Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают включение в содержание образовательной программы ДОУ образовательную область "Коммуникация", направленную на достижение целей овладения конструктивными средствами и способами взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Роль развития коммуникативной компетентности у детей трудно переоценить. Именно за счет ее происходит интеграция ребенком содержания других образовательных областей.
Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих, “три кита”, на которых она основывается и без которых не может существовать:
Первая составляющая коммуникативных способностей, “область желания”, включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступать в контакт с окружающими. Без такого желания общение попросту невозможно.
Вторая составляющая коммуникативных способностей (область знания) определяется тем, насколько ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе взаимодействия с взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступить в контакт с другим человеком, как поддержать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты.
Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении – третья (поведенческая) составляющая коммуникативных способностей – способность к общению (“область умений”). Она включает в себя умение адресовать сообщение и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относится к собственному мнению, действиям, высказываниям, умение слушать, эмоционально сопереживать, а также разрешать конфликтные ситуации.
На пути реализации коммуникативного намерения у детей, имеющих недостатки речевого развития, встают серьезные проблемы: страх обратиться к другому с вопросом, не умение оформить мысль, удержать предмет разговора, правильно произнести звуки родного языка.
Разнообразие оформленных в профессиональной культуре учителей-логопедов средства и способы работы обеспечивает успешное освоение норм родного языка. Вместе с тем применение освоенных норм закрепляется в большей степени воспитателями детей дошкольного возраста. Обсуждая с сотрудниками образовательного учреждения, формы организации детской деятельности мы приняли решение организовать работу клуба “Юные журналисты”.
Цель работы клуба – развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач мы выделили следующие:
- развитие связной диалогической речи;
- развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;
- расширение и активизация словарного запаса;
- закрепление навыков ведения диалога;
- способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
- развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
- формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
Основополагающим направлением нашей деятельности является помочь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации общения.
Основными принципами работы клуба являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, математикой, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию этих процессов.
Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога. (Приложение 1)
Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, проводим беседы с детьми на эту тему, предлагаем дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “У кого микрофон?”, “Кем быть?”, “Что за профессия” и т. д. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю. (Приложение 2)
В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи мы используем моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Нами были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.
Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками -символами. Вместе с ребятами мы оговариваем возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок – корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов. (Приложение 3)
Одним из направлений деятельности клуба является выпуск собственной газеты ДОУ “Колокольчик”. Выпуск газеты – забота всех участников образовательного процесса: детей, родителей, сотрудников детского сада. (Приложение 4)
В газете существует рубрика “Новости из групп”, где воспитатели вместе с детьми рассказывают о жизни и событиях в группе. Совместно пишут статьи, подбирают фотографии.
В результате занятий в клубе, дети не только приобретают знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Ребята умеют вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие. У детей громкая, яркая, выразительная речь, которая позволяет им стать хорошими собеседниками, выступать перед большой аудиторией и т.д.
Таким образом, благодаря овладению нормами речи дети стали активными участниками во всех мероприятиях разного уровня (ДОУ, городского), что свидетельствует о развитых коммуникативных способностях.