Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
- Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.
- Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
- Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
РАЗВИВАЮЩАЯ
- Развивать устную речь учащихся.
- Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
- Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
- Воспитывать любовь к родному языку, культуре.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Оборудование урока:
- ПК,
- интерактивная доска,
- презентация
Учебник: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2009
Раздаточный материал: учебник С.Г. Бархударова “Русский язык”, предложения с обращениями из сказки Л.Лагина “Старик Хоттабыч”, текст лингвистической задачи.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадь числа и темы, объявление целей урока).
II. Словарная работа.
– Из словаря учебника С.Г. Бархударова “Пишите правильно!” выпишите (в столбик) 5 прилагательных, которые помогают охарактеризовать человека (например, гениальный). К каждому прилагательному подберите нарицательное существительное – словарное слово (например, композитор). Укажите вид связи в словосочетании (например, гениальный композитор – согласование).
III. Актуализация опорных знаний. Объяснение нового. Закрепление.
– Составьте предложение, используя одно из записанных словосочетаний таким образом, чтобы существительное в предложении было подлежащим. (2-3 ученика отвечают.)
– Перестройте записанное предложение таким образом, чтобы словосочетание не являлось никаким членом предложения. Какую функцию выполняет это слово в предложении? (Функцию обращения.)
– Вспомните, что называется обращением? (Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.)
– Запишите предложения: “Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? // Проснись, ленивец сонный!”, “Прощай, письмо любви! Прощай: она велела…”, “Ах ты, старый конюх, неразумный, // Разгадаешь ли ты, старый, загадку?” Укажите обращения. Какие они, распространённые или нераспространённые? Как на письме выделяется обращение? (Запятой или восклицательным знаком.) Более подробно о выделении обращений на письме мы будем говорить на следующем уроке.
– С какой интонацией произносит говорящий обращение? Прочитаем об этом в нашем учебнике (§ 55).
– В каком падеже стоит обращение в записанных вами предложениях?
– Обращение может стоять не только в именительном падеже, иногда – что возможно только в разговорной речи – обращение может употребляться в другой падежной форме, когда обращаются к человеку не по имени или по какому-либо социальному названию, а описательно, подмечая в нём яркую, отличительную деталь. Например, Там, в шляпе, вы оплатили проезд? В любом случае обращение произносится со звательной интонацией. Не случайно интонация имеет такое название “звательная”. Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался – звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез. Но формы звательного падежа мы можем встретить, например, в древнерусских текстах. Например: “Пойди, княже, с нами в дань” (“Повесть временных лет”), “Милостивый государь батюшко!” (из письма царевича Алексея к царю Петру). Вспомните и запишите, как обращалась рыбка к старику из сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”? (“Чего тебе надобно, старче?”). Поэт использовал в сказке форму звательного падежа. Назовите форму именительного падежа существительного “старче” (старик).
– Итак, в каком падеже чаще всего стоит обращение в современном русском языке и с какой интонацией произносится?
– Адресатом речи может быть не только лицо, названное по имени. Придумайте предложение с обращением, чтобы в качестве обращения выступали имя и отчество лица (I ряд), наименование лица по роду занятий (II ряд), кличка животного (III ряд). Прочитайте получившиеся предложения, выделяя обращения.
– Ещё мы отметили, что в роли обращения может выступать неодушевлённое существительное. Проанализируем предложение “Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу!” Укажите обращения. Какое обращение является неодушевлённым существительным? Как называется средство выразительности – неживому предмету приписываются действия живых существ? (Олицетворение) Значит, такое обращение помогает одушевить его же, адресата речи.
– Итак, мы выявили следующие признаки обращения: 1) произносится со звательной интонацией, 2) не является членом предложения, 3) адресат речи может быть различным.
– В записанном предложении выделите грамматические основы. (Сыпь ты; пойте вы). Какой член предложения слова “черёмуха” и “птахи”? Вы правы, обращения не являются членами предложения.
