Урок-аукцион "Обобщение знаний о частях речи"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Совершенствовать знания об особенностях существительных, прилагательных, глаголах.
  2. Развивать умения сравнивать части речи по существенным признакам распознавать их и правильно употреблять их в речи.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: картинки деревьев: березы, осины, дуба; метро, космонавт, таблица “Части речи”,словарь Ожегова, алгоритмы, гонг, жетоны.

Ход урока

1.Организационный момент:

  1. Приветствие .
  2. Психологический настрой

Улыбнулись друг другу, пожелайте удачи.
С добрым утром, глазки. Вы проснулись?
С добрым утром. Ушки. Вы проснулись?
С добрым утром, ручки. Вы проснулись?
С добрым утром, ножки. Вы проснулись?
С добрым утром, Солнце. Мы проснулись.
И готовы мы хорошо учиться в школе!
Недаром говорят: “ Мир освещается солнцем, а человек знанием”.

Сообщение темы, цели урока.

Сегодня у нас необычный урок на котором мы повторим все о частях речи.

Здесь у нас аукцион – подведет итоги он.

Тот кто больше, лучше знает, тот награду получает.

Прежде всего, что такое аукцион?

В словаре Ожегова читаем: аукцион – это публичная распродажа при которой покупателям становится тот, кто предложит высокую цену, а у нас назовет последний ответ.

Как вы думаете, как мы вас назовем покупателей – АУКЦИОНЕРЫ.

А меня, человека проводящую аукцион? – АУКЦИОНИСТ.

– Что мы можем сказать об этих словах? Почему однокоренные родственные ?

Сегодня у нас на аукционе удивительный товар. Посмотрите. Вы все это сможете приобрести за свои знания.

Какой праздник мы отмечали 22 апреля? Правильно, День Земли.

– Что вы узнали на этом празднике?

ЗЕМЛЯ – наш дом и ее надо беречь. Так будем охранять, беречь ее богатства, животных, растения, а на память вам достанется приз– открытка.

И так, товар считается проданным тому, кто последним дополнит ответ, после 3-го удара гонга.

ГОНГ– это ударный музыкальный инструмент в виде металлического диска, употребляемый для подачи сигнала.

Работа в тетради.

1. Посадка учащихся, положение тетради.

Я тетрадь свою открою, уголочком положу.
Я друзья от вас не скрою ручку я вот так возьму.
Сяду прямо не согнусь, за работу я примусь.

2. Оформление: запись числа, классная работа.

Чтение стихотворения.

Всему названия дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету.
И все что может видеть глаз – над нами и под нами.
И все, что в памяти у нас – означено словами.
Они слышны и здесь, и там, на улице и дома!
Одно – давно привычно нам ,другое незнакомо.
Слова, слова, слова, слова.

Продажа товара. Итак, продажа товара начинается. Первый товар – Слово.

Игра “Замени одним словом и запиши”.

А) Подземная электрическая дорога. (Метро.)

Б) Человек, совершающий полет в космос. (Космонавт.)

В) Для передачи звуков на расстояние по проводам. (Телефон.)

Что обозначают эти слова? На какую орфограмму?

С красной строки запишите следующие слова: Хлеб, вода, дерево.

На какую орфограмму ? Сравните эти слова.

Беседа о словах.

Какие слова появились раньше? Почему?

Как вы думаете, почему появляются новые слова?

У каждого слова своя жизнь, слово начинает жить вместе с предметом. Изобретут люди новую машину, получат новое растение и сразу дают им новое слово. Например: аэродром, луноход, компьютер.

Почему каждый предмет, действие, признак предмета имеют свое название?

Если бы предметы не имели своих названий было бы очень трудно общаться друг с другом, передавать свои мысли. Нам нужно было бы тогда показывать предмет или его рисунок.

Слова, являясь названиями предметов, их признаков и действий позволяют нам общаться, разговаривать друг с другом на расстоянии, даже когда мы не видим своего собеседника.

На какие большие группы делятся все слова? (Таблица “Части речи”.)

– Кто еще дополнит? 1, 2, 3. Продано!

Продажа продолжается, товар № 2– имя существительное .

Что вы знаете об имени существительном?

1. Часть речи которая отвечает на вопросы: Кто? Что?

