1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Истинное воспитание не что-то налагаемое из вне,
а рост, развитие свойств и способностей, с которыми каждый
человек появляется на свет».
Джон Дьюи «Школы Будущего»
Детская память уносит с собой во взрослую жизнь не только знания по учебным предметам, но и облик школы, учителей одноклассников, забывается многое, но образы детства остаются в памяти. В силу этого значимость имиджа школы, педагогического коллектива трудно переоценить.
Имидж школы нужен, прежде всего, для успеха!
Еще совсем недавно школа была школой обучения знаниям, умениям и навыкам. Теперь все осознают приоритетную роль развития личности. А обучение знаниям и умениям становится основной частью воспитания и образования человека.
Ни одно учебное заведение, на сегодняшний день, не может заявлять о себе, как о современном, стремившемся строить «Школу будущего», если ограничится лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способность самостоятельно мыслить и принимать решение, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научим детей ценить и развивать свою уникальную личность, уважать и принимать неповторимость личности другого.
Неповторимый облик школы, или ее имидж складывается из множества компонентов. Отдавая в школу ребенка, каждый родитель выбирает школу по каким-то критериям: по личности первого учителя, по направленности (спецшкола), близости к дому. Не каждой школе повезло быть английской, немецкой, математической и т.д. – большинство это просто ГОУ СОШ.
В наше время улучшение качества образованию – является приоритетом для государства. Об этом свидетельствуют Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Городская целевая программа развития образования «Столичное образование–5», которые в свою очередь подчеркивают, что в становлении Школы Будущего, прежде всего, важно воспитание.
Создать свою систему воспитания в школе трудно, но возможно.
2. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОУ СОШ № 236.
Проект «Наша школа – Школа Будущего»
Воспитательная система школы создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором находится образовательное учреждение. В процессе построения воспитательной работы мы исходили из их взаимодействия для достижения максимального эффекта процесса воспитания.
(Приложение № 1 – Связь школы № 236 и социума Дмитровского района)
Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности и патриотизма, владение культурой своего народа и толерантное отношение к другим, стремление к самосовершенствованию – вот ведущие ценности, которыми руководствуется педагогический коллектив, и которые составляют основу воспитательной системы.
Цели и задачи воспитательной системы ГОУ СОШ №236
Цель воспитательной системы школы: объединить все имеющие ресурсы школы в интересах учащегося, для его развития, как личности.
Задачи:
- организация единого воспитательного пространства разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащихся;
- развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением;
- содействие в формировании сознательного отношения учащихся к своему здоровью, а также жизни и здоровью окружающих людей;
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- совершенствование методического и практического мастерства педагога, способного компетентно заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников.
- оценка качества воспитательной системы и координация ее дальнейшего развития.
Вместе с тем цели воспитательной системы для различных социальных общностей свои:
Для классного руководителя:
- управление процессом развития личности;
- формирование взаимоотношении коллектив и личность;
Для учащихся:
- формирование коммуникативных навыков;
- самореализация;
- формирование собственного – Я;
Для родителей: формирование совместно со школой личности ребенка значимой и социально адаптированной и востребованной в социуме:
Для школы: объединение всех социальных слоев общностей школы в процессе реализации воспитательной системы
Этапы реализации воспитательной системы
1 этап – проектный- 2010-2011гг.
Диагностика и мониторинг состояния воспитанности школы;
- разработка модели воспитательной системы, ее теоретическая концепция;
- формирование коллектива педагогов;
- отбор ведущих воспитательных задач;
- формирование стиля отношений между всеми участниками воспитательного процесса;
- решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения.
2 этап – практический 2011-2012гг.
- развитие педагогического и ученического коллективов;
- отработка наиболее эффективных воспитательных технологий;
- повышение профессионального мастерства и творческого роста участников воспитательного процесса всех категорий.
3 этап – окончательное формирование системы – 2012-2013гг.
- создание школьного коллектива единомышленников: учителя, учащиеся администрация, родители и рабочие школы;
- все имеющиеся ресурсы школы направлены на развитие личности учащегося школы;
- воспитательная система школы и социум активно и творчески взаимодействуют между собой.
4 этап – обновление воспитательной системы- 2013-2014гг.
- обобщение опыта работы педагогического и ученического коллективов по построению воспитательной системы, определение перспектив и путей дальнейшего развития воспитания;
- определение актуальности и нужности системы воспитания на данном этапе
- дополнение новых элементов в воспитательную систему, соответственно времени;
Под содержанием воспитательной системы школы № 236 понимается совокупность разнообразных средств, форм и методов воспитания, направленных на формирование личности учащихся.
