Цели:
- познакомить учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, в кличках животных;
- формировать представление о названиях стран, городов, сёл, улиц;
- учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных.
- развивать внимание, речь, память учащихся.
- воспитывать любовь к родному краю, прививать интерес к его познанию;
- расширять кругозор учащихся.
Оборудование: географическая карта, презентация, карточки.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Пусть мы с вами почти не знакомы,
Но, надеюсь, друг друга поймём.
А поможет нам в этом внимание, терпение,
Мы на помощь их позовём.
II. Минутка чистописания.
Запись на доске, комментированное письмо, один ученик ведёт.
Девятнадцатое января.
Классная работа.
И Ё О У ы Э
– Что вы можете сказать об этой минутке чистописания? (Это гласные буквы).
– Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим и слышим).
– На какие группы мы можем разбить эти буквы? (На гласные, которые обозначают мягкость предыдущего звука и гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного звука).
– Какие гласные обозначают твёрдость предшествующего звука? (о, у, ы, э).
– Какие гласные обозначают мягкость предшествующего звука? (и, ё).
– На какие еще группы мы можем разбить эти буквы? (На прописные и строчные.)
– Для чего нам нужны прописные буквы? (Чтобы обозначать ими начало предложения, писать имена, отчества, фамилии и т.д.).
– Скажите, пожалуйста, есть ли в русском языке прописная буква ы?(Нет.)
– Почему? (Потому, что в русском языке нет слов, которые начинаются с буквы ы).
– Какая буква может быть «лишней»? (Букву ё. Эта буква может обозначать два звука в начале слова, после гласной и после разделительных ь и ъ. Например: Юля, летняя, лью и т.д.).
III. Словарная работа
– Запишите зеленой пастой слово «словарь».
Словарь: конь/ки, Моск/ва, сто/ли/ца, сол/дат (Приложение 1)
– Что общего у всех этих слов? (1.Они все отвечают на вопрос кто? или что? Значит, это имена существительные. 2. Во всех словах безударная гласная, которую нужно запомнить – буква о).
– Какое слово можно сделать «лишним»? (солдат – одушевленное, остальные – неодушевленные; Москва – написано с большой буквы; столица – слово из трех слогов, остальные из двух; коньки – звуков меньше, чем букв).
– А что вы можете сказать о количестве
предметов? Слово Москва обозначает один или
несколько городов? (Один)
В русском языке говорят, что слово стоит в
единственном и множественном числе (ед.ч., мн.ч.).
Если речь идет об одном предмете, то это единственное
число, а если о нескольких –
множественное число.
– В каком числе стоят слова « солдат» и «столица»? (В единственном, потому что речь идет ободном предмете).
– В каком числе стоит слово «коньки»? (Во множественном, т.к. обозначает два предмета).
– Оказывается, слово коньки в единственном числе не употребляется.
– Составьте по три словосочетания с каждым из слов.
– Давайте вспомним, что такое словосочетание? Какое сочетание слов не является словосочетанием? (Подлежащее и сказуемое)
– А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте.
IV. Физминутка «Мы писали,...»
V. Работа над новой темой.
1. Запись на экране:
серёжка, Серёжка
роза, Роза
шарик, Шарик
земля, Земля
– Прочитайте слова. Чем они интересны? (Звучат одинаково, значение разное)
– Что обозначает слово серёжка, написанное с маленькой буквы? (Украшение).
– Что обозначает слово Серёжка, написанное с большой буквы? (Имя человека).
2. Аналогичная работа со всеми словами.
– Так почему же слова в правом столбике написаны с большой буквы. (Потому, что это имена людей, кличка собаки.)
– А как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? (Заглавные буквы)
– Молодцы, ребята, правильно. Сегодня я открою вам еще один секрет. Все слова, написанные с большой буквы: имена, фамилия, отчества людей, клички животных, названия городов, стран, рек и т.д.относятся к именам собственным. А все остальные существительные пишутся с маленькой буквы и относятся к нарицательным существительным.
– А сейчас мы проведем небольшой эксперимент и узнаем, всегда ли нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы.
3. Работа с предложением
Город Карачаевск находится у слияния рек Кубань и Теберда.
– Назовите имена собственные в этом предложении. (Карачаевск, Кубань, Теберда).
– Почему вы так считаете? (Потому, что они написаны с заглавной буквы)
– А слово город собственное или нарицательное? (Нарицательное)
– А почему оно написано с большой буквы? (Потому, что оно стоит в начале предложения)
– Какое мы можем вывести правило?
Имена, фамилия, отчества людей, клички животных, географические названия относятся к именам собственным и пишутся только с заглавной буквы. Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы. Исключением являются слова, стоящие в начале предложения.
VI. Физминутка
Если учитель называет имена собственные, дети встают, а если нарицательные – садятся.
VII. Закрепление темы
1. Исправить ошибки. Записать текст. Подчеркнуть
заглавные буквы.
Мы живем на Кавказе. Здесь находится самая
высокая в Европе Гора эльбрус. Ему посвятили свои
стихи А.С.пушкин М.Ю.лермонтов.
2. Работа по карточкам в группах (Приложение 2)
Карточка №1. Подчеркнуть в тексте
имена собственные. («Приключение Буратино –
А.Н.Толстой»)
Карточка №2. Составить рассказ с
именами собственными. («Репка»)
Карточка №3. Выписать нарицательные
имена существительные ()
Карточка №4. Выписать неодушевленные
имена существительные («Царевна-лягушка»)
Карточка №5. Написать имена
существительные в единственном числе.
VIII. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Что понравилось больше всего?
– Какие задания вызывали у вас затруднения?
IХ. Рефлексия
– Кто считает, что работал сегодня в полную
силу?
– Молодцы!
– А кто может пожелать себе активней работать на
уроке?
Х. Домашнее задание
Придумать рассказ с именами собственными на тему «Наша дружная семья», нарисовать иллюстрацию.