Цель урока: показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища.
Задачи.
1. Организовать работу учащихся по изучению хода Ледового побоища, помочь учащимся определить, как в этой исторической битве проявился полководческий талант Александра Невского; учить делать выводы, сравнивать, обобщать.
2. Развивать исследовательские умения, внимание, учить устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.
Оборудование: компьютер, презентация, карта "Русь в XII - начале XIII в.", схема "Ледовое побоище", репродукции картин, запись сюиты А.Прокофьева "Александр Невский"
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем друг другу: “У нас все сегодня получится!” (слайд 1)
Эпиграф урока:
“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие”. (А.С. Пушкин)
II. Введение в тему. Постановка цели.
- Сегодня мы отправляемся с вами в прошлое.
- Что нам для этого надо взять с собой? (Смекалку, знания,…)
- Ребята перед вами слово “побоище” подберите синонимы к этому слову. (Сражение, битва, сеча)
Работа со словарём.
- Посмотрите значение этого слова в словаре Ожегова.
- Какие ассоциации у вас вызывает это слово?
- Нелёгкая доля выпала нашим предкам. Много врагов было у Руси.
- Вот сегодня мы и поговорим о побоище.
Постановка проблем.
- Почему люди воюют? (Слайд 3)
III. Актуализация опорных знаний.
Составление кластера.
- Попробуйте составить кластер. Русь VIII века.
- Назовите причины нашествия крестоносцев? (Слайд 4)
- Какие задачи ставили перед собой крестоносцы? (Слайд 5)
Продолжите предложение: Александр Невский – это…
Изучение нового материала.
Работа с учебником.
"Чтение с пометками" (С. 119)
Пометки:
“V” - “знаю”;
“-“ – “противоречит моим первоначальным представлениям”;
“?” – “хочу узнать”;
“+” – “это для меня новое”.
- Кому могут принадлежать эти слова? "Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля”.
- На уроке мы попытаемся доказать справедливость этих слов. (Они являются не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России – в которой нам жить!)
Работа в группах.
Каждая группа получает текст, и отыскать ответ на вопрос.
Ледовое побоище
(отрывок из летописи)
“Был же тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска.
И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что лёд на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.
И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.)”.
1 группа: Где происходило Ледовое побоище? (Слайд 6)
2 группа: Почему на озере не было видно льда? (Слайд 7)
3 группа: Что означает выражение летописца "гнали их русские с боем как по воздуху..."? (Слайд 8)
4 группа: Когда происходило Ледовое побоище. (Слайд 9)
Работа со стихотворением.
- Уже в ХХ веке Константин Симонов написал стихотворение "Ледовое побоище".
Прочитав отрывок из стихотворения, задайте “Тонкие и толстые” вопросы другой команде:
В субботу, 5 апреля,
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй
…
Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом.
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
Как в бурю белые барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли,
До кости пальцы разрезая,
Склоняли копья до земли.
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу, спиной к спине,
Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по прежнему спокойно
Следил за битвою с горы
И только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повёл дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лёд вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал…
И князь, едва остыв от свалки,
Из-под руки уже следил,
Как беглецов остаток жалкий
К Ливонским землям уходил.
Задание. Из данных слов выбери (кольчуга, панцирь, шлем с рогами, белый плащ с крестом, шлем, железные доспехи, кожаный шлем).
1 группа: одежду русских воинов. (Кольчуга, шлем)
2 группа: выбирает одежду крестоносцев. (Шлем с рогами, белый плащ с крестом, железные доспехи)
(Мечи, лук, копьё, щиты, острые сабли, латы, боевые топоры)
3 группа: вооружение русских воинов. (Мечи, луки, копья, щиты, боевые топоры)
4 группа: вооружение крестоносцев. (Мечи, копьё, щиты, латы)
- Сравните и сделайте вывод. (Слайд 10–11)
Работа с планом и схемой сражения. (Слайд 12-13)
Работа с таблицей. (Слайд 14)
Работа в парах.
Найти ошибки в историческом тексте. (Слайд 15)
5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди находились пешие рыцари, а за ними тяжеловооружённая конница. Киевский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.
Это сражение вошло в историю как “Ледовая битва”.
- Имеет ли историческое значение это событие? (Слайд 16–17)
- Защищать Отечество - священный долг всех людей.
- Кому могут принадлежать эти слова?
"Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля”. (Слайд 18)
- На уроке мы попытаемся доказать справедливость этих слов. (Является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России – в которой нам жить!)
- Продолжите предложение: Александр Невский – это… (Слайд 19)
- Назовите принципы Александра Невского. (Слайд 20)
Учитель. Полководческий талант Александра Ярославича отражён в житиях, сказаниях и других литературных произведениях различных времён. А сейчас мы посмотрим, как изучаемые нами события показаны в фильме известного режиссёра Сергея Эйзенштейна.
Физкультминутка.
Просмотр фрагмента художественного фильма “Александр Невский”.
- За что А.Невский был зачислен к лику святых? (Cлайд 21-22)
- Как вы думаете, почему в Великую Отечественную войну был учреждён орден Александра Невского? (Cлайд 23)
Составление синквейна.
- Составьте синквейн к Александр Невский. (Cлайд 24)
Упражнение “От обратного”.
- Что было бы, если победили крестоносцы ……
IV. Рефлексия деятельности учащихся. Итог.
- Какие чувства вас сопровождали во время изучения данной темы
Задание “Шесть шляп”. Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты. Весной 1242 года было Ледовое побоище.
Жёлтая. Позитивное мышление. Каждый человек должен знать историю своей Родины.
Черная. Проблема. Война - это страшное кровавое бедствие. Гибли десятки тысяч людей. А каждая смерть - это горе для близких.
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось составлять характеристику Александра Невского - защитника Отечества. Это вызывало гордость.
Зеленая. Творчество. Не всё мы знаем о защитниках Отечества.
Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
- Продолжите предложение
Я – узнал …
- удивился …
- вспомнил …
- задумался …
Домашнее задание: Написать мини-сочинение “Защитник земли русской”.