Праздник "Наурыз в Казахстане"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Выбор темы исследования

Наурыз – один из самых ярких и очень древних праздников. Есть сведения о его существовании еще до нашей эры. Но к нам в Казахстан из глубины веков он вернулся не так давно, однако успел занять особое место в календаре, потому что он всегда жил в памяти народной

Цель проекта: знакомство с историей происхождения праздника Наурыза, с традициями и обычаями, связанными с этим праздником и создание  электронного   пособия для учителя и учащихся.

 Задачи проекта:

  • помочь детям осмыслить исторические факты происхождения Наурыза;
  • повысить интерес к традициям и обычаям казахского народа;
  • формировать умение работать самостоятельно;
  • развивать у детей вдумчивость, наблюдательность, воображение, изобретательность.

Гипотеза исследования. Праздник Наурыз является поистине народным праздником, возвращающим нам наследие предков. Это праздник единства человека с природой.

Методы исследования: анкетирование,  чтение газетных статей,  работа с компьютером,  наблюдение, просмотр книг.                                  

Из глубины веков

 По восточному летоисчеслению Наурыз соответствует иранскому Новому году (Навруз) . Этот день обычно совпадал с 22 Марта – днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март – Наурыз. Считалось, что в это день происходит
обновление в природе, гремит гром, происходит набухание почек на деревьях буйно прорастает зелень. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами  Средней Азии, а по некоторым данным – и у восточных славян.

Наурыз возник задолго до принятия мусульманства. Кроме Наурыза, пожалуй, нет сегодня другого праздника, который бы, недавно вернувшись к нам из глубины веков, сразу стал самым любимым в народе. Ему от души радуются все казахстанцы – любых национальностей и возрастов. В переводе с персидского слово «наурыз» звучало как «нау» (новый), «роз» (день) и означало «Новый день» или Новый год – Ұлыстың Ұлы күні. В Казахстане первое упоминание о Наурызе связано с именем Толе би, советника Тауке хана и относится к 1720 году.

У казахов  были известны три Наурыза, связанные с различными датами: 1 марта –  древний казахский (по некоторым сведениям, «наурызом» казахи называли лишь первый день весны – первое число месяца), 9 марта – персидский, 12-13 марта –  қазыбек-наурыз, который признавался всеми казахами. Наиболе часто наступление Нового года связывали с днем весеннего равноденствия – 21-22 марта

В южном Казахстане широкой известностью пользуются легенды о происхождении и названии Наурыза.

Так, по одной из них, Наурыз – имя предка казахов (қазақтың бабасының аты), у которого не было детей. Перед смертью Наурыз обратился к Абдраиму (пророку) со словами сожаления о том, что ему некому оставить свое имя. Чтобы сохранить имя старика, Абдраим дал ему имя Наурыз. Наурыз – день рождения и смерти этого старика.

Есть своя легенда у учительницы Чкаловской СШ – Гордейчук Л. П.  Eе художественное восприятие сути праздника как символа весны и обновления.
Зима не хотела уступать свои права Весне. Люди устали от зимней стужи и холодного ветра. А Весна все никак не приходила. И тогда люди обратились к мудрецу.
Мудрец подумал и сказал: «Очистите свои жилища от снега, соберите и сожгите весь мусор. Огонь костра растопит снег, побегут ручьи. Они пробудят землю, зацветут цветы. А когда в вашем ауле родится девочка , назовите ее Наурыз. В честь дня ее рождения устройте праздник, и чары Зимы исчезнут навсегда».                                                                                  
Так люди и поступили. И Весна не заставила себя долго ждать: засияло солнце, побежали ручьи, прилетели птицы, зацвели цветы. С тех пор люди, соблюдая традицию, встречают весну праздником Наурыз.

По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта – днем
весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март – Наурыз. Считалось,
что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, происходит набухание почек на деревьях, буйно прорастает зелень. Следует отметить, что Наурыз мейрамы как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проводами зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех народов Казахстана. Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или  Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной.

