Открытый урок по теме "Заглавная буква в именах собственных". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цели:

  • познакомить учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, в кличках  животных;
  • формировать представление о названиях стран, городов, сёл, улиц;
  • учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных.
  • развивать внимание, речь, память учащихся.
  • воспитывать любовь к родному краю, прививать интерес к его познанию;
  • расширять кругозор учащихся.

Оборудование: географическая карта, презентация, карточки.

                                                    ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Пусть мы с вами почти не знакомы,
Но, надеюсь, друг друга поймём.
А поможет нам в этом внимание, терпение,
Мы на помощь их позовём.

II. Минутка чистописания.

Запись на доске, комментированное письмо, один ученик ведёт.

Девятнадцатое января.
Классная работа.
И   Ё   О   У   ы   Э

– Что вы можете сказать об этой минутке чистописания? (Это гласные буквы).

– Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим и слышим).

– На какие группы мы можем разбить эти  буквы? (На гласные, которые обозначают мягкость предыдущего звука и гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного звука).

– Какие гласные обозначают твёрдость предшествующего звука? (о, у, ы, э).

– Какие гласные обозначают мягкость предшествующего звука? (и, ё).

– На какие еще группы мы можем разбить эти  буквы? (На прописные и строчные.)

– Для чего нам нужны прописные буквы? (Чтобы обозначать ими начало предложения, писать имена, отчества, фамилии и т.д.).

– Скажите, пожалуйста, есть ли в русском языке прописная буква ы?(Нет.)

– Почему? (Потому, что в русском языке нет слов, которые начинаются с буквы ы).

– Какая буква может быть «лишней»? (Букву ё. Эта буква может обозначать два звука в начале слова, после гласной и после разделительных ь и ъ. Например: Юля, летняя, лью и т.д.).

III. Словарная работа

– Запишите зеленой пастой слово «словарь».

Словарь: конь/ки, Моск/ва, сто/ли/ца, сол/дат (Приложение 1)

– Что общего у всех этих слов? (1.Они все отвечают на вопрос кто? или что? Значит, это имена существительные. 2. Во всех словах безударная гласная, которую нужно запомнить – буква о).

– Какое слово можно сделать «лишним»? (солдат – одушевленное, остальные – неодушевленные; Москва – написано с большой буквы; столица – слово из трех слогов, остальные из двух; коньки – звуков меньше, чем букв).

– А что вы можете сказать о количестве предметов? Слово Москва обозначает один или несколько  городов? (Один)
В русском языке говорят, что слово стоит в единственном и множественном числе (ед.ч., мн.ч.). Если речь идет об одном предмете, то это единственное  число, а если о нескольких – множественное число.

– В каком числе стоят слова « солдат» и «столица»? (В единственном, потому что речь идет ободном предмете).

– В каком числе стоит слово «коньки»? (Во множественном, т.к. обозначает два предмета).

– Оказывается, слово коньки в единственном числе не употребляется.

– Составьте по три словосочетания с каждым из слов.

– Давайте вспомним, что такое словосочетание? Какое сочетание слов не является словосочетанием? (Подлежащее и сказуемое)

– А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте.

IV. Физминутка «Мы писали,...»

V. Работа над новой темой.

1. Запись на экране:

серёжка, Серёжка
роза, Роза
шарик, Шарик
земля, Земля

– Прочитайте слова. Чем они интересны? (Звучат одинаково, значение разное)

Что обозначает слово серёжка, написанное с маленькой буквы? (Украшение).

– Что обозначает слово Серёжка, написанное с большой буквы? (Имя человека).

2. Аналогичная работа со всеми словами.

– Так почему же слова в правом столбике написаны с большой буквы. (Потому, что это имена людей, кличка собаки.)

– А как вы думаете, как звучит  тема нашего сегодняшнего урока? (Заглавные буквы)

– Молодцы, ребята, правильно. Сегодня я открою вам еще один секрет. Все слова, написанные с большой буквы: имена, фамилия, отчества людей, клички животных, названия городов, стран, рек и т.д.относятся к именам собственным. А все остальные существительные пишутся с маленькой буквы и относятся к нарицательным существительным.

– А сейчас мы проведем небольшой эксперимент и узнаем, всегда ли нарицательные существительные пишутся с  маленькой буквы.

3. Работа с предложением

Город Карачаевск находится у слияния рек Кубань и Теберда.

Назовите имена собственные в этом предложении. (Карачаевск, Кубань, Теберда).

– Почему вы так считаете? (Потому, что они написаны с заглавной буквы)

– А слово город собственное или нарицательное? (Нарицательное)

– А почему оно написано с большой буквы? (Потому, что оно стоит в начале предложения)

– Какое мы можем вывести правило?

Имена, фамилия, отчества людей, клички животных, географические названия относятся к именам собственным и пишутся только с  заглавной буквы. Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы. Исключением являются слова, стоящие в начале предложения.

VI. Физминутка

Если учитель называет имена собственные, дети встают, а если нарицательные – садятся.

VII. Закрепление темы

1. Исправить ошибки. Записать текст. Подчеркнуть заглавные буквы.
Мы живем на Кавказе. Здесь находится самая высокая в Европе Гора эльбрус. Ему посвятили свои стихи А.С.пушкин  М.Ю.лермонтов.

2. Работа по карточкам в группах (Приложение 2)

Карточка №1. Подчеркнуть в тексте имена собственные. («Приключение Буратино – А.Н.Толстой»)
Карточка №2. Составить рассказ с именами собственными. («Репка»)
Карточка №3. Выписать нарицательные имена существительные ()
Карточка №4. Выписать неодушевленные имена существительные («Царевна-лягушка»)
Карточка №5. Написать имена существительные в единственном числе.

VIII. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?
– Что понравилось больше всего?
– Какие задания вызывали у вас затруднения?

IХ. Рефлексия

– Кто считает, что работал сегодня в полную силу?
– Молодцы!
– А кто может пожелать себе активней работать на уроке?

Х. Домашнее задание

Придумать рассказ с именами собственными на тему «Наша дружная семья», нарисовать иллюстрацию.