Роль обращений в художественном тексте
– Обращения важны для нас не только потому, что нам необходимо запомнить вышеперечисленные признаки, но и потому, что они играют большую роль в тексте, помогают создать образ того или иного литературного героя. Прочитайте, пожалуйста, предложения из любимой мной сказки. Думаю, что вы без труда отгадаете, какому литературному герою принадлежат такие изумительные обращения:
- – О нет, о юный мой повелитель, – высокопарно ответствовал старичок, – я не из неведомой мне страны Самодеятельность! Я вот из этого трижды проклятого сосуда.
- – Не веришь, презренный?! – свирепо вскричал старичок, но тут же взял себя в руки… – Прости меня, о юный мой спаситель, но я не привык, чтобы мои слова брались под сомнение… Знай же, благословеннейший из отроков, что я не кто иной, как могучий джинн Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, т.е. сын Хоттаба.
– Верно, это фразы из сказки “Старик Хоттабыч” Л.Лагина. Выпишите, пожалуйста, обращения со знаком “плюс”. Укажите обращение со знаком “минус”. Послушайте, какие ещё обращения встречаются в тексте: “звезда моего сердца”, “о драгоценнейший Волька ибн Алёша”, “о прекраснейший из учащихся средней школы”, “о драгоценнейший зрачок моего глаза”, “презреннейший из пешеходов”, “о не в меру многословный брадобрей”, “недостойная прислужница”. Как вы думаете, случайна ли такая цветистость речи? (Это одна из этикетных особенностей речи жителей Востока.) Зачем автору понадобилось использование этой речевой особенности? (Во-первых, для того чтобы создать образ самого джинна; во-вторых, с целью создания комического эффекта.)
– Итак, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу (вспомним “Капитанскую дочку” А.С. Пушкина).
Жизнь обращений сегодня
В большинстве стран традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков, например в Польше – пан и пани, в Италии – синьор и синьора, во Франции – месье и мадам и т.п. Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка, молодой человек, мужчина и т.п., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: “Простите, этот сыр свежий?” (в магазине), “Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?” (на улице) и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине. Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство? (Обсуждение проблемы)
– Я бы хотела предоставить вашему вниманию следующие материалы для размышления. В 80-е годы ХХ века в “Литературной газете” была напечатана юмореска В.Резниченко “Несуществующее существительное”, в которой автор рассказывал о том, какие мучения он перенёс, покупая в магазине зубную щётку. Дело в том, что продавщица не откликалась ни на одно обращение. Он называл её “девушка”, “женщина”, “мадам”, “сударыня”, “хозяйка”, “гражданка”, “товарищ продавец”, “мамочка”, “мамаша”, но она так и не откликнулась.
А В.Я. Канторович писал: “Только людям примитивного склада мышления, плохо знающим историю своего народа, равнодушным к богатствам языка, кажется, что чем проще, чем однообразнее обращение, тем “демократичнее” общество. Ничего подобного!”
Итак, подводя итог нашей дискуссии, мы можем согласиться с мнением Н.И. Формановской: “Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим. Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность в многообразных условиях сложных речевых взаимодействий. И это богатство нюансов обеспечивает разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени и варианты имён, среди них и такие неповторимые, как имя-отчество. Поистине неисчерпаемы богатства русского языка!”
В доказательство мысли учёного выполним творческое задание. Вам нужно решить лингвистическую задачу (2 человека, сидящих за партой): “Человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач, старик Хоттабыч?”
IV. Подведение итогов урока.
1) Какое лингвистическое понятие мы сегодня
вспомнили на уроке?
2) Что называется обращением?
3) Какие признаки обращения вы можете выделить?
4) С какой целью используются обращения в
художественном тексте?
– Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас написали мне записки, употребив обращение, где бы, во-первых, записали, что вам сегодня понравилось на уроке, а что не очень, а во-вторых, самостоятельно оценили бы свою работу на уроке. Спасибо.
V. Домашнее задание:
Задание на выбор:
- Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии? Свои выводы запишите.
- Из произведений А.С. Пушкина или Н.В. Гоголя выписать 5-7 предложений с обращениями. С какой целью используются данные обращения в тексте?