Цель занятия: Закреплять у детей правила речевого поведения в общении друг с другом.
Задачи занятия:
- Учить детей вступать в речевое общение различными способами: задавать вопросы, побуждать партнера к общению, к совместной деятельности.
- Учить детей соблюдать речевой этикет через выполнение основных правил ведения диалога.
- Упражнять детей в средствах совершенствования речи: четкое проговаривание чистоговорок, скороговорок.
- Закреплять знания детей с несловесными средствами общения (мимика, жест).
- Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное, чуткое отношение к окружающим.
Используемый материал:
- Карточки-символы вопросительных слов.
- Два телефона
- Лепестки цветка, вырезанные из бумаги. Клей.
- Текст стихотворения “Снеговик”
- Тексты чистоговорок, скороговорок.
Ход занятия
Дети входят в зал, здороваются с гостями. Видят Незнайку.
В. – Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (Незнайка)
Здравствуй, Незнайка. Мы рады тебя видеть.
Н. – Здравствуйте, ребята! Я бы очень хотел с вами познакомиться.
В. – Ребята, давайте познакомимся с Незнайкой, ведь он не знает, как вас зовут.
Ребята, что значит познакомиться с человеком? Что нужно сказать при этом?
Да, знакомясь, люди называют друг другу свое имя. А почему они это делают? (Чтобы знать, как обращаться друг к другу.
Игра: “Давайте познакомимся”
В. – А как еще можно узнать что-то о человеке? (Задать вопросы)
Давайте будем по очереди задавать вопросы Незнайке, кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. А, чтобы вам было легче задавать вопрос, я раздам вам символы вопросительных слов. (дети на предыдущих занятиях знакомились с символоми вопросительных слов).
Каждый ребенок придумывает свой вопрос.
Игра: “Вопрос с подсказкой”
В. – Незнайка, наши ребята занимаются в кружке “Речевичок”.
В. – Ребята давайте расскажем Незнайке про наши занятия.
Есть такая наука Риторика. Ребята, что же это за наука? (Риторика учит человека правильно и красиво говорить, так, чтобы его понимали и слушали люди).
Еще эта наука учит общаться людей с друг с другом. С помощью чего общаются люди?
(С помощью слов, жестов)
Зачем людям общаться друг с другом? (ответы детей)
Н. – А я совсем не умею общаться, меня никто не хочет слушать.
В. – Может, ты не соблюдаешь правила общения? Есть такие правила, которые должен соблюдать каждый человек. Ребята сейчас расскажут тебе о них. (не торопиться, не говорить громко, не перебивать и т.д.)
А еще нужно обязательно употреблять в своей речи вежливые слова.
Н. – А что такое вежливые слова? (Ответы детей)
Ребята, какие вежливые слова вы знаете? (“будьте добры”, “пожалуйста”, “разрешите”, “простите”, “позвольте” и т.д.)
Игра: “Кто больше назовет вежливых слов”
В. – Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливый человек всегда внимателеный, чуткий. Ему всегда важно, что о нем подумают люди. Он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбляли или грубо разговаривали. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости и безкультурия.
В. – Нужно обязательно говорить своим друзьям комплименты.
Н. – Ой, а что это такое?
(Это добрые, приятные слова)
Игра: “Комплименты”
В. – Но, чтобы тебя люди понимали, нужно четко и понятно говорить. Ребята, что помогает этому? (чистоговорки, скороговорки). Чистоговорки надо произносить медленно, а скороговорки – быстро.
Дети произносят знакомые скороговорки, предлагают Незнайке проговорить одну.
В. – Ребята, мы говорили, что общаться можно не только с помощью слов, а еще с помощью жестов и мимики.
Давайте попробуем показать с помощью жеста и мимики приветствие, прощание, благодарность, радость, грусть, злость, удивление.
Еще можно с помощью жестов и мимики рассказать стихотворение. Попробуем вместе с Незнайкой.
Рассказ стихотворения “Снеговик”
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка –
Увы! – и нет снеговика.
В. – Незнайка, что же ты загрустил?
Н. – Я узнал, что мой друг Буратино заболел. Я хотел узнать как у него дела, но не знаю, как это сделать?
В. – Ребята, а вы как бы поступили? (позвонили, сходили бы домой)
Н. – Но я не знаю, как разговаривать по телефону.
В. – Сейчас мы тебя научим.
Разыгрывается телефонный разговор.
1-ый ребенок – Добрый день! Это Рома.
2-ой ребенок – Здравствуй, Рома. Рад тебя слышать!
1-ый – Я позвонил, чтобы узнать, как ты себя чувствуешь? Как твое здоровье?
2-ой – Уже лучше. Температуры нет, но я еще сильно кашляю.
1-ый – Саша, выздоравливай, пожалуйста. Я очень по тебе скучаю.
2-ой – Спасибо! Мне очень приятно, что ты беспокоишься обо мне. До свидания!
1-ый – До свидания! Всего хорошего!
Н.- Большое спасибо, ребята за помощь!
В. – Вот видишь, сколько вежливых слов ребята употребляли в своем разговоре.
Предлагаю детям картинки, к которым они подбирают вежливые слова и наклеивают их на лепестки. Затем складываю все лепестки в цветок.
В. – Незнайка, мы дарим тебе этот цветок вежливых слов. Отнеси его в свой цветочный город и никогда не забывай эти слова, не забывай правила этикета.