2. Обозначает предмет, в предложении является подлежащим, дополнением.

3. Изменяется по числам, родам, падежам. Склоняется:1-ое, 2-ое, 3-е .

4. Бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

– Кто еще дополнит? 1, 2, 3 товар продан.

Игра “Кто больше?”

Назови как можно больше слов, обозначающих предметы на картине, определи род.

Составь предложения и разбери по членам предложения, и определи части речи.

Мужской род: дом, теленок, цветок.

Женский род: береза, крыша, труба, трава, антенна.

Средний род: небо, облако, дерево, окно.

Игра “ Действие есть, а где предмет?”

1. Светит, сияет, греет солнце.

2. Бегает, прыгает, лает собака.

3. Поет, клюет, летает птица.

4. Вянет, желтеет, опадает листья.

Знаете ли вы? Почти 44% слов в нашей речи составляют существительные. Это почти каждое второе слово в разговоре.

На аукционе товар “Глагол”.

Расскажите все о глаголе.

1. Часть речи отвечающая на вопрос Что делать? Что сделать?

2. Обозначает действие предмета.

3. Изменяется по числам, временам. Спрягаются. В прошедшем времени изменяется по родам.

Кто еще дополнит? 1, 2, 3. Продано!

Выборочный диктант.

Весной веселит, осенью питает, летом холодит, зимой согревает. Что это такое? (Дерево.)

Определите спряжение глагола. (Алгоритм.)

Беседа о пользе деревьев.

Какую пользу приносят деревья? Зачем люди сажают их?

Загадки.

Отгадайте, о каких деревьях говорится в загадках?

1. Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой, стоит под горой. (Береза.)

2. Что за дерево стоит– вертолет, а лист дрожит? (Осина.)

3. Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос, стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

В каких лесах растут эти деревья?

Физкультминутка: А сейчас мы отдохнем, представим себе, что вы все бабочки.

Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
1 – росой она умывалась,
2 – изящно покружилась,
3 – качнулась и присела, и к цветочкам полетела.

Работа по учебнику.

– Прочитайте текст “Деревья”

– Что узнали? Как автор относится к природе? Как иначе сказать “Плечом к плечу”?

Списать , выполнить орфографическое задание.

Знаете ли вы? Глагол – необыкновенная самая живая часть речи, потому что служит для выражения бесчисленных действий, и занимает 2 место.

На нашем аукционе– товар “Имя прилагательное”.

Определяю я предметы, они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь.

О какой части речи говорится в стихотворении?

Что вы знаете о прилагательном?

1. Часть речи

2. Обозначает признаки предмета

3. Изменяется по числам, родам, в единственном числе по падежам.

Кто еще дополнит? 1, 2, 3. Товар продан!

Игра “Подбери пару”.

Хожу я по базару
Ищу себе я пару.
Помогите мне друзья!
Ведь без пары мне нельзя.

Записать, определить число род:

1. Волк – серый ,хищный, жадный .

2. Лиса – рыжая, хитрая, ловкая.

3. Заяц – косой, слабый, трусливый.

4. Медведь – большой, косолапый.

Как сказать одним словом ? (Животные.) Какие?

Знаете ли вы? По количеству употребления слов прилагательные занимают 3 место.

Игра “ Кто больше?”

Подберите однокоренные слова разных частей речи:

1. Радость, радостный, радуется.

2. Веселый, веселье, веселится.

3. Греть, грелка, согретый.

Игра “Кто у нас самый зоркий?”

Чтоб ошибок избежать, зоркость будем развивать.

В игре проверить можешь сам, свое внимание к словам.

Самостоятельная работа.

Списать, вставить пропущенные слова, обозначить части речи .

Апрел_! Апрел_!
На дв_ре звенит капель!
По п_лям б_гут руч_и.
На д_рогах лужи.

– Какие предлоги встретились?

Следующий товар – Предлог.

Что такое предлог?

Какие предлоги знаете?

Как пишутся предлоги?

Кто еще дополнит? 1, 2, 3 товар продан!

Итог. На нашем аукционе не осталось ни одного товара, весь товар выкуплен, т.е. Вы показали что знаете все о частях речи.

Оценки.

Домашнее задание. Упражнение 540.