Урок математики по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Уметь находить наименьшее и наибольшее начения функции;
  • Закрепить знания учащиеся на решении задач с профессиональной направленностью.
  • Задачи с профессиональной направленностью оставлены с учетом экономии строительных материалов, что развивает чувство бережливости и ответственности.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

1. Оргмомент;

2. Фронтальный опрос учащихся (актуализация прежних знаний)

Презентация (cлайд 2)

 

а) Назовите критические точки функции;

б) Назовите промежутки возрастания и убывания функции;

в) Назовите наибольшее и наименьшее значения функции на [ -4; -1] , [ 0; 3] ;

г) Как найти наибольшее и наименьшее значения функции?

3. Решение задач

(слайд 3)

Задача 1.Найти наибольшее и наименьшее значения функции: f(x) = 2 + 3x2 -x3 на [-2; 2].

Решение:

1) Найдем производную:

f'(x) = 6x - 3x2 = 3x (2 - x)

2) Критические точки:

f'(x) = 0

3x (2 - x) = 0

x = 0 или x = 2

3) Найдем значения функции:

f (0) = 2

f (-2) = 2 + 3(-2)2 - (-2)3 = 2+12+8 = 22

f ( 2 ) = 2 + 3 * 22 - 22  = 2 + 12 - 8 = 6

max f(x) = f(-2) = 22 ; min f(x) = f(0) = 2

[-2; 2] [-2; 2]

Учитель: А теперь посмотрим, как данную тему можно применить в профессии строителя.

Рассмотрим задачу.

Задача 2. Для облицовки пола имеются плитки основного фона и фризовые, причем плиток основного больше. При укладке фризовых плиток в форму прямоугольника, его периметр будет равен 10 м. Каким по размеру должны быть стороны прямоугольника, чтобы имеющимся количеством фризовых ограничить наибольшую поверхность. (слайд 4)

(Рисунок пола выбирают с учетом размера и назначения помещения. Фон пола хорошо окаймляется фризовым рядом, в который укладываются плитки более темных цветов или специальные фризовые плитки)

Решение:

1) Введем обозначения:

АD = x, АВ = = 5 - x

2) SАВСD = АD * АВ

S(x) = x * ( 5 - x) =5x - x2.

3) Найдем производную функции:

S' (x) = 5 - 2x

4) Критические точки:

S' (x) = 0,

5 -2x = 0

x = 2,5.

5) при x =2,5 АВ = 5 - 2,5 = 2,5

Sнаиб. = 2,5 * 2,5 =6,25 (м2).

Ответ. Фризовую плитку экономнее выкладывать в форме квадрата, имеющего сторону 2,5 м.

Задача 3. Для хранения строительных материалов нужно сделать временное хранилище в форме сварного каркаса, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого квадрат, имеется 36м металлического прута. Какую нужно выбрать длину, ширину, высоту каркаса, чтобы под навес уместилось как можно больше строительных материалов? (слайд 5)

Решение:

1). Введем обозначения:

АD = x, АА1 = = 9 - 2x;

2). V(x) = = x2 (9 - 2x) = 9x2 - 2x3;

3). Найдем производную функции:

V' (x) = 18x - 6x2 = 6x(3 -x);

4). Критические точки: V'(x) = 0,

6x (3 - x) = 0

x = 0 или x = 3;

5). АВ = АD = x= 3 (м).

АА1 = 9 - 2 * 3 = 3 (м).

Vнаиб. =3 * 3 * 3 = 27(м3).

Ответ. Каркас должен иметь форму куба со стороной 3 м.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.