Элементами организации, которые осуществляют жизнедеятельность воспитательной системы школы, являются: разработка, составление и утверждение планов воспитательной работы классных коллективов, их выполнения и контроль выполнения.
Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности ГОУ СОШ № 236 является личность выпускника, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства.
(Приложение № 2 - Модель выпускника школы №236)
Основным механизмом воспитания является собственная активность личности, включенная в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора.
Источниками активности являются его потребности. Они образуют основное содержание мотивов поведения ребенка, внутреннюю программу его саморазвития. К ним можно отнести:
- потребность быть здоровым;
- потребность быть личностью;
- потребность в творческой самореализации;
- потребность в радости, положительных эмоциях, счастье.
Средствами воспитания выступают слово, книга, дело и живые человеческие отношения. Слово учителя – ничем незаменимый инструмент воздействия на душу ребенка. Искусство воспитания включает воздействие на личность, через живое слово, через школьные и классные коллективно-творческие дела, где каждый ученик чувствует себя комфортно, деятельность приносит эмоциональное удовлетворение.
(Приложение № 3 – Школьные коллективно-творческие дела)
Принципы воспитания.
1.Принцип созидания:
- дайте возможность ребенку творить;
- пусть он сам выбирает себе творческое дело, по душе;
- направляйте, а не заставляйте.
2.Принцип доверия:
- добровольность выбора той или иной деятельности;
- дайте возможность доказать ему свои способности;
- считайтесь с мнением ученика;
- старайтесь, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе.
3.Принцип взаимоуважения:
- опирайтесь на активную жизненную позицию ребенка, его самостоятельность, его инициативу;
- будьте добрыми сами и призывайте ребенка к добру;
- постарайтесь в ребенке увидеть личность, даже если вам не нравятся его жизненные ориентиры.
4.Принцип сотрудничества:
- ребенок должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива (класса, школы);
- помогайте друг другу;
- равнодушие рождает равнодушие.
5.Принцип открытости:
Основные направления воспитательной системы ГОУ СОШ №236:
- Толерантность – основа взаимоотношений в школьном коллективе.
- Я – патриот своей страны.
- Здоровый образ жизни.
- Права и обязанности ученика.
- Мое творческое Я – художественно-эстетическое воспитание и его роль в духовном развитии учащихся.
- Ученик и политика
- Реализация своего «Я» в жизни школы – участие в самоуправлении и детских движениях.
- Проектная деятельность.
- Ученик и СМИ
- Наши родители.
- Экспериментальная работа.
- Мониторинг и диагностика.
- Мастерство классного руководителя.
Организационные ценности школы №236
- Учителя, администрация, обслуживающий персонал и ученики школы – это единое целое;
- Весь коллектив школы и ученики получают выгоду от ее успеха;
- События, мероприятия, происходящие в школе, понятны каждому;
- Каждый ЧЕЛОВЕК в школе заслуживает уважения;
- Главная забота руководителя – совершенствование мастерства сотрудников школы;
- Главный принцип – честность во всем.
Условия реализации воспитательной системы:
- Кадровое обеспечение.
- Программно-методическое обеспечение.
- Материальное обеспечение.
- Информационное обеспечение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Известно, что воспитательная система, как инновация, имеет определенные этапы своего развития:
- возникновение;
- интенсивность;
- стабилизация;
- эффективность;
- утрата эффективности.
Очень важно правильно оценить момент наступления процесса утраты эффективности, он может наступить и после стабилизации. Для этого необходимо своевременно и объективно проводить диагностику. И на этом этапе огромная ответственность ложится на руководителя (администратора). Ему необходимо конструктивно оценить выполнения и возможно сказать «достаточно». Проект «Наша новая школа» требует от руководителя уметь проводить анализ, прогнозировать и определять перспективы развития образовательного учреждения. Кроме того, он должен помнить о том, что базовых факторов недостаточно для мотивации успеха.
По теории Херцберга
Базовые факторы |
Мотивационные факторы |
Рабочие условия; |
Ответственность; |
Воспитание человека – это огромная ответственность. Каким вырастит Человек, во многом зависит от Воспитателя. Мудрый Песталоцци, более двух с половиной веков назад, сказал: «Воспитание и только воспитание – цель школы».
Школа Будущего – это школа Воспитания!