Системное взаимодействие с родителями учащихся начальной школы

Разделы: Классное руководство


Сегодня мало использовать традиционные формы работы с семьей. Современная жизнь диктует новые подходы, новые пути к решению проблемы сотрудничества педагогов и родителей:

1) Семья для педагогов не должна выступать лишь как объект воздействия.

2) Семья для ребенка - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. И вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Но, увы, довольно часто воспитание в семье не помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет "рассмотреть" особенности каждого ученика.

Для решения этой проблемы ставлю перед собой следующие задачи, которые решаем совместно с детьми и родителями в течении 4-х лет

(слайд 3) Задачи:

1) Актуализация семейных ценностей (дети значимы для семьи - любимы и принимаемы всегда; родные люди всегда готовы прийти ребенку на помощь, оказать личную поддержку).

2) Создание условий для активного взаимодействия взрослых и детей.

3) Содействие повышению педагогической культуры родителей через организацию интерактивных форм сотрудничества в триаде "учитель - ученик - родитель" во внеурочной деятельности.

4) Выявление и распространение положительного опыта семейных взаимоотношений.

5) Создание ситуации успеха для каждого ребенка.

6) Воспитание в детях чувства уважения к взрослым, самостоятельности и ответственности.

В педагогике в последнее время довольно часто встречается термин "способные дети". Можно определить данное понятие так: каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые   при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные.

(слайды 4-5) Но именно родители способны многое сделать для того, чтобы повысить умственный, творческий потенциал собственного ребенка. Так при поддержке родителей наши учащиеся принимают участие в Международном конкурсе "Русский медвежонок" и молодежном чемпионате "Старт", в школьных и районных конкурсах, независимо от того, может ли ребенок справиться с заданием. Каждый должен попробовать свои силы. Достижения учащихся ежегодно пополняют свои портфолио.

Учителю начальных классов в независимости от того, хочет он или нет, приходится быть классным руководителем. Стаж мой классного руководителя - 20 лет. Та воспитательная работа, которая проводилась на протяжении всех лет, позволила мне сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая соразвитие в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся.

Мною высоко ценится доверие родителей, их стремление общаться с учителем, Стараюсь делать все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений. Формы участия родителей в жизни школы разнообразны и эффективны, они дают возможность осуществлять неформальные связи родителей и учителей, служит средством обратной связи, дает объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи. Неформальные, свободные беседы, не менее ценны и полезны. Здесь формируется контакт "взрослый - взрослый", касающийся каждого участника общения, так необходимый и для самых младших, не всегда замечающих в учителе подобного себе, земного, чуткого, понимающего человека. Приходя в школу, ребенок ожидает увидеть в классе хорошо знакомого взрослого человека, друга.

(Слайд 6)  Первое родительское собрание всегда начинаю со слов: "С этого дня ваши дети стали и моими детьми. Радости и огорчения теперь у нас общие". Такое начало располагает родителей к учителю, указывает на единство наших устремлений. Ну, а дальше профессиональная этика и накопленный опыт помогают мне налаживать отношения полного взаимопонимания. Стараюсь на родительских собраниях говорить о каждом ребенке только хорошее, а если есть какие-то замечания, то о них сообщается индивидуально каждому родителю, и мы вместе решаем, как помочь ребенку их исправить. На родительских собраниях решаем самые актуальные вопросы для классного коллектива, а тематику родительских собраний подбираем в начале года вместе с родителями. ( Например: успеваемость; подготовка домашних заданий; работа на компьютере; как привить любовь к чтению, семейное чтение и др)

Собрания стараюсь вести в форме "круглого стола", деловой игры, групповых и индивидуальных консультаций по определенным вопросам воспитания и обучения, родительские конференции, анкетирование с обоснование ответов, вечера вопросов и ответов. Стараюсь, чтобы ни формы, ни темы собраний не повторялись. Целью работы с родителями является активизация и привлечение родителей в проведении родительских собраний.

На собраниях всегда 100%-ая явка родителей. Если вдруг кто-то не пришел, он обязательно придет или позвонит на другой день и обязательно и поинтересуется ходом собрания.

Среди воспитательных средств, обеспечивающих отношения сотрудничества взрослых и детей на наш взгляд, особое место занимает совместная проектная деятельность.

Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику

За пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность и т.д.

(слайд 7) Работая над проектом "Самая нужная профессия на Земле", родители и дети расширили свои знания о профессиях, ощутили важность и нужность каждой из них, а затем выбрали для защиты свою профессию, подобрав для этого много интересного материала. Свои работы оформили в папки с файлами. Практика показывает, что подобная совместная проектная деятельность детей младшего возраста, классного руководителя и родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки ("Я смог", "У меня получилось") и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.

Наиболее интересной формой работы с семьей являются семейные праздники, т. к. и детям и родителям они очень нравятся.

(слайд 8) Цель праздников: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности.(слайд)

(слайды 9-16) Такие праздники как "Папа, мама, я - спортивная семья", "Неразлучные друзья - взрослые и дети", "День матери", "23 февраля", "8 марта" сплачивают родителей и детей.

Активное участие в праздниках помогает родителям по-новому взглянуть и на своего ребенка, и на сам процесс образования в целом.

Участие помогает им:

  1. Преодолеть авторитаризм и взглянуть на мир с позиции ребенка;
  2. Относиться к ребенку как к равному;
  3. Понять, что недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми: если он что-то сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его личному росту;
  4. Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
  5. Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
  6. Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;
  7. Развивать способности своего ребенка.

(слайд 17) Результаты моей работы:

  • Повысилась активность родителей: на наши праздники в конце года приходят всей семьей: и родители, и бабушки и братья с сестрами.
  • У родителей появилась инициатива в определении содержания наших праздников. Свои праздники мы строим с учетом пожеланий, предложенных родителями.
  • У детей сформировалось понимание ценности семьи, ее значимости в жизни ребенка.
  • Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости.
  • Реализация творческого потенциала детей (и родителей тоже!)
  • Овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса.
  • Повышение активности участия родителей в управлении жизнедеятельностью школы.
  • Развитие социального интеллекта.
  • Динамика личностного роста обучающихся.
  • Формирование социально-активной жизненной позиции учащихся через участие в делах школы, села.

(слайд 18) Свое выступление я хочу закончить свое выступление словами великого педагога Шалвы Амонашвили.

"Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят..."
Шалва Амонашвили

Презентация