знаке милости
фараона, о назначении командиром отряда, о сотнях
новых полей и рабов.
Почти пять столетий армии фараонов не знали поражений Самым известным фараоном – завоевателем был Тутмос III.
Плоды побед (чтение пункта + работа с картой)
В захваченных странах египтяне оставили своих
наместников с войсками или местных зависимых
царьков. Они ежегодно поставляли в Египет часть
зерна, скота и рабов из своей страны.
Помимо этого из Нубии везли золото ее
рудников и резную слоновую кость. Из Палестины
и Сирии – местное серебро и олово, тонкие
ткани. Из Финикии – огромные
деревья – кедры и пурпурную краску, добываемую
из морских раковин. (Слайды 11-12)
Новая столица Египта – Фивы – быстро застраивалась красивыми домами в несколько этажей, грандиозными дворцами и храмами.
Но строительство крепостей и содержание дорого обходились казне фараона, поэтому все больше собирали налогов с земледельцев. Воины, находясь вдали от своих хозяйств, жаловались: «...рабы ленивы и непослушны, Нил разрушил дамбу, но некому укрепить ее, каналы забиты илом и глиной, но некому расчистить их, 3 года мы в походе, и поля наши сохнут, и дом наш приходи' в запустение». К XI веку до н.э. все чаще вспыхивают восстания в Египте, азиатские цари отказываются платить дань, а жрецы и вельможи распоряжаются в областях . В следующие столетия Египет чаще оказывается под властью иноземцев, чем своих фараонов.
Название урока. Дети дают свои названия. Учитель подводит итог. (Слайд 13)
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке по 10-балльной шкале, последовательно отвечая на вопросы:
Как я усвоил материал?
- Получил прочные знания, усвоил весь материал 9-10 баллов.
- Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.
- Мало что понял, необходимо еще поработать – 4-6 баллов
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой?
- Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.
- Допустил ошибки (указать, где) – 7-8 баллов.
- Не справился с частью заданий (указать, какими) – 4-6 баллов.
Как работала подгруппа, учебная пара?
- Дружно; совместно разбирали задания – 9-10 баллов.
- Не все активно участвовали в обсуждении – 7-8 баллов.
- Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 4-6 баллов.
Сформулируйте свое мнение об уроке и свои пожелания.
Таблица самооценки
Этап урока |
№вопроса |
баллы |
№ задания |
баллы |
3.1 | 1 | 1 | ||
2 | 2 | |||
3 | ||||
3.2 | 1 | 3 | ||
2 | ||||
3.3 | 1 | 4 | ||
2 | 5 |
Домашнее задание: параграф.
Творческое задание: составить рассказ
«Тутмос III: фараон-завоеватель» или нарисовать
«Тутмос III: фараон-завоеватель».