Цели урока:
- освоение знаний об электрических явлениях, об электрическом токе, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями использовать простые измерительные приборы для изучения электрических явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Оборудование:
- источники электрического тока,
- электрические лампы на подставке,
- выключатели,
- резисторы,
- карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Слайды 2, 16.
– Давайте повторим материал предыдущих уроков.
– Что называю источниками тока?
– Что называют электрической цепью?
Тест-сопоставление на проверку домашнего
задания. Приложение 1 (тест
можно отразить на экране, нажав на ссылку
«Тест-сопоставление»., переход на следующий
слайд со слайда теста осуществляется при нажатии
на ссылку (слово) «далее»)
Источник тока в цепи служит для поддержания в
цепи долговременного тока. (Опрос обучающихся
на знание условных обозначений электроприборов.
Слайд 3.)
В физике все электроприборы имеют условные обозначения:
В дальнейшем на уроках физики нам придется использовать много электроприборов, соединяя их в разнообразные электрические цепи. Они могут быть достаточно сложными. И чтобы лучше их понимать, мы пользуемся электрическими схемами.
Давайте вспомним виды соединения проводников (Слайд 4)
Если вас попросят собрать цепь из источника тока и двух лампочек, то вы, скорее всего, поступите как изображено на схеме "1". Такое соединение проводников называют … (последовательным). Оно так названо потому, что электроны, двигаясь от клеммы "–" источника тока, пройдут через обе лампочки последовательно, то есть сначала через левую лампочку, а затем через правую.
Но лампочки можно соединить и так, как изображено на схеме "2". Такое соединение проводников называется … (параллельным). Это название подчеркивает, что, двигаясь от источника тока, все электроны разделятся на две "группы", которые пройдут через лампочки параллельно, независимо друг о друга.
Соединение, где применяется и параллельное, и последовательное соединения называется … (смешанным соединением) проводников.
III. Объявление темы урока(демонстрация эпиграфа к уроку, слайд 5,6)
IV. Объявление целей урока(Слайд 7)
Итак, тему нашего сегодняшнего урока
«Электрический ток. Действия электрического
тока» вы уже знаете. Давайте постараемся
сформулировать цели нашего урока.
Цели урока следующие:
- ввести определение электрического тока;
- рассмотреть и объяснить действия электрического тока;
- приобрести навыки сборки и изображения электрической цепи;
- расширить представление об электрическом поле;
- научиться применять полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
V. Исследовательская работа обучающихся по группам. (Слайд 8)
Техника безопасности при работе с
электроприборами. Приложение 2
Работа в группах. Приложение 3
VI. Обобщение результатов
– Итак, что же стало происходить в электрической цепи при её замыкании?
- Нагревание резистора, электрической лампы.
- Проявление магнитных свойств
- Выделение меди на стержне
– При каких условиях наблюдаются эти явления? (при
замыкании электрической цепи)
– А как вы думаете, в чём причина наблюдаемых
явлений? (в цепи начинается движение
электрически заряженных частиц, появляется
электрический ток)
– Если рассматривать те процессы, которые стали
происходить внутри проводов и потребителей, то
можно сказать, что отрицательно заряженные
частицы от отрицательного полюса источника тока
стали двигаться к положительному полюсу, а
положительно заряженные частицы к
отрицательному полюсу источника тока, так как
разноимённые заряды притягиваются. Так в цепи
возникает электрический ток. За направление
электрического тока принято движение
положительно заряженных частиц. Поэтому ток в
цепи направлен от «+» к «–». При этом переноса
вещества не происходит. То есть атомы вещества
остаются на своих местах. Итак, …
Электрический ток в металлах – это упорядоченное движение электронов под действием электрического поля. (Слайд 9)
(Слайд10) Идея опытов по установлению характера электрического тока и первые качественные результаты (1913 г.) принадлежат русским физикам Л. И. Мандельштаму и Н. Д. Папалекси. Опыт Мандельштама и Папалекси проведен в 1916 году. Цель опыта состояла в проверке того, есть ли масса у носителя электрического тока, электрона. Если масса у электрона есть, то он должен подчиняться законам механики, в частности закону инерции. К примеру, если движущийся проводник резко затормозить, то электроны еще некоторое время будут двигаться в том же направлении по инерции.
Для этой проверки исследователи вращали катушку с проходящим током, а затем резко останавливали ее. Возникающий бросок тока регистрировали с помощью телефона.
По щелчку тока в телефонах Мандельштамм и Папалекси установили, что электрон обладает массой. Но измерить эту массу они не смогли. Поэтому этот опыт – качественный.
В 1916 году американский физик Р. Толмен и
шотландский физик Б. Стюарт усовершенствовали
методику этих опытов и выполнили количественные
измерения, неопровержимо доказавшие, что ток в
металлических проводниках обусловлен движением
электронов. Они определили массу электрона.
Полученное ими значение массы электрона
примерно равно современному – 9,1 * 10–31 кг.
Таким образом, при замыкании цепи в ней
появляется электрический ток. Поэтому вы
наблюдали различные действия электрического
тока. Когда цепь разомкнута этих процессов не
происходит. Значит, мы можем говорить о различных
действиях тока. Каких? (Слайд 11)
- Тепловом
- Магнитном
- Химическом
Где же применяются эти действия электрического тока?
- Утюг, тостер, фен, электрическая плита, электрические тэны,
- Моторы, пылесос, электрический звонок, гидроэлектростанции, …
- Золочение, антикоррозийная обработка, копчение, электромагниты, покраска автомобилей, …
- Домашние обогреватели для птицы, домашние инкубаторы.
Можно сказать, что эти приборы преобразуют электроэнергию в другой её вид.
(Доклад ученика об устройстве домашнего обогревателя для птицы и простейшего инкубатора желательно провести после теста «Электрический ток», слайд 15. Приложение 4.)
VII. Закрепление
Тест Электрический ток. Приложение 5.
Ответы:
- 3
- А – 3, Б – 2, В – 4, Г – 5, Д – 1
- заряд электрона является отрицательным
VIII. Подведение итогов урока
Оценивание обучающих.
Итак, вы узнали много нового об электричестве.
Достигнуты ли цели урока?
IX. Задание на дом
§33,34. Написать мини-сочинение на тему «Что такое электричество?»