В 1926 году Наурыз в нашей республике был запрещен советской властью как религиозный мусульманский праздник. На самом же деле это не так. Ведь мусульмане на территории средней Азии и Казахстана распостранились только в 7 веке, а наши предки Новый год праздновали задолго до этого ( более 2000 лет назад).
После запрета Наурыз вернулся в Казахстан лишь в 1988 году. А официальное признание он приобрел в 1991 году 15 марта после выхода Указа Президента Казахстана О народном празднике весны – «Наурыз мейрамы».  Президент страны объявил 22 марта Днем народного праздника – Наурыз мейрамы. С этого времени началось широкое празднование Наурыза по всей республике.
С 2001 года Наурыз объявлен государственным праздником.
Сегодня его также встречают в различных уголках нашей планеты. Только в Европе называют карнавалом, а вот в Азии – Наурызом, Наврузом.                                                                   

Традиции и обычаи 

Что такое традиция? То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от прошедших поколений. Традиции Наурыза складывались тысячелетиями. Какие-то из них изменились, некоторые остались в прошлом. Но многое продолжает жить. По-прежнему перед праздником принято рассчитываться со старыми  долгами и заканчивать все дела. Как и в старину, везде следует наводить идеальный порядок – в доме, дворе, на улице перед домом. Кругом должна царить чистота – тогда болезни, неудача, невзгоды обойдут стороной. Заполняли все пустые посуды продуктами и водой из священного источника, веря, что если будет обильно в доме в Новый год, так и будет до следующего года.

По мифологическим представлениям казахов накануне этого дня по земле ходит счастье, поэтому эта ночь называется "Кызыр тули» (Ночь счастья), это также "день прихода добра на землю", "день прилета грачей", "начало года", "день когда зеленое счастье (т.е. трава) открывает глаза", "день спуска на Землю Года", "День, когда каменные груди Матери-Земли смягчаются и они дают молоко", "День, когда растает синий камень Самарканда" и т.д. "Жер бетте жаксылык уялагап куц" (День, когда на земле устанавливается добро).

Древние тюрки – предки казахов к началу этого праздника также одевались в новые одежды, белые рубашки и платья, подправляли усы и бороду, обязательно сбривали волосы. Если же не было обновки, то ходили просто в чистой и опрятной одежде.

Существует казахское выражение "Одежда" словно белый снег Наурыза.
В ночь перед празднеством девушки, приготовив блюда из мяса и молозива, называемые «уйкы-ашар» (пробудить ото сна) угощали женихов. Этому блюду приписывались способности увеличивать духовную и физическую силу джигита, пробуждать в нем чувства любви, чтобы юноша не проспал начало пробуждения природы. В свою очередь джигиты должны были преподносить невестам подарки «селт еткізер» (удивляющий, заставляющий встрепенуться).

В новогоднюю ночь на самом почетном месте юрты зажигались 2 лампады, чтобы было светло, когда в нее зайдет Наурыз. А всю посуду заполняли молоком, айраном, шубатом, другими молочными продуктами, а также пшеном, просом, пшеницей и чистой ключевой водой. Смысл этих приготовлений прост – пусть в новом году будет изобилие молока, дождей, пусть будет щедрым урожай.

В первый день нового года, на заре, мужчины аула, взяв в руки кетмени, лопаты, а женщины – молоко, курт, вареное мясо, собирались в условленном месте. Мужчины с кличем «Булақ көрсең – козін аш» (увидишь родник – очисти его) принимались расчищать родники. А аксакалы здесь же высаживали деревья со словами « Атадан мал калғанша, тал қалсын» (Пусть лучше от предков останется дерево, нежели стадо.) Женщины, поклонившись восходящему солнцу, кропили молоком очищенные родники и посаженные деревья, что означало пожелание благословения земле и воде. Правда в климатических условиях северного края не приходится  в Наурыз заниматься посадкой деревьев или очисткой водных источников. Но поле деятельности для желающих ощутить радость труда всегда найдется. Настало время возродить добрую традицию оказания помощи больным и пожилым людям по хозяйству. В наши дни одной из примет Наурыза стало посещение детских домов, домов престарелых Эта гуманная сущность Наурыза востребована во все времена.

В полдень жители всего аула собирались на открытом месте вблизи селения и устраивали праздничный достархан.   На установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо "бель-котерер", что означает "выпрямляющий стан", поскольку бык считался одним из самых сильных животных и пища из него давала людям силу и выносливость.

После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе жыршы – зазывалы (глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть персонажи сказок –  Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашай. После этого начинались праздничное представление. Празднование Наурыза всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями. Самыми известными и любимыми в народе были игры "Айкыш-уйкыш", что в переводе означает "Навстречу друг другу", и "Аударыспек", во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Самой интересной была борьба, где женщины вызывали на состязание мужчин. В те далекие времена в аулах жили девушки – знаменитые борцы-палуаны, не знавшие поражения.

Согласно правилам игры победивший их джигит имел право на руку и сердце побежденной. В этом случае Наурыз продолжался свадебным тоем. Отсюда в народе сохранилось пожелание «Той тойға ұлассын» (пусть продолжением праздника будет праздник).

Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если
победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.
Особой популярностью в дни Наурыза пользовались состязания в беге – непременно босиком. Считалось, что таким образом от весенней земли получаешь новые силы и жизненное тепло. Детям же накануне праздника, наоборот, опутывали ножки, чтобы потом самый старый и уважаемый аксакал перерезал путы, передавая тем самым малышу опыт и долгие годы жизни.

Перед наступлением сумерек начиналось театрализованное представление, где два акына в поэтической форме символизировалижизнь и смерть, добро и зло, уходящий старый и новый год. Затем разжигались костры и все прыгали через них лил. Следуя один за другим. По старшинству проходили между ними. В руках у каждого были заранее приготовленные факелы, которые зажигались от огня этих костров – ими изгоняли злых духов. В представлении наших предков огонь обладал магической силой.

«Наурыз-коже» главное блюдо

В праздничные дни, а Наурыз обычно праздновали в течение месяца, готовилось много еды, которая символизироваладостаток и изобилие в наступающем году.
Достархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа "7", которое олицетворяет семь дней недели – единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с напитком Наурыз-коже, приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В него кладут те продукты, которые люди хотели бы видеть на своем столе круглый год. Каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.

В каждом доме существовал свой рецепт приготовления ритуального блюда наурыз- коже. По своим вкусовым качествам «наурыз-коже» – блюдо замечательное и очень необычное. Готовить его лучше накануне вечером, чтобы оно ночь постояло. Тогда «наурыз-коже» получается вкуснее, как бы настаивается. А включает оно в себя воду,соль, молоко, айран, крупу (рис или перловку), изюм и мясо (можно и казы). Если «наурыз-коже» готовится с мясом, то оно варится отдельно.
Среднюю кастрюлю нужно наполнить водой, положить в нее крупу. Как для густого супа, посолить по вкусу и варить до готовности. А пока крупа варится , к ней постепенно нужно будет добавить пол-литра или литр молока. Когда крупа будет готова и немного остынет, к ней добавляют пол-литра кефира.
Отваренное мясо или казы режут на мелкие кусочки и кладут в «наурыз-коже». В последнюю очередь туда же опускают 100 г очищенного и промытого изюма. Затем кастрюлю накрывают крышкой, сверху полотенцем и оставляют на ночь в комнате.

Некоторые готовят «наурыз-коже» из семи разных злаков. Другие – из мяса, лука, курта или иримшика (творога), соли, жира и воды. Интересно, что «наурыз-коже » считается напитком. Хотя скорее всего это похлебка.

В дни Наурыза гостям подавались и лучшие мясные блюда – казы, шужук, вареное мясо.

Считалось, что угощение служит поводом для установления добрых отношений, демонстрирует национальную щедрость, гостеприимство. Отведав его, люди надеялись питаться так же вкусно в течение года.

Праздничные пожелания

По существующей традиции в этот день мудрые старейшины аксакалы дарят обществу Слово-благословение. Они специально готовятся, чтобы их слова западали в душу людей и надолго они запомнили их. Это доброе пожелание заканчивается древними словами: ''Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого (молока)! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас!"
В этот день люди приветствовали друг друга по-особому. Например, выражали взаимные пожелания при встрече: «Пусть год будет обильным, счастливым, удачным!  Пусть сгинут все напасти! Пусть много будет молока! Пусть тучным будет скот!» При встрече мужчины здоровались обеими руками, прижимая друг друга к груди. Женщина и мужчина, встречаясь в этот день, также заключали друг друга в объятия.

Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх. В это время снимались всевозможные этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда существовали между старшим деверем (кайынага) и невесткой (келен).
Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей. В наши дни "Наурыз мейрамы" стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Карнавалы для детей, айтысы акынов, демонстрации национальных одежд, обрядов и кухонь народов, проживающих в республике, выступления фольклорных ансамблей, спортивные состязания, национальные игры…

Праздник для всех – такова особенность Наурыза сегодня. Теперь он по праву называется интернациональным. Потому в день Наурыза на празднично украшенных площадях сел и городов, в местах массовых гуляний вырастают целые городки. Где рядом с юртами уютно чувствуют себя русская изба и украинская хата. А девушки с удовольствием угощают тающими во рту баурсаками всех желающих. С желанием и интересом в веселых театрализованных представлениях принимают участие все – казахи и русские, немцы и украинцы, татары и ингуши, демонстрируют обряды и ритуалы разных народов многонационального Казахстана.