Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках физики

Разделы: Физика


Предлагаю разработки двух уроков физики, на которых развиваются компетентности учащихся.

Урок "Определение массы и объема тела по плотности вещества" в 7 классе построен на основе структуры урока при компетентностно - ориентированном обучении. (Приложение 1). На уроке можно увидеть постановку учебной цели и определение учебных задач, наличие мотивации на процесс познания и активную познавательную деятельность всех учащихся. Мотивация детей к активной познавательной деятельности осуществляется через показ практической значимости физики для людей различных профессий, в повседневной жизни.

При таком подходе учащиеся не только получают новые знания, но и развивают компетентности: решения проблем, информационные и коммуникативные. У них развиваются способности искать необходимую информацию в разных источниках, переводить ее из одного вида в другой, оценивать, использовать при решении учебных задач, делать выводы, вести диалог, участвовать в обсуждении, оценивать выступления других, проводить самооценку своей работы. На уроке организуется активная познавательная деятельность школьников, где учащиеся сами "добывают" и систематизируют знания, приходя к новому под руководством учителя. Этот урок ориентирован в равной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности школьников.

Весьма успешно задача формирования ключевых компетентностей реализуется во время проведения уроков-исследований, к которым относится урок "Закон Ома для участка цепи" в 8 классе.

Изучение нового материала осуществляется при выполнении проблемного эксперимента, который позволяет установить связи между физическими величинами, характеризующими электрические цепи. Этот этап урока включает в себя постановку проблемы, обсуждение условий и методов ее решения, планирование и проведение эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, выводы и обмен информацией. Исследование проводится по группам. Каждая группа получает индивидуальное задание. Затем группы делают отчет о полученных результатах, коллективно формулируется общий вывод.

Закрепление изученного проводится в процессе решения задач различного вида: текстовых, графических, по схемам. Графики и схемы заготовлены на таблицах. Формирование навыков решения текстовых задач происходит постепенно: сначала учитель на доске показывает образец решения, затем учащиеся по вариантам решают аналогичные задачи.

Урок - исследование позволяет привить учащимся практические умения в сборке электрических цепей, проведении исследований, способствует развитию познавательного интереса.

Урок целиком построен на основе деятельности учащихся, причем разнообразной. В процессе деятельности формируются ключевые компетентности школьников.

Компетентностно-ориентированный урок

В основу урока положена фронтально-групповая работа учащихся с разными источниками информации.

Тема урока: Определение массы и объема тела по плотности вещества

Тип урока: урок изучения нового материала, построенный на информационно-деятельностной основе.

Цели урока:

  • образовательные: обеспечить усвоение учащимися способов определения массы и объема тела по плотности вещества;
  • развивающие: способствовать развитию у учащихся ключевых компетентностей;
  • воспитательные: воспитывать интерес к физике: показать важность физических знаний для решения практических задач повседневной жизни, для людей разных профессий.

Задачи урока:

  • Формировать у школьников умения и способности разрешать возникающие проблемы.
  • Развивать у школьников умения работать с информацией, вести исследование, делать выводы.
  • Формировать у учащихся умения строить межличностные отношения.
  • На доске записаны цель и задачи для учащихся:

Цель: научиться определять массу и объем тела по плотности вещества.

Задачи:

  • Учиться разрешать возникающие проблемы.
  • Учиться работать с различными источниками информации, систематизировать и использовать полученную информацию, делать выводы.
  • Учиться слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения и принимать точку зрения других.

Первый этап урока. Мотивация.

Учитель: У многих из вас уже возникал вопрос: зачем мне нужна физика, физические формулы? Сегодня мы узнаем, как можно использовать полученные физические знания для решения практических задач повседневной жизни.

В условиях современного быстро меняющегося мира каждому человеку необходимы особые качества, которые помогут ему найти свое достойное место в обществе. Они необходимы человеку любой профессии: врачу, педагогу, инженеру, сельскохозяйственному работнику, предпринимателю, бизнесмену, высококвалифицированному рабочему.

Далее формулируются учебная цель и задачи..

Второй этап урока. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации:

Проблема: К наступающему празднику мама поручила вам купить в магазине 3 л меда, 3 л растительного масла и 3 л лимонада. Имеются пакеты, рассчитанные на 2 кг, 3 кг, 4 кг и 5 кг. Пакеты, рассчитанные на какую массу нужно взять для похода в магазин?

Дальнейшая работа организуется по алгоритму:

  • Подбираются необходимые источники информации (учебник, справочники, формулы, таблицы...).
  • Планируется работа по поиску вариантов решения проблемы.
  • Выдвигаются рабочие гипотезы и выбираются оптимальные пути реализации проблемы.

Вопрос учителя: Долго будем делать расчеты? Как ускорить процесс расчетов?

Вывод: нужно работать по группам.

Физкультминутка.

  • Проводятся исследования, расчеты.
  • Оформляются результаты, делаются выводы.
  • Работы защищаются у доски, проводится самооценка.
  • Внешняя оценка деятельности творческой группы, анализируются успехи и неудачи как отдельных учеников, так и группы в целом.

Работа проводится в 5 группах.

  • 1 группа. Какой пакет нужно взять, чтобы принести домой 3 л лимонада?
  • 2 группа. Какой пакет нужно взять, чтобы принести домой 3 л меда?
  • 3 группа. Какой пакет нужно взять, чтобы принести домой 3 л растительного масла?
  • 4 группа (2 уровень). Выполняет творческое задание № 1. Приложение 2.
  • 5 группа (3 уровень). Выполняет творческое задание № 2.Приложение 2.

Третий этап. Подведение итогов и рефлексия.

Учитель: Вспомним то, что мы сегодня делали и что узнали. Для этого ответьте на вопросы.

- Какими источниками информации для получения новых знаний вы пользовались на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему вы научились на уроке?

Домашнее задание. Параграф 22, упр. 8 А.В. Перышкин. Физика. 7 класс. Москва, Дрофа, 2007 г.

Для желающих творческие задания № 3, 4 (Приложение 2).

Урок-исследование

Урок изучения нового материала, построенный на деятельностной основе.

Тема урока: Закон Ома для участка цепи

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока:

  • Обеспечить усвоение нового материала учащимися в процессе активной исследовательской деятельности.
  • Способствовать развитию у учащихся ключевых компетентностей

Задачи:

образовательные:

  • обеспечить усвоение учащимися закона Ома для участка цепи;
  • формировать умения применять полученные знания при решении различных задач, оформлять решения;

развивающие:

  • формировать умения разрешать возникающие проблемы.
  • развивать умения планировать и проводить эксперимент, анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы, обмениваться информацией;
  • развивать познавательный интерес, мышление и память.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
  • воспитывать навыки работы в группах.

На доске записан проблемный вопрос: "Как сила тока в проводнике зависит от напряжения на концах проводника, от сопротивления проводника?"

Подготовлены таблицы для заполнения, координатные оси для построения графиков.

Оборудование на каждом ученическом столе: источник электропитания, амперметр, вольтметр, резисторы сопротивлениями 6 Ом и 12 Ом, переменный резистор, ключ, соединительные провода, металлический планшет.

Наглядные пособия: рисунки, на которых изображены шкалы физических приборов: амперметров и вольтметров, таблицы с графиками зависимости силы тока от напряжения, таблицы со схемами электрических цепей.

В основу урока положена фронтально-групповая работа учащихся с лабораторным оборудованием.

Идея урока: один сложный опыт делится на несколько простых и каждый предлагается отдельным группам учащихся; полученные результаты и выводы группы докладывают классу, на их основе формулируется общий вывод.

Первый этап урока. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа.

  1. Что называют электрическим током?
  2. Что называют электрической цепью?
  3. Какие физические величины характеризуют электрический ток в цепи?
  4. Что является единицей измерения силы тока? Напряжения?
  5. Каким прибором измеряют силу тока? Напряжение?
  6. Определите цену деления измерительных приборов (демонстрируются рисунки).
  7. Устные задачи (графические):
  8. Определите по графику сопротивление проводника.
  9. Определите по графику, какой проводник имеет большее сопротивление?
  10. Как вы думаете, существует ли связь между силой тока, напряжением и сопротивлением?

Второй этап урока. Изучение нового материала.

1) Постановка проблемы:

Как сила тока в проводнике зависит от напряжения на концах проводника, от сопротивления проводника?

Обсуждаются методы решения проблемы, планируется и проводится эксперимент по группам (в парах).

2) Проведение эксперимента.

  • 1 группа. Исследование зависимости силы тока на участке цепи от приложенного напряжения (опыт с сопротивлением 12 Ом).
  • 2 группа. Исследование зависимости силы тока на участке цепи от приложенного напряжения (опыт с сопротивлением 6 Ом).
  • 3 группа. Исследование зависимости силы тока на участке цепи от сопротивления участка (опыт при напряжении 3 В).
  • 4 группа. Исследование зависимости силы тока на участке цепи от сопротивления участка (опыт при напряжении 4 В).

3) Представители от каждой группы заполняют на доске таблицы, строят графики.

Анализируются и обобщаются полученные результаты. По каждой группе формулируются выводы.

4) Полученные результаты обобщаются:

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

Физкульт минутка.

Третий этап урока. Закрепление нового материала.

Решение задач.

1. На доске решает учитель

Электрическая лампочка, нить накала которой имеет сопротивление 55 Ом, включена в сеть с напряжением 220 В. Определите силу тока в лампе.

2. Самостоятельно по вариантам:

1 вариант.

Сопротивление вольтметра 12000 Ом. Определите силу тока, протекающего через вольтметр, если он показывает напряжение 120 В.

2 вариант.

Нагревательный элемент электрического чайника с сопротивлением 30 Ом находится под напряжением 120 В. Определите силу тока, протекающего по спирали.

На доске решает учитель

По спирали кипятильника с сопротивлением 150 Ом протекает ток силой 1,5 А. Определите, под каким напряжением работает кипятильник.

4. Самостоятельно по вариантам:

1 вариант.

Найдите напряжение на концах нагревательного элемента электрочайника, если его сопротивление 22 Ом, а сила тока 10 А.

2 вариант.

Определите напряжение на концах провода, если его сопротивление 40 Ом, а сила тока 2 А.

5. Устные задачи (по схемам электрических цепей):

а) Определить по графику сопротивление проводника (рисунок 1, рисунок 2).

 

б) Какой проводник обладает большим сопротивлением? (рисунок 3).

6. Составьте задачу по предложенной схеме и объясните решение. (рисунки 4-6).

  

Четвертый этап урока. Подведение итогов и рефлексия.

Учитель. Вспомним, что мы сегодня узнали и чему научились?

Ученики:

- узнали, как сила тока в проводнике зависит от напряжения на концах проводника, от сопротивления проводника;

- узнали, что эта зависимость называется законом Ома для участка цепи;

- учились проводить исследование;

- учились по результатам эксперимента строить графики, делать выводы;

- учились решать задачи на закон Ома,

- работали в группах.

Домашнее задание. Параграф 44, упражнение 19.

А.В. Перышкин Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, Дрофа, 2010.