Традиции детского сада и семьи в укреплении здоровья детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе “Об образовании”, Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

Любая социальная структура характеризуется наличием традиций, но для семьи их значение особенно велико. Они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщение к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей. Придают факт непохожести, уникальности данной семьи, выраженный в ее традициях, ее истории и сложившееся вокруг семьи общественное мнение переносится на членов этой семьи.

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые являются фундаментом культурной жизни человеческого общества.

В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о “возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации”, и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиция-то, что устоялось, отложилось, приложилось и постоянно воссоздается в жизни семьи.

В каждой семье есть семейные традиции: праздники, развлечения, труд на даче, катание на снегоходах, купание в бассейне и др. Мы решили узнать, имеются ли традиции в семьях детей воспитанников по физическому развитию и укреплению здоровья детей. Провели анкетирование, чтобы узнать какие семейные традиции существуют в каждой семье. Итоги анкетирования показали, что в большинстве семей существуют определенные традиции, некоторые родители на наш вопрос: “Какие семейные традиции есть в вашей семье?” лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Для них традиции представляются чем-то глобальным, чем-то далёким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне.

Поэтому целью работы стало: осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.

Реализацию цели осуществляем через решение следующих задач:

  1. Сплотить детей и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций по оздоровлению детей.
  2. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.
  3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.
  4. Укрепить отношения между семьёй и дошкольным учреждением.

Работу по теме решили проводить в три этапа:

1 этап – ознакомительный. На этом этапе выявляли знания детей и родителей о семейных и народных традициях существующих в семьях:

  • провели анкетирование на тему “Знаете ли вы народные, семейные традиции, обычаи?
  • посетили семьи воспитанников с целью знакомства с укладом их жизни, обычаями, реликвиями;
  • провели беседы с детьми о семье, родственниках, какие спортивные развлечения проводятся в выходные дни всей семьей;
  • как проводят семейные праздники?

2 этап – просветительский. На данном этапе знакомили родителей, детей с народными и семейными праздниками и традициями через:

  • консультации – “Народные праздники”, “Игры, хороводы наших бабушек”, “Семья и семейные традиции в семье”, “Стиль жизни и культура семьи”;
  • буклеты – “Праздники для детей в семье”, “Как организовать зимние игры и забавы”, “Игры с песком – полезное занятие”, “Спортивные игры и упражнения на детской площадке”, “Вечерние игры” и др.
  • брошюры “Мама, папа, поиграйте со мной!”, подборка подвижных игр по возрастам;
  • занятия с детьми – “Моя семья”, “Семейные праздники и традиции”;
  • спортивную олимпиаду – “Спортивная семья”;
  • развлечения на улице“Мы мороза не боимся!”, “Широкая Масленица”, каждое такое мероприятие заканчивается совместным чаепитием;
  • походы в лес, где организовали подвижные игры, игры соревнования, чаепитие у костра;
  • воскресные походы в музей, выставочный салон “Салма-Арт”, типографию “Дважды Два”;
  • развлечения в зале “Русские народные игры”, “Хороводные игры”; “Рождество христово”;
  • развлечение “Загляните в семейный альбом”, дети рассматривали фотографии в семейных альбомах, и составляли рассказы, о том, как они проводят выходные в семье;
  • провели конкурс рисунковСамая спортивная семья”, дети вместе с родителями рисовали любимые спортивные развлечения своей семьи, а на обратной стороне рисунка составляли рассказ о любимых спортивных увлечениях семьи;
  • организовали сбор фотографий, из которых оформили фотогазеты на темы: “Спортивная семья Колесниковых”, “Творческая семья …….”, “Я и моя семья”;
  • выставки детских рисунков “Неразлучные друзья – взрослые и дети”;
  • конкурс “Бабушкин сундук”, дети приносили домашние реликвии:
  • оформили в группе фрагмент “Русская изба”;
  • разучивали с детьми и родителями народные песни, танцы, хороводы, приглашали народный ансамбль “Долинушка”.

3 этап – заключительный. На этом этапе мы решили узнать, эффективность форм, используемых нами в работе с детьми и родителями по ознакомлению с народными и семейными традициями. Провели интервьюирование, родители рассказали о семейных традициях, проводимых в семьях.

Главное, что прослеживалось во всех высказываниях родителей – желание сохранить эти традиции, передать их своим детям.

Исходя из проделанной нами работы можно сделать вывод: характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на здоровье ребенка.

Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами дедушка продолжает ссылаться на “то, чему меня учили дома”, “что показал отец”, “что делали всей семьёй”. Так пусть родник семейных традиций живёт в семьях наших воспитанников, не иссякает никогда, пусть превратиться в реку традиций и передается из поколения в поколение.

Презентация