Цели урока:
- Познакомить с новыми буквами и звуком, формировать навык чтения.
- Способствовать развитию мышления, фонематического слуха.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, любовь к природе.
Задачи урока:
- Обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность.
- Формировать навык чтения.
- Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
- Учить сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, аргументировано, обоснованно выражать свои мысли, формулировать определения понятий.
Оборудование: Учебник Н.В.Нечаевой "Азбука", мультимедийная установка, экран, презентация к уроку, фасоль в стаканчиках, картонка 7*7 с тонким слоем пластилина на лицевой стороне, карточки для работы с предложением, рисунок жука для соединения букв в алфавитном порядке.
Приложение.Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня, ребята, у нас на уроке много гостей. Поздороваемся с ними и подарим им свою улыбку и хорошее настроение.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым звуком и буквой его обозначающей (специально не называю, какими конкретно).
2. Актуализация знаний.
"Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?" Представьте себе, что сейчас лето.
Кругом цветы, яркая зелень.
Вот и у нас на полянке распустились ромашки, да непростые. Слайд 2.
Назовите буквы, которые в них спрятались (о, а, ы, у, и, м, г, р, б, й, д).
На какие 2 группы их можно разделить? (гласные и согласные, те, которые могут быть заглавными и строчными, и те, которые могут быть только строчными).
Какие звуки называются гласными? Назовите гласные, которые спрятались в ромашках.
Какие звуки называются согласными? Перечислите их.
Какая из данных букв обозначает только мягкий согласный звук? (й)
Придумайте слова с данными буквами. Молодцы.
3. Введение в новую тему. Слайд 3.
Но кроме яркой зелени, цветов лето - это многообразие звуков. Давайте прислушаемся к летним звукам. Песенки, каких насекомых мы услышали?
Спойте любимую песню жука (ж-ж-ж-ж-ж). Молодцы!
А теперь отгадаем загадки и отыщем в словах-отгадках звук, который пропел нам жук.
По городу дождик гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует, оно задрожит. (Лужа) Слайд 4.
А где в этом слове стоит звук, который звучал в песенке жука?
Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (Журавль)
А где в этом слове стоит звук [ж]? (в начале слова)
Ребята, что-то я не пойму. Назвали одно слово, а появились две картинки?
Что мы видим на первом рисунке? (птицу). Что видим на втором рисунке? (колодец). Почему же его называют журавль? Верно, ребята. Бывает так, что названия одушевлённых предметов, часто переносят на неодушевлённые за их сходство.
Чёрен, да не ворон,
Рогат - да не бык,
Шесть ног - да без копыт. (Жук)
Где стоит звук [ж]?
4. Физминутка
А теперь все дружно стали!
Я буду называть слова, а вы, если в слове есть звук [ж] приседаете, а если нет, то стоите ровно. Итак, начнём:
кошка, чемодан, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, жираф, лиса.
5. Характеристика звука.
Какой звук был во всех словах - отгадках? (звук [ж]). Слайд5.
Определите, какой он: гласный или согласный? Почему?
Приложите руку к шее, скажите долго ж-ж-ж-ж-ж.
Что делает ваш голосок, спит или звенит? Значит, какой это звук: звонкий или глухой?
Назовите среди слов - отгадок слово, которое состоит из 3 звуков (жук) Слайд 6.
Выполним его звуковой анализ.
- Первый звук [ж]- согл., тв. Обозначим, синим цветом
- Второй звук [у] - гл. Обозначим, красным цветом.
- Третий звук [к] -согл., тв. Обозначим, синим цветом.
В этом слове 3 звука ,1 слог. Ударение ставить не будем, так как, если в слове один гласный, значит, он будет ударным.
Ребята, звук [ж] в нашем слове твёрдый. А кто сможет придумать слова, где бы этот звук был мягким, мне это не удалось, может кому-то из вас удастся? Смогли придумать? Какой же вывод можем сделать?
Вывод: звук [ж] - всегда твёрдый.
6. Ввод буквы Жж.
Для обозначения звука [ж] есть специальная буква. Слайд 7.
Ребята, посмотрите, кто нам её принёс? Почему? ( Буква очень похожа на жука)
Поэт Виктор Лунин, тоже увидел в этой букве жука и написал стихи. Давайте прочитаем.
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук
(Читает читающий ученик). Назовите слова, в которых вы увидели букву Ж. А какое слово "чемпион" по количеству этой буквы? (жужжащий)
6. Творческая работа.
Выложите эту букву на пластилине из фасоли.
7. Физминутка для глаз. Слайд 8.
8. Работа с учебником.
Откроем "Азбуку" на 49 странице. Пользуемся линейкой.
- Какие буквы в 1 строке? (печатные)
- Какие буквы во 2 строке? (письменные)
- Какие буквы в левом столбике? (прописные, заглавные)
- Какие буквы в правом? (строчные)
Нашли заглавную печатную букву. Обвели её указательным пальчиком. Нашли маленькую печатную букву и тоже обвели её пальчиком. Взяли простой карандаш. Показали как его надо держать и обводим сначала заглавную, а потом строчную буквы Жж.
Рассмотрите рисунок.
Назовите неодушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? (Жёлудь, лыжи, лужа)
Назовите одушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? (Жираф, жук, жонглёр, ёжик, журавль, жаба)
Работаем со схемами слов.
- Смотрим на 1 схему. Сколько в ней должно быть букв. (3) Какому слову она соответствует? (Жук). На каком месте стоит звук [ж]? (на первом) Впишите букву, обозначающую его в схему.
- Смотрим 2 схему. Сколько в ней букв? (4) Какому слову она соответствует? (Лыжи). На каком месте стоит звук [ж] в этом слове? (на третьем). Впишите букву, обозначающую его.
- Смотрим 3 схему. Сколько в ней букв?(5) Какому слову она соответствует? (Жираф) На каком месте стоит звук[ж]? (на первом). Впишите букву, обозначающую его.
9. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали (раз, два, три),
Ручками похлопали (раз, два, три),
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
10. Чтение слогов. Слайд 9.
Прочитать самостоятельно слоги 1 столбика.
Читают теперь мальчики. Теперь девочки.
жа аж жо ож жу уж жи иж
Ребята, