Урок русского языка по теме "Глагол" (обобщение)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели.

1) Повторить и обобщить знания о глаголе, закрепить навыки морфемного и морфологического разбора, правописание безударных личных окончаний, умение определять спряжение глагола.

2) Поддерживать интерес у детей к предмету, продолжить работу над развитием речи учащихся, расширять кругозор, желание изучать русский язык.

3) Воспитать аккуратность в работе, уважение к товарищам.

Оборудование: таблицы по теме “Глагол”, иллюстрации, интерактивная доска.

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас гости, повернитесь к ним, пожалуйста, лицом.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать.
Ну что же, не будем зря время терять.

Садитесь, ребята. Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Наш урок сегодня пройдет под девизом: “Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!” А в центре нашего внимания будет “его величество Глагол”! (Слайд № 2)

На уроке мы обобщим, систематизируем (разложим по полочкам) ваши знания о данной части речи. Уверена, что откроете на уроке что-то новое для себя. Проверите свои знания и убедитесь в том, что вы все знаете? А может, надо еще поработать над этой темой.

III. Актуализация знаний.

Итак, что такое глагол? (Слайд №1)

(Ответ ученика)

- Расскажите, все, что знаете о глаголе.

(Ответы детей)

А теперь, мы проверим ваши знания на практике.

1) Внимательно прочитайте слова:

Подъехал, пролетит, голосить, чувствует, распустится, празднует, съежился.

- Что их объединяет?

- Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно.

- Какие группы получились?

- Есть другие мнения?

Голосить – это четвертая группа или лишнее слово? Почему? Обсудите в парах.

(Ответы детей после обсуждения)

- А что значит голосить и от какого слова произошло оно? (Ответы детей)

- Ребята, посмотрите видеофильм о происхождении этого слова. (“Говорим без ошибок” 2007. Xvid. TVRip_Fenix. Тип “Видеозапись”. Отрывок 3 мин.)

2) Разберите по составу глагол заголосил (Слайд № 5)

3) Подберите по 2 глагола к данным схемам:

1 вариант.

2 вариант.

(Слайд № 6)

4) Выполните морфологический разбор глагола улыбнулся. (Слайд № 7)

5) Прочитайте! Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Определите спряжение глаголов. (Слайд № 8)

Зябн.т осинка

Дрож.т на ветру

Стын.т на солнышке

Мерзн.т в жару.

- Из скольких предложений состоит это стихотворение?

- Объясните расстановку знаков препинания.

- Дайте полную характеристику предложения.

6) Собери пословицы. (Слайд № 9)

Кто (не) работает, торопись делом.

(Не) спеши языком, тот (не) ест.

Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.

Легко забыть то, и в воде (не) тонет.

- Запишите одну из понравившихся пословиц, раскрывая скобки.

- Как написали частицу не?

- Всегда ли не пишется раздельно?

- Назовите глаголы, которые без не не употребляются.

7) Вставьте пропущенный ь (мягкий знак). (Слайд № 10)

Надо учит(.)ся, а он не учит(.)ся.

8) Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение глаголов. (Слайд № 11)

Я ружьишко зар.дил

И морковку прор.дил.

В огороде ув.дал

Как кустарник ув.дал.

- Как называются такие слова?

9) Игра “Кто самый умный?”. Блиц-турнир. (Слайд № 12)

- Определите время глагола позвал.

- На что указывает суффикс ся в глаголе одевается?

- Определите лицо и число глагола расцветают.

- Каким членом предложения чаще всего является глагол?

- Определите форму глагола открывать.

- Какой формообразующий суффикс есть у глагола прыгал?

- Определите спряжение глагола плачет, вертит?

- Определите лицо глагола согреваешь.

- Определите число и род глагола перекрыла.

- Определите время глагола выскочит.

- Определите вид глагола расплакался.

10) Физминутка. (Слайд № 13)

- Ребята, его величество Глагол устал и нам пора отдохнуть. Встаньте с места.

- Если я назову глагол – хлопайте, другую часть речи – топайте!

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, флажок, дружок.

11) Сценка.

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть случай из жизни.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…

- Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

- А как сказать правильно?

Учитель: Действительно, а как сказать правильно? (Никак)

12) - Да, некоторые глаголы не употребляются в 1-м лице единственного числа настоящего времени. Вот некоторые из них:

победить

убедить

дерзить

бороздить

пылесосить

шелестеть

Однако, ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу. Попробуйте применить этот прием.

13) Запишите данное предложение, раскрывая скобки. (Слайд №14)

Я (дерзить) учителю. (Я грубо разговариваю с учителем.)

14) Определите спряжение глагола хотеть. (Слайд № 15)

- Глагольный суффикс -е говорит, что слово это 1 спряжения, хотят – окончание -ят – о 2 спряжении. Проспрягайте этот глагол, обсудите в парах и скажите, наконец, к какому спряжению отнесем это слово. Что заметили?

Внимание! В ед. ч. мы наблюдаем окончания 1 спряжения, а во мн.ч. – окончания 2 спряжения. Так какого же спряжения этот глагол? Таких слов, ребята немало. И называются они разноспрягаемыми. О них подробнее вы узнаете в старших классах.

15) - А вы знаете, ребята, как часто происходят вот такие казусы? (Слайд № 16)

За столом сказала мать:
“Хватит языком болтать!”
А сынишка осторожно:
“А болтать ногами можно?”

- Скажите, каким словом играет автор стихотворения?

- Объясните значение словосочетаний: болтать языком, болтать ногами.

- В каком значении употреблено это слово в обоих случаях?

- Скажите, все ли знаки препинания стоят на месте? Какие это предложения?

- Объясните расстановку знаков.

16) Подберите к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол. (Слайд № 17)

17) Домашнее задание.

- Выберите себе задание соответственно по уровню сложности. (Слайд № 18)

а) Записать 4 предложения со словами - убедить, бороздить, пылесосить, шелестеть в форме 1 лица.

б) Записать 4-5 разноспрягаемых глаголов

в) Записать по 10 глаголов 1 и 2 спряжения.

18) Оценивание учащихся.

19) Итог урока. (Слайд №19)

- Закончите фразы:

- Урок привлек меня тем, что...

- Урок показался мне интересным…

- Урок заставил меня задуматься …

- Урок навел меня на размышления…

20) - Наш урок, ребята, я хочу закончить словами пословицы. (Слайд №19)

“Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое может”.