Актуальность
Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.
Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.
Цель: формирование правового сознания дошкольников
Задачи:
- создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
- формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
- содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;
- воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;
- создание в дошкольном образовательном учреждении правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;
- повышение уровня правовой культуры педагогического состава дошкольного образовательного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад;
- создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;
- повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье;
- формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;
- оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.
Принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения. Дети выступают в роли активных исследователей; формы общения педагога с детьми - партнерство, соучастие и взаимодействие.
- Принцип последовательности: материал планируется и дается детям последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
- Принцип наглядности - широкое представление иллюстраций, фотографий, наглядного материала.
- Принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен, т.к. это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов.
Ожидаемые результаты
Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сфор мированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.
Реализация программных целей и задач позволит: создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности педагогического состава и правового воспитания детей, вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Подготовительная к школе группа
(старший дошкольный возраст)
Месяц |
Задачи |
Темы занятий |
Лексика |
Сентябрь |
Формирование представлений о том, что шестилетние дети - самые старшие в детском саду; об изменении с возрастом социального статуса людей и о документах, подтверждающих этот статус |
Личные документы |
Права, обязанность, возраст, требование, поведение, документ, свидетельство о рождении, паспорт |
Октябрь |
Формирование представлений о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещение), проявление заботы, любви, уважения друг к другу; познакомить детей с почтовыми отправлениями и средствами связи, с правом на тайну переписки и почтовых отправлений |
«Если пришло письмо...» |
Знак, сигнал, посещение, телефон, сотовый телефон, СМС, почта, адрес, отправитель, получатель, посылка, телеграмма, открытка, письмо, тайна переписки, переписка |
Ноябрь |
Углубление представлений детей о роли образования в жизни каждого человека, повышение мотивации к обучению. Формирование представлений о школе, школьниках, учителях |
Грамоте учиться -всегда пригодится |
Знания, обучение, образование, грамотный, библиотека, школа, школьник, ученик, учитель, уважение, правила поведения в школе, режим дня |
Декабрь |
Формирование представлений об особенностях поведения других детей в группе, навыков бесконфликтного поведения и ненасильственного отношения к окружающему миру |
«Как договорился, так и сор |
Дружба, друг, друзья, уважать, доброжелательный, верный, отзывчивый, воспитанный, невежа, приятель, приветливый, раскаяние, враг, враждебность, конфликт, спор, ссора, обида, правило, справедливость |
Январь |
Углубление представлений о правилах пользования и распоряжения имуществом |
«Из чужого кармана платить легко» |
Личные вещи, деньги, вор, чужой, брать без разрешения (красть) |
Февраль |
Углубление представлений детей о праве на заботу и уважение в семье, о семейных традициях и ценностях |
Я и семья |
Уважение, забота, сочувствие, сопереживание, почтение, дружная семья, помощь, бюджет, деньги, заработная плата, работа, профессия, трудолюбие, права, обязанности |
Март |
Формирование понимания того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка; представлений о щедрости и жадности, о том, как эти качества проявляются в поведении людей |
«Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен» |
Обещание, уважение, конфликт, спор, ссора, обман, обида, оскорбление, ложь, переживание, равнодушие, раскаяние, жадность, щедрость, права, правила, ответственность |
Апрель |
Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общественных местах (на улице, в транспорте, кинотеатре и т.д.) |
«Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок» |
Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимательный, осторожность, запрещено, опасность, смерть, травма, люк, тротуар, переход, пешеходный переход, светофор |
Май |
Ознакомление детей с разными странами и народами (национальностями) и формирование терпимого отношения к представителям разных народов (национальностей) |
Кто где живет? |
Страна, народы, географическая карта, дружба, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия, такт, деликатность, терпимость, унижение, обычаи, национальная одежда |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц |
Работа с родителями детей |
||
Средней группы (среднего дошкольного возраста) |
Старшей группы (старшего дошкольного возраста) |
Подготовительной к школе группы |
|
Сентябрь |
|
||
Октябрь |
Родительская гостиная:
|
Родительская гостиная «Уважение членов семьи» |
Родительская гостиная «Не теряйте родных людей» |
Ноябрь |
|
||
Декабрь |
Родительская гостиная «Давайте детям возможность помогать себе дома» |
Родительская гостиная «Семейный досуг - совместное творчество» |
Родительская гостиная «Плюсы и минусы семейных династий» |
Январь |
|
||
Февраль |
Родительская гостиная «Роль отца в воспитании ребенка» |
Родительская гостиная «Кто в семье главный, когда нет мамы» |
Родительская гостиная «Как воспитывают папы детей в других странах» |
Март |
Родительская гостиная «Дочь, мама, бабушка» |
Родительская гостиная «Роль бабушки в воспитании ребенка» |
Родительская гостиная «Мамины привычки» |
Апрель |
|
||
Май |
Родительская гостиная «Ребенок и улица» |
Родительская гостиная «Безопасное поведение ребенка» |
|