Правовое воспитание дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

Цель: формирование правового сознания дошкольников

Задачи:

  • создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
  • ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
  • формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
  • воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
  • содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;
  • воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;
  • создание в дошкольном образовательном учреждении правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;
  • повышение уровня правовой культуры педагогического состава дошкольного образовательного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад;
  • создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;
  • повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье;
  • формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;
  • оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.

Принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения. Дети выступают в роли активных исследователей; формы общения педагога с детьми - партнерство, соучастие и взаимодействие.
  • Принцип последовательности: материал планируется и дается детям последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
  • Принцип наглядности - широкое представление иллюстраций, фотографий, наглядного материала.
  • Принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен, т.к. это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов.

Ожидаемые результаты

Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сфор мированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.

Реализация программных целей и задач позволит: создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности педагогического состава и правового воспитания детей, вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Подготовительная к школе группа

(старший дошкольный возраст)

Месяц

Задачи

Темы занятий

Лексика

Сентябрь

Формирование представлений о том, что шестилетние дети - самые старшие в детском саду; об изменении с возрастом социального статуса людей и о документах, подтверждающих этот статус

Личные документы

Права, обязанность, возраст, требование, поведение, документ, свидетельство о рождении, паспорт

Октябрь

Формирование представлений о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещение), проявление заботы, любви, уважения друг к другу; познакомить детей с почтовыми отправлениями и средствами связи, с правом на тайну переписки и почтовых отправлений

«Если пришло письмо...»

Знак, сигнал, посещение, телефон, сотовый телефон, СМС, почта, адрес, отправитель, получатель, посылка, телеграмма, открытка, письмо, тайна переписки, переписка

Ноябрь

Углубление представлений детей о роли образования в жизни каждого человека, повышение мотивации к обучению. Формирование представлений о школе, школьниках, учителях

Грамоте учиться -всегда пригодится

Знания, обучение, образование, грамотный, библиотека, школа, школьник, ученик, учитель, уважение, правила поведения в школе, режим дня

Декабрь

Формирование представлений об особенностях поведения других детей в группе, навыков бесконфликтного поведения и ненасильственного отношения к окружающему миру

«Как договорился, так и сор
разрешился»

Дружба, друг, друзья, уважать, доброжелательный, верный, отзывчивый, воспитанный, невежа, приятель, приветливый, раскаяние, враг, враждебность, конфликт, спор, ссора, обида, правило, справедливость

Январь

Углубление представлений о правилах пользования и распоряжения имуществом

«Из чужого кармана платить легко»

Личные вещи, деньги, вор, чужой, брать без разрешения (красть)

Февраль

Углубление представлений детей о праве на заботу и уважение в семье, о семейных традициях и ценностях

Я и семья

Уважение, забота, сочувствие, сопереживание, почтение, дружная семья, помощь, бюджет, деньги, заработная плата, работа, профессия, трудолюбие, права, обязанности

Март

Формирование понимания того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка; представлений о щедрости и жадности, о том, как эти качества проявляются в поведении людей

«Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен»

Обещание, уважение, конфликт, спор, ссора, обман, обида, оскорбление, ложь, переживание, равнодушие, раскаяние, жадность, щедрость, права, правила, ответственность

Апрель

Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общественных местах (на улице, в транспорте, кинотеатре и т.д.)

«Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок»

Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимательный, осторожность, запрещено, опасность, смерть, травма, люк, тротуар, переход, пешеходный переход, светофор

Май

Ознакомление детей с разными странами и народами (национальностями) и формирование терпимого отношения к представителям разных народов (национальностей)

Кто где живет?

Страна, народы, географическая карта, дружба, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия, такт, деликатность, терпимость, унижение, обычаи, национальная одежда

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

Работа с родителями детей

Средней группы

(среднего дошкольного возраста)

Старшей группы

(старшего дошкольного возраста)

Подготовительной к школе группы
(старшего дошкольного возраста)

Сентябрь

  1. Родительское собрание «Права родителей, права детей»
  2. Консультация «Охрана прав и интересов детей»

Октябрь

Родительская гостиная:

  1. «Право на общение со всеми родственниками»
  2.  «Недопустимость разлучения детей с родителями»

Родительская гостиная «Уважение членов семьи»

Родительская гостиная «Не теряйте родных людей»

Ноябрь

  1. Родительское собрание «Умеем ли мы разрешать конфликты с детьми»
  2. Беседа «Искусство быть родителем»

Декабрь

Родительская гостиная «Давайте детям возможность помогать себе дома»

Родительская гостиная «Семейный досуг - совместное творчество»

Родительская гостиная «Плюсы и минусы семейных династий»

Январь

  1. Родительское собрание «Поощрения и наказания в практике семейного воспитания»
  2. Тест «Какой вы родитель?»

Февраль

Родительская гостиная «Роль отца в воспитании ребенка»

Родительская гостиная «Кто в семье главный, когда нет мамы»

Родительская гостиная «Как воспитывают папы детей в других странах»

Март

Родительская гостиная «Дочь, мама, бабушка»

Родительская гостиная «Роль бабушки в воспитании ребенка»

Родительская гостиная «Мамины привычки»

Апрель

  1. Родительское собрание «Детская ложь: за и против»
  2. Консультация «Как наказывать?»

Май

Родительская гостиная «Ребенок и улица»

Родительская гостиная «Безопасное поведение ребенка»