Воспитание толерантности на уроках немецкого языка в различных видах речи

Разделы: Иностранные языки


Аннотация. В настоящее время, когда повсеместно возникают конфликты на национальной почве, после событий на Манежной площади в Москве в декабре 2010 года, во время, когда учащиеся снимают на видео сцены насилия среди сверстников и рассылают их в Интернет, воспитание такого нравственного качества как толерантность играет важную роль. Диалог различных культур (в данном случае – русской и немецкой), воспитание чувства национальной гордости и в то же время – обогащение своей культуры путём изучения жизни, традиций, обычаев иноязычных стран – основа межкультурной компетенции.

Толерантность – это терпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Толерантный – терпимый.
Учебный предмет иностранный язык, в частности, немецкий язык, имеет неограниченные возможности в плане воспитания толерантности, любви – к школе, своим сверстникам, к представителям других наций и национальностей. В учебно – методическом комплекте «Шаги» по немецкому языку (автор И. Л. Бим 5–9 кл.) и «Контакты» (авторы Г.И. Воронина и И.В. Карелина) имеются темы, в рамках которых можно хорошо реализовать данную цель – воспитание у учащихся толерантности.
Воспитание любви, толерантности начинается с воспитания любви и уважения к школе, одноклассникам, учителям.
Так, например, на материале учебника для 6-го класса «Шаги II» я провела открытый урок в 6-м классе «Wir lieben die Sсhule» («Мы любим школу»). Начала урок с объяснения значения слов «шлагбаум» («der Schlagbaum») и «бутерброд» («das Butterbrott»), эти слова пришли к нам из немецкого языка, говорю о других словах – заимствованиях из немецкого. Данные примеры наглядно показывают общность языковых культур, взаимопроникновение слов из одного языка в другой. На этом уроке я решаю задачи воспитания любви к  школе, уважения к труду учителей, а также развиваю у учащихся общеучебные умения и навыки: развития устной речи, аудирования, чтения и письма.
Использую наглядный материал: куклу Петрушку, карточки с напечатанными немецкими словами, листы с предложениями – опорами; материал учебника по теме: «Was unsere deutschen Freunde alles in der Schule machen» («Что наши немецкие друзья делают в школе») и кроссворды учащихся по теме.
Думаю, что данный урок достиг поставленных общеучебных и воспитательных целей.
В 7-м классе по теме «Was nennen wir unsere Heimat?» («Что мы называем нашей родиной?») я провела урок – конкурс «Wir sind die Kinder der Planeten Erde» («Мы – дети планеты Земля»). За основу взяла материал учебника – лексику, обозначающую жителей различных стран (Bulgare, Deutsche, Schwede и др), а также текст «Kinder in Europa» («Дети в Европе»). На этом уроке учащиеся, разбитые на 2 команды, соревновались в знании лексики, в чтении (конкурс чтецов), капитаны команд соревновались в знании лексики, обозначающей названия стран. Сюда включалась как изученная лексика, так и новая, о значении которой учащиеся могли догадаться по созвучию с русскими словами (die Türkei, Belgien, Albanien, Rumänien, Schweden и др.). В урок включила упражнение – рассказ «Wir lernen in der Schule» («Мы учимся в школе»). В конце урока привожу учащихся к выводу, что все дети, где бы они ни жили, – одно целое, должны жить в мире и дружбе. Заканчиваем урок песней «Ein Sonnenkreis» («Солнечный круг»).
УМК по немецкому языку для 10-11-го класса «Kontakte» (Г.И. Воронина, И.В. Карелина) содержит темы, в рамках  которых также можно успешно решать воспитательные задачи, в том числе и воспитания толерантности. Особенности менталитета жителей Германии, России и других стран предлагают темы «Nationen», «Ausländer». («Нации», «Иностранцы»), при изучении которых учащиеся учатся терпимо относиться к обычаям, традициям и укладу жизни жителей других стран, уважать их за присущие каждой нации черты: немцев – за их приверженность к чистоте, порядку и пунктуальности, итальянцев – за их чувство юмора и жизнерадостность, японцев – за их технические достижения, французов – за их прекрасные фильмы и песни, швейцарцев – за их высокоразвитую промышленность и так далее.
Методы и приемы для реализации образовательных и воспитательных задач могут быть различными: от чтения и обсуждения текстов до работы учащихся над проектами по данной тематике.
Так, на примере текста (упр.12, с. 67, «Kontakte») о немецкой студентке Уте Гертнер мы видим Россию её глазами, отмечаем положительные и отрицательные особенности нашей страны; даю по тексту задания на понимание текста (тест); по развитию навыков монологической и диалогической речи учащиеся выполняют ситуативные задания, например:
1. Представь себе, что ты – жительница России, другая учащаяся – Ута Гертнер, расспросите друг друга о своих странах;
2. Представь себе, что Ута Гертнер возвращается после своего пребывания в России в Германию, расспросите её о впечатлениях о России;
3. Ута Гертнер жила в России в Москве и Казани, расспросите её об этих городах;
4. Расскажите о городах, в которых жила Ута Гертнер, даю опорные слова, вопросы, речевые образцы для выполнения каждого задания.
В 10-м классе провела урок по теме «Deutschen, die ihr Land berühmt gemacht hatten.» («Немцы, которые прославили свою страну»). Это – урок, связанный с историей, литературой, информатикой. Учащиеся самостоятельно искали материал по этой теме, представляли своих героев в виде информационных проектов, рассказывали о них по данным речевым образцам:
1. … ist … geboren. (… родился)
2. Sein (ihr) Lebensweg ist … (Его жизненный путь …)
3. Seine Kindheit verbrachte er … (Свое детство он провел …)
4. Als Kind interessierte er sich für … (Ребенком он интересовался …)
5. Schon in der Kindheit zeigte er
Interesse für … (Уже в детстве он показывал интерес …)
6. Sine Eltern waren … von Beruf. (Его родители были … по профессии.)
7. Er entdeckte (erforschte, erfand) … (Он открыл (изобрел)…)
8. Er ist mit … ausgezeichnet (Он награжден … )
9. … ist ein Vorbild für mich und meine Freunde. (… является примером для меня и моих друзей.)
10.  Sein Volk ist ihm dankbar. (Его народ ему благодарен.)
11.  Ihm zu Ehren hat man … eröffnet. (В честь его открыты …)
12. Sein(e) Werk (Entdeckung, Erfindung) lebt und dient den Menschen. (Его дело (открытие, изобретение) живет и служит людям)
13.  Ich möchte diesem Mann ähnlich sein. (Я хотел бы походить на этого человека).
В прошедшем учебном году учащиеся 11-го класса по теме «Kreativ Kultur erleben» («Творческое отношение к культуре») знакомились с деятелями литературы, музыки, изобразительного искусства, искусства кино нашей страны и других стран, готовили проекты об одном из деятелей искусства. Например, Дюрер Альбрехт (немецкий живописец, график) – Трудоношина Валентина; Йоганн Вольфганг фон Гёте (писатель) – Кокоулина Кристина и другие.
При изучении темы «Ökologie» («Экология») учащиеся знакомятся с экологическими проблемами не только в нашей стране, но и во всем мире, узнают, что данные проблемы успешно решаются в Германии. Использую для этой цели текст «Umweltpolitik in Deutschland» («Политика по охране окружающей среды в Германии») – (Л.Н. Яковлева, М.С. Лукьянчикова «Экзаменационные темы по немецкому языку для старших классов). В практике своей работы проводила урок – конференцию в 7-м классе совместно с учителем биологии по теме «Ökologische Probleme von heute» («Экологические проблемы сегодня»). Страничками этой конференции были выступления различных «ученых» из России и Германии, в которых они говорили о существующих экологических проблемах в своих странах, в нашем регионе. Проведённые уроки дают учащимся представление о том, что разные страны имеют одни и те же проблемы, решать их нужно совместно, живя в дружбе и согласии.
Все проведенные приемы работы над некоторыми темами еще раз говорят о том, что на уроках немецкого языка можно успешно решать задачи по воспитанию у учащихся толерантности, используя различные приемы, методы и средства обучения.