Звонкие и глухие парные согласные. Дифференциация звуков [д] и [т]. 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Цели:

  • Закрепить понятие о дифференциации звуков Д и Т, их акустических различиях, обозначении на письме.
  • Развивать фонематический слух, зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитание культуры речи.

Ход урока

I. Организационный момент

Каждый школьник всем на диво
Должен говорить красиво
И тогда язык родной,
Сможет понимать любой

2. Дыхательная гимнастика. Упражнение “Надуй шарик”

(Вдох через нос (животик надулся), выдох через рот (выдох длинный, медленный).

3. Артикуляционная гимнастика

Сказка о веселом язычке

Жил-был веселый язычок в своем домике. Догадайтесь, что это за домик.

В этом домике красные двери,
Рядом с дверями белые звери,
Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот открыт, закрыт).

«Заборчик – калитка» (чередуем)

В домике этом, дружок,
живет веселый язычок,
Ох, и шустрый он мальчишка
И немножко шалунишка
Вот он вышел погулять
На крылечке загорать.

Непоседливый язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке.
(Язык «лопаткой» на нижней губе)

Подул легкий ветерок, Язычок поежился,
Язык «иголочкой»

(язычок убрать, рот открыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь
«дождик» (язычком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

Язычок не скучал дома, потолочек побелил
«маляры»

Устал, зевнул; посмотрел на часы – они тикали: «тик-так», «тик-так»
«часики»

«Пора и мне спать», – подумал Язычок, закрыл за собой двери, свернулся клубком и заснул.

4. Пальчиковая гимнастика

– Братец, принеси дрова!
– Заболела голова!
– Средний, ты наколешь дров?
– Я сегодня нездоров!
– Ну, а ты затопишь печку?
– Ох, болит мое сердечко!
– Ты, меньшой, свари обед!
– У меня силенок нет!
– Что же сделаю все сам,
Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?
– Мы уже здоровы!

5. Работа над развитием фонематического слуха

(Телеграмма)

«Телеграмма» – отстучать столько раз, сколько услышите.

6. Упражнение на выработку правильной воздушной струи: «сдуть снежинку с варежки».

7. Работа над развитием зрительного и пространственного восприятия: внимательно рассмотрите узор, запомните, составьте такой же узор по памяти.

8. Повторение

Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Над дифференциацией звуков Д и Т)
Повторить характеристику каждого звука (д – согл., парн., зв., т – согл., парн., глух.)
Как обозначаются на письме?

9. Объявление новой темы:

– Сегодня мы продолжим работу над этой темой

Задание 1.

Измените слова, добавив приставку до-. Запишите получившиеся слова.

Образец: тащить – дотащить.

Топить-..., тянуть-..., таять-..., держать-..., нести-..., пить-..., бежать-..., есть-..., тронуться-..., стучаться-..., терпеть-...

Задание 2. Закончите слова, добавив слог ду или ту.

...манн, ...май, ...га, ...гой, за...мал, прос.да, по...шил, забу..., зае..., при..., по...шка.

Задание 3. Ответьте на вопросы одним словом, запищите слова-ответы. Подчеркните в них буквы Д и Т.

Вопросы:

  1. Какая бывает погода зимой?
  2. Какая бывает погода летом?
  3. Какие дни бывают летом?
  4. Какие дни бывают зимой?
  5. Как называется инструмент, с помощью которого делают отверстия в стене?

Слова для справок: теплая, холодная, короткие длинные, дрель.

Задание 4. Назовите и запишите:

  • Последний месяц года;
  • Первый месяц весны;
  • Последний месяц лета;
  • Третий день недели;
  • Пятый день недели

Задание 5. Отгадайте загадки, Запишите отгадки. Подчеркните букву Д или Т.

Кругла, а не месяц
Желта, а не масло
Сладка, а не сахар.
С хвостом, а не мышь.

Она идет между сел и полей
А люди все идут по ней
Цветное коромысло,
На небе повисло

Я, шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок-
Остался стебелек

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей

Отгадки: дыня, одуванчик, дорога, радуга, метро.

10. Итог занятия

Отгадайте зашифрованные слова, поставив вместо точки сначала букву Т, а затем Д. Запишите получившиеся слова. Выделите буквы Д-Т.

.очка, . ело, . ом, у. очка