В документах по модернизации школы четко выделены три приоритетных направления образования в современном постиндустриальном информационном обществе: информатизация образования; обучение иностранным языкам; овладение социально-экономическими знаниями.
Признание важности овладения иностранными языками является следствием интернационализации всех сфер жизни нашего общества, вхождение его в мировое сообщество. Модернизация школьного обучения настоящей статьи ставит создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
Для получения положительного результата на своих уроках учителю целесообразно выполнять следующие требования:
- создать положительный эмоциональный настрой на работу;
- применять знания, позволяющие учащемуся самому выбрать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- обсуждать с учениками в конце урока не только то, что “мы узнали” (чем овладели), но и то, что понравилось /не понравилось и почему; что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
- при задании на дом называть не только тему и объём его (домашнего задания), но и подробно разъяснять, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении задания дома.
Однако, используя, обеспечивая, применяя, создавая условия для учебного процесса, необходимо учитывать неодинаковые возможности и способности обучаемых, их различные планы на будущее, соответственно, и разные профессиональные устремления. Допускаются разные уровни обученности: общеобразовательный и несколько продвинутый – профильный, ориентированный на выбранную профессию и продолжение бучения в вузе. Таким образом, личностно-ориентированный подход создаёт предпосылки для большей результативности обучения.
Итак, при отборе иноязычного содержания обучения следует учитывать интересы и волнующие современных учащихся проблемы (с учётом возрастных групп – в начальной, основной, старшей школе). Это проявляется, прежде всего, при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения, в привлечении актуального аудиовизуального материала, в том числе с помощью Интернета. Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух уровней: уровня предъявления и уровня спроса, который несколько ниже уровня предъявления.
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам влияет на выбор технологий обучения. Всё меньше места занимают в учебном процессе такие учебные речевые действия, которые не характеризуются хотя бы условной коммуникативностью, например, чтение всеми учениками одного и того же текста и пересказ его друг другу. Всё больше используется групповая работа над разными текстами, позволяющая, каждому учащемуся группы выполнять посильные функции. Например, при изучающем чтении (чтение с полным пониманием): один ученик – вполголоса читает текст, другой – выделяет незнакомые слова, третий – ищет их значение в словаре, четвёртый – переводит предложение, вызывающее трудности для понимания, и т.д. Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации – обмену информацией с другими группами, читавшими другие тексты, к оценочным суждениям по поводу услышанного и прочитанного от других. При правильной её организации способствует развитию речевой инициативы, совершенствует учебные и коммуникативные умения. Большую практическую направленность при изучении иностранного языка имеет проектная методика, которая обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности, опирается на личностно-ориентированную парадигму образования, закрепляет его вариативность, учёт возможностей и потребностей учащихся, возможность выбора ими образовательных услуг.
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребёнка, формирование его неповторимой индивидуальности.
В личностно-ориентированном подходе используются основные понятия: индивидуальность, личность, самоактуализированная личность, самовыражение, субъект, субъектность, Я-концепция, выбор, педагогическая поддержка; основные принципы, которые стали педагогическим кредо автора данной статьи. К основным принципам относим: 1) принцип самоактуализации (на уроках английского языка усилия направляются па пробуждение и поддержание стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей); 2) принцип индивидуальности (учет не только индивидуальных особенностей учащегося, но и мотивирование на их дальнейшее развитие; учет психологических особенностей в индивидуальной работе с каждым учащимся для варьирования образовательного процесса); 3) принцип выбора; 4) принцип творчества и успеха; 5) принцип доверия и поддержки (укрепление в учащемся веры в них их педагога, доверия, поддержки их устремлений к самореализации и самоутверждению).
Для более эффективной реализации личностно – ориентированного подхода в обучении автор статьи придерживается следующих дидактических требований:
- организовать учебный материал с целью предоставления учащемуся возможности выбора при выполнении заданий; -обеспечить стимулирование учащегося к самоценной образовательной деятельности, обеспечить возможности самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями;
- постоянно согласовывать опыт учащегося с научным содержанием задаваемых знаний;
- изложенный в учебнике материал направлять на расширение уже накопленных знаний, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, а также на преобразование личного опыта каждого учащегося;
- при введении знаний о приёмах выполнения учебных действий выделять общелогические и специфические приёмы учебной работы с учётом их функций в личностном развитии;
- обеспечить контроль и оценку не только результатов, но и главным образом процесса обучения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет обучаемый, усваивая учебный материал.
Вышеперечисленные принципы и требования реализуются большей частью непосредственно на уроке, но в системе личностно – ориентированного обучения иностранным языкам меняется функция урока, форма организации. Урок выявляет опыт учащегося по отношению к излагаемому педагогом содержанию. Поэтому целью своих уроков автор настоящей статьи ставит создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
Кроме того, год за годом, урок за уроком у преподавателя накапливается опыт подготовки и проведения личностно-ориентированных учебных занятий и анализ конкретных итогов. Использование самоанализа урока способствует более глубокому осмыслению основополагающих идей принципов личностно-ориентированного подхода, совершенствованию профессионального мастерства.