Предлагаю разработки двух уроков физики, на которых развиваются компетентности учащихся.
Урок "Определение массы и объема тела по плотности вещества" в 7 классе построен на основе структуры урока при компетентностно - ориентированном обучении. (Приложение 1). На уроке можно увидеть постановку учебной цели и определение учебных задач, наличие мотивации на процесс познания и активную познавательную деятельность всех учащихся. Мотивация детей к активной познавательной деятельности осуществляется через показ практической значимости физики для людей различных профессий, в повседневной жизни.
При таком подходе учащиеся не только получают новые знания, но и развивают компетентности: решения проблем, информационные и коммуникативные. У них развиваются способности искать необходимую информацию в разных источниках, переводить ее из одного вида в другой, оценивать, использовать при решении учебных задач, делать выводы, вести диалог, участвовать в обсуждении, оценивать выступления других, проводить самооценку своей работы. На уроке организуется активная познавательная деятельность школьников, где учащиеся сами "добывают" и систематизируют знания, приходя к новому под руководством учителя. Этот урок ориентирован в равной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности школьников.
Весьма успешно задача формирования ключевых компетентностей реализуется во время проведения уроков-исследований, к которым относится урок "Закон Ома для участка цепи" в 8 классе.
Изучение нового материала осуществляется при выполнении проблемного эксперимента, который позволяет установить связи между физическими величинами, характеризующими электрические цепи. Этот этап урока включает в себя постановку проблемы, обсуждение условий и методов ее решения, планирование и проведение эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, выводы и обмен информацией. Исследование проводится по группам. Каждая группа получает индивидуальное задание. Затем группы делают отчет о полученных результатах, коллективно формулируется общий вывод.
Закрепление изученного проводится в процессе решения задач различного вида: текстовых, графических, по схемам. Графики и схемы заготовлены на таблицах. Формирование навыков решения текстовых задач происходит постепенно: сначала учитель на доске показывает образец решения, затем учащиеся по вариантам решают аналогичные задачи.
Урок - исследование позволяет привить учащимся практические умения в сборке электрических цепей, проведении исследований, способствует развитию познавательного интереса.
Урок целиком построен на основе деятельности учащихся, причем разнообразной. В процессе деятельности формируются ключевые компетентности школьников.
Компетентностно-ориентированный урок
В основу урока положена фронтально-групповая работа учащихся с разными источниками информации.
Тема урока: Определение массы и объема тела по плотности вещества
Тип урока: урок изучения нового материала, построенный на информационно-деятельностной основе.
Цели урока:
- образовательные: обеспечить усвоение учащимися способов определения массы и объема тела по плотности вещества;
- развивающие: способствовать развитию у учащихся ключевых компетентностей;
- воспитательные: воспитывать интерес к физике: показать важность физических знаний для решения практических задач повседневной жизни, для людей разных профессий.
Задачи урока:
- Формировать у школьников умения и способности разрешать возникающие проблемы.
- Развивать у школьников умения работать с информацией, вести исследование, делать выводы.
- Формировать у учащихся умения строить межличностные отношения.
- На доске записаны цель и задачи для учащихся:
Цель: научиться определять массу и объем тела по плотности вещества.
Задачи:
- Учиться разрешать возникающие проблемы.
- Учиться работать с различными источниками информации, систематизировать и использовать полученную информацию, делать выводы.
- Учиться слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения и принимать точку зрения других.
Первый этап урока. Мотивация.
Учитель: У многих из вас уже возникал вопрос: зачем мне нужна физика, физические формулы? Сегодня мы узнаем, как можно использовать полученные физические знания для решения практических задач повседневной жизни.
В условиях современного быстро меняющегося мира каждому человеку необходимы особые качества, которые помогут ему найти свое достойное место в обществе. Они необходимы человеку любой профессии: врачу, педагогу, инженеру, сельскохозяйственному работнику, предпринимателю, бизнесмену, высококвалифицированному рабочему.
Далее формулируются учебная цель и задачи..
Второй этап урока. Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации:
Проблема: К наступающему празднику мама поручила вам купить в магазине 3 л меда, 3 л растительного масла и 3 л лимонада. Имеются пакеты, рассчитанные на 2 кг, 3 кг, 4 кг и 5 кг. Пакеты, рассчитанные на какую массу нужно взять для похода в магазин?
Дальнейшая работа организуется по алгоритму:
- Подбираются необходимые источники информации (учебник, справочники, формулы, таблицы...).
- Планируется работа по поиску вариантов решения проблемы.
- Выдвигаются рабочие гипотезы и выбираются оптимальные пути реализации проблемы.
Вопрос учителя: Долго будем делать расчеты? Как ускорить процесс расчетов?
Вывод: нужно работать по группам.
Физкультминутка.
- Проводятся исследования, расчеты.
- Оформляются результаты, делаются выводы.
- Работы защищаются у доски, проводится самооценка.
- Внешняя оценка деятельности творческой группы, анализируются успехи и неудачи как отдельных учеников, так и группы в целом.
Работа проводится в 5 группах.
- 1 группа. Какой пакет нужно взять, чтобы принести домой 3 л лимонада?
- 2 группа. Какой пакет нужно взять, чтобы принести домой 3 л меда?
- 3 группа. Какой пакет нужно взять, чтобы принести домой 3 л растительного масла?
- 4 группа (2 уровень). Выполняет творческое задание № 1. Приложение 2.
- 5 группа (3 уровень). Выполняет творческое задание № 2.Приложение 2.
Третий этап. Подведение итогов и рефлексия.
Учитель: Вспомним то, что мы сегодня делали и что узнали. Для этого ответьте на вопросы.
- Какими источниками информации для получения новых знаний вы пользовались на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему вы научились на уроке?
Домашнее задание. Параграф 22, упр. 8 А.В. Перышкин. Физика. 7 класс. Москва, Дрофа, 2007 г.
Для желающих творческие задания № 3, 4 (Приложение 2).
Урок-исследование
Урок изучения нового материала, построенный на деятельностной основе.
Тема урока: Закон Ома для участка цепи
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование.
Цели урока:
- Обеспечить усвоение нового материала учащимися в процессе активной исследовательской деятельности.
- Способствовать развитию у учащихся ключевых компетентностей
Задачи:
образовательные:
- обеспечить усвоение учащимися закона Ома для участка цепи;
- формировать умения применять полученные знания при решении различных задач, оформлять решения;
развивающие:
- формировать умения разрешать возникающие проблемы.
- развивать умения планировать и проводить эксперимент, анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы, обмениваться информацией;
- развивать познавательный интерес, мышление и память.
воспитательные:
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
- воспитывать навыки работы в группах.
На доске записан проблемный вопрос: "Как сила тока в проводнике зависит от напряжения на концах проводника, от сопротивления проводника?"
Подготовлены таблицы для заполнения, координатные оси для построения графиков.
Оборудование на каждом ученическом столе: источник электропитания, амперметр, вольтметр, резисторы сопротивлениями 6 Ом и 12 Ом, переменный резистор, ключ, соединительные провода, металлический планшет.
Наглядные пособия: рисунки, на которых изображены шкалы физических приборов: амперметров и вольтметров, таблицы с графиками зависимости силы тока от напряжения, таблицы со схемами электрических цепей.
В основу урока положена фронтально-групповая работа учащихся с лабораторным оборудованием.
Идея урока: один сложный опыт делится на несколько простых и каждый предлагается отдельным группам учащихся; полученные результаты и выводы группы докладывают классу, на их основе формулируется общий вывод.
Первый этап урока. Актуализация знаний.
Фронтальная беседа.
- Что называют электрическим током?
- Что называют электрической цепью?
- Какие физические величины характеризуют электрический ток в цепи?
- Что является единицей измерения силы тока? Напряжения?
- Каким прибором измеряют силу тока? Напряжение?
- Определите цену деления измерительных приборов (демонстрируются рисунки).
- Устные задачи (графические):
- Определите по графику сопротивление проводника.
- Определите по графику, какой проводник имеет большее сопротивление?
- Как вы думаете, существует ли связь между силой тока, напряжением и сопротивлением?
Второй этап урока. Изучение нового материала.
1) Постановка проблемы:
Как сила тока в проводнике зависит от напряжения на концах проводника, от сопротивления проводника?
Обсуждаются методы решения проблемы, планируется и проводится эксперимент по группам (в парах).
2) Проведение эксперимента.
- 1 группа. Исследование зависимости силы тока на участке цепи от приложенного напряжения (опыт с сопротивлением 12 Ом).
- 2 группа. Исследование зависимости силы тока на участке цепи от приложенного напряжения (опыт с сопротивлением 6 Ом).
- 3 группа. Исследование зависимости силы тока на участке цепи от сопротивления участка (опыт при напряжении 3 В).
- 4 группа. Исследование зависимости силы тока на участке цепи от сопротивления участка (опыт при напряжении 4 В).
3) Представители от каждой группы заполняют на доске таблицы, строят графики.
Анализируются и обобщаются полученные результаты. По каждой группе формулируются выводы.
4) Полученные результаты обобщаются:
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
Физкульт минутка.
Третий этап урока. Закрепление нового материала.
Решение задач.
1. На доске решает учитель
Электрическая лампочка, нить накала которой имеет сопротивление 55 Ом, включена в сеть с напряжением 220 В. Определите силу тока в лампе.
2. Самостоятельно по вариантам:
1 вариант.
Сопротивление вольтметра 12000 Ом. Определите силу тока, протекающего через вольтметр, если он показывает напряжение 120 В.
2 вариант.
Нагревательный элемент электрического чайника с сопротивлением 30 Ом находится под напряжением 120 В. Определите силу тока, протекающего по спирали.
На доске решает учитель
По спирали кипятильника с сопротивлением 150 Ом протекает ток силой 1,5 А. Определите, под каким напряжением работает кипятильник.
4. Самостоятельно по вариантам:
1 вариант.
Найдите напряжение на концах нагревательного элемента электрочайника, если его сопротивление 22 Ом, а сила тока 10 А.
2 вариант.
Определите напряжение на концах провода, если его сопротивление 40 Ом, а сила тока 2 А.
5. Устные задачи (по схемам электрических цепей):
а) Определить по графику сопротивление проводника (рисунок 1, рисунок 2).
б) Какой проводник обладает большим сопротивлением? (рисунок 3).
6. Составьте задачу по предложенной схеме и объясните решение. (рисунки 4-6).
Четвертый этап урока. Подведение итогов и рефлексия.
Учитель. Вспомним, что мы сегодня узнали и чему научились?
Ученики:
- узнали, как сила тока в проводнике зависит от напряжения на концах проводника, от сопротивления проводника;
- узнали, что эта зависимость называется законом Ома для участка цепи;
- учились проводить исследование;
- учились по результатам эксперимента строить графики, делать выводы;
- учились решать задачи на закон Ома,
- работали в группах.
Домашнее задание. Параграф 44, упражнение 19.
А.В. Перышкин Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, Дрофа, 2010.