Цель:
- Формировать представления учащихся о свойствах воды, и их использованием;
- Развивать умения анализировать, обобщать полученные знания, развивать навыки практической работы и исследовательской деятельности, определять и объяснять понятия;
- Воспитывать чувство коллективизма, бережное отношение к воде.
Оборудование:
- Воздушный шар, графин с водой (у учителя);
- Подносы с лабораторным оборудованием: стакан с водой, пустая кружка, полоски цветной бумаги ложка, кусок сахара, соль, песок, камни (на группу – 5–6 учащихся);
- Вода, молоко (у учителя).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целеполагание и мотивация урока.
Звучит запись льющейся воды (фонограмма).
(Запись, голос учителя.)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … ВОДЫ (дети хором).
3. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Выслушиваются мнения детей.
Ученик: Мы сегодня будем говорить о воде.
Учитель: А что бы вам хотелось узнать о воде?
Выслушиваются мнения детей.
Ученики: Какая бывает вода? Можно ли прожить без воды? Почему нужно беречь воду? Какими свойствами обладает вода?
Учитель. Сегодня мы будем говорить о свойствах воды, узнаем, какими свойства обладает вода, и почему нужно беречь воду. Ведь вода – сама жизнь!
4. Практическая работа.
Проведем несколько опытов с целью определить свойства воды и значение этого свойства для человека.
Опыт 1.
Коллективная работа (У+Д).
– Возьмите полоски цветной бумаги, приложите каждую полоску к стакану воды и сравните цвет полоски бумаги и воды в стакане. Какого цвета вода?
Вывод: вода бесцветная.
– Когда мы используем это свойство? (Ответы детей.)
Опыт 2.
Демонстрирует учитель с помощью детей
– Вот надувной шар, наполните водой. Посмотрите, какой формы вода в нем. Попробуйте изменить форму. О чем это говорит?
Вывод: вода не имеет формы, она приобретает форму сосуда, в котором находится.
– Когда человек использует это свойство воды? (Ответы детей.)
Опыт 3.
Коллективная работа.
– Опустите любой предмет в стакан с водой. Что наблюдаете?
– Посмотрите: я опустила ложку в стакан с молоком. Что наблюдаете? (В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ее не видно.)
Вывод: вода прозрачная
– Когда люди используют это свойство воды? (Ответы детей.)
Опыт 4.
– Какое свойство воды вы наблюдаете? (Открыть кран. Экономия воды.)
Что наблюдаете?
Вывод: вода течет.
– Когда человек использует это свойство? (Ответы детей.)
Физкультминутка.
Опыт 5.
– Выпейте воду. Дайте ответ на вопросы: какова вода на вкус, есть ли у нее запах?
Вывод: вода не имеет запаха и вкуса.
– Когда человек использует это свойство воды? (Когда отличает одну жидкость от другой.)
Опыт 6.
Учитель: Я утверждаю, что вода – растворитель. Права ли я? (Ответы детей.)
Продемонстрируйте.
(Дети кладут в стаканчик с водой сахар, соль, землю и размешивают.)
Вывод: 1. В воде растворились соль и сахар, значит вода – растворитель.
2. Нет, вода не растворяет, например, землю и камни.
Значит, вода может являться растворителем.
5. Контроль и самопроверка знаний.
Учитель: Вот и заканчивается наш урок. Ответили ли мы на вопросы, которые вы задавали в начале урока? (ответы детей)
– А о том, как сохранить наше природное богатство, мы поговорим на следующем уроке. Понаблюдайте, как в вашей семье экономят воду.
6. Рефлексия.
Учитель: А сейчас самостоятельно определите, как вы усвоили материал урока.
Оцени свою работу:
а) на уроке мне было интересно – __
б) мне понравилось – ___
в) мне было трудно – ___ (отметь +)