Урок физики по теме "Электрический ток. Действия электрического тока"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цели урока:

  • освоение знаний об электрических явлениях, об электрическом токе, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями использовать простые измерительные приборы для изучения электрических явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

 Оборудование:

  • источники электрического тока,
  • электрические лампы на подставке,
  • выключатели,
  • резисторы,
  • карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Слайды 2, 16.

– Давайте повторим материал предыдущих уроков.
– Что называю источниками тока?
– Что называют электрической цепью?

Тест-сопоставление на проверку домашнего задания. Приложение 1 (тест можно отразить на экране, нажав на ссылку «Тест-сопоставление»., переход на следующий слайд со слайда теста осуществляется при нажатии на ссылку (слово) «далее»)
Источник тока в цепи служит для поддержания в цепи долговременного тока. (Опрос обучающихся на знание условных обозначений электроприборов. Слайд 3.)

В физике все электроприборы имеют условные обозначения:

В дальнейшем на уроках физики нам придется использовать много электроприборов, соединяя их в разнообразные электрические цепи. Они могут быть достаточно сложными. И чтобы лучше их понимать, мы пользуемся электрическими схемами.

Давайте вспомним виды соединения проводников (Слайд 4)

Если вас попросят собрать цепь из источника тока и двух лампочек, то вы, скорее всего, поступите как изображено на схеме "1". Такое соединение проводников называют … (последовательным). Оно так названо потому, что электроны, двигаясь от клеммы "–" источника тока, пройдут через обе лампочки последовательно, то есть сначала через левую лампочку, а затем через правую.

Но лампочки можно соединить и так, как изображено на схеме "2". Такое соединение проводников называется … (параллельным). Это название подчеркивает, что, двигаясь от источника тока, все электроны разделятся на две "группы", которые пройдут через лампочки параллельно, независимо друг о друга.

Соединение, где применяется и параллельное, и последовательное соединения называется … (смешанным соединением) проводников.

III.  Объявление темы  урока(демонстрация эпиграфа к уроку, слайд 5,6)

IV. Объявление целей урока(Слайд 7)
Итак, тему нашего сегодняшнего урока «Электрический ток. Действия электрического тока» вы уже знаете. Давайте постараемся сформулировать цели нашего урока.

Цели урока следующие:

  • ввести определение электрического тока;
  • рассмотреть и объяснить действия электрического тока;
  • приобрести навыки сборки и изображения электрической цепи;
  • расширить  представление об электрическом поле;
  • научиться применять полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

V. Исследовательская работа обучающихся по группам. (Слайд 8)

Техника безопасности при работе с электроприборами. Приложение 2
Работа в группах. Приложение 3

VI. Обобщение результатов

– Итак, что же стало происходить в электрической цепи при её замыкании?

  • Нагревание резистора, электрической лампы.
  • Проявление магнитных свойств
  • Выделение меди на стержне

– При каких условиях наблюдаются эти явления? (при замыкании электрической цепи) 
– А как вы думаете, в чём причина наблюдаемых явлений? (в цепи начинается движение электрически заряженных частиц, появляется электрический ток)
– Если рассматривать те процессы, которые стали происходить внутри проводов и потребителей, то можно сказать, что отрицательно заряженные частицы от отрицательного полюса источника тока стали двигаться к положительному полюсу, а положительно заряженные частицы к отрицательному полюсу источника тока, так как разноимённые заряды притягиваются. Так в цепи возникает электрический ток. За направление электрического тока принято движение положительно заряженных частиц. Поэтому  ток в цепи  направлен от «+» к «–». При этом переноса вещества не происходит. То есть атомы вещества остаются на своих местах. Итак, …

Электрический ток в металлах – это упорядоченное движение электронов под действием электрического поля. (Слайд 9)

(Слайд10) Идея опытов по установлению характера электрического тока  и первые качественные результаты (1913 г.) принадлежат русским физикам Л. И. Мандельштаму и Н. Д. Папалекси. Опыт Мандельштама и Папалекси проведен в 1916 году. Цель опыта состояла в проверке того, есть ли масса у носителя электрического тока, электрона. Если масса у электрона есть, то он должен подчиняться законам механики, в частности закону инерции. К примеру, если движущийся проводник резко затормозить, то электроны еще некоторое время будут двигаться в том же направлении по инерции.

Для этой проверки исследователи вращали катушку с проходящим током, а затем резко останавливали ее. Возникающий бросок тока регистрировали с помощью телефона.

По щелчку тока в телефонах Мандельштамм и Папалекси установили, что электрон обладает массой. Но измерить эту массу они не смогли. Поэтому этот опыт – качественный.

В 1916 году американский физик Р. Толмен и шотландский физик Б. Стюарт усовершенствовали методику этих опытов и выполнили количественные измерения, неопровержимо доказавшие, что ток в металлических проводниках обусловлен движением электронов. Они определили массу электрона. Полученное ими значение массы электрона примерно равно современному – 9,1 * 10–31 кг.
Таким образом, при замыкании цепи в ней появляется электрический ток. Поэтому вы наблюдали различные действия электрического тока. Когда цепь разомкнута  этих процессов не происходит. Значит, мы можем говорить о различных действиях тока. Каких? (Слайд 11)

  • Тепловом
  • Магнитном
  • Химическом

Где же применяются эти действия электрического тока?

  • Утюг, тостер, фен, электрическая плита, электрические тэны,
  • Моторы, пылесос, электрический звонок, гидроэлектростанции, …
  • Золочение, антикоррозийная обработка, копчение, электромагниты, покраска автомобилей, …
  • Домашние обогреватели для птицы, домашние инкубаторы.

Можно сказать, что эти приборы преобразуют электроэнергию в другой её вид.

  (Доклад ученика об устройстве домашнего обогревателя  для птицы и простейшего инкубатора желательно провести после теста «Электрический ток», слайд 15. Приложение 4.)

VII. Закрепление

Тест   Электрический ток. Приложение 5.

Ответы:

  •  3
  • А – 3, Б – 2, В – 4, Г – 5, Д – 1
  • заряд электрона является отрицательным

VIII. Подведение итогов урока

Оценивание обучающих.
Итак, вы узнали много нового об электричестве. Достигнуты ли цели урока?

IX. Задание на дом

§33,34.  Написать мини-сочинение на тему «Что такое электричество?»