Задачи:
- формировать умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
- развивать концентрацию и переключение внимания;
- воспитывать и становить духовный и нравственный мир ребенка.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Пожелайте удачи друг другу.
II. Проверка домашнего задания.
Выставка детских работ по киргизской сказке "Мудрая девушка"
- Прочитайте загадку и отгадку.
- Чьи работы вам показались самыми интересными? Почему?
- Хочется ли еще читать сказки о мудрости?
- Сказки каких народов мы уже прочитали?
- Чего вы ждете от новых встреч со сказками?
Мудрость ценилась не только у народов Востока. Среди русских сказок тоже есть сказки о мудрости. Интересно, похожи ли они на сказки других народов?
III. Постановка проблемы.
- Откройте книгу на с. 19. прочитайте название сказки.
- Что оно вам напомнило? Почему же не "девушка", а "дева"?
- Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите?
- Как передает художник внутреннее состояние, настроение героев?
IV. Открытие детьми нового знания.
Чтение первой части сказки.
Первую часть читает учитель.
- Из-за чего спорили братья?
- Почему судьи не разрешили их спор?
- Какие загадки загадал царь?
- Кто и как помог богатому брату? Почему женщина именно так отгадала загадки? Можно ли назвать ее глупой?
- Как отгадала эти загадки дочь-семилетка?
- Чьи ответы вам кажутся правильнее, мудрее? Почему?
- Чем же отличались ответы девочки?
- Что, по-вашему, случится дальше?
V. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Чтение второй части самостоятельно про себя.
- Какие задания давал царь девочке? Можно ли было с ними справиться?
- Справилась ли с ними девочка?
- Почему же царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику?
VI. Повторение пройденного.
Выборочное чтение (работа в парах).
1) Самое трудное задание:
- прочитайте отрывок из сказки о самом трудном, по-вашему, задании царя и о том, как девочка его выполнила.
2) Рассмотрите иллюстрацию на с. 23:
- какой момент из сказки изобразил художник? Какого вы видите царя?
- оценил ли царь мудрость девочки-семилетки? Из каких слов это видно?
VII. Первичное закрепление.
Чтение по ролям (работа в группах).
Текст делится на небольшие смысловые части. Дети на группы по количеству ролей в части. Ученики самостоятельно в группе распределяют роли и читают.
Проверка задания.
VIII. Итог урока.
- Что общего у русской, татарской и киргизской сказок? Как вы думаете, почему авторы учебника поместили эти три сказки рядом?
Самооценка своей работы на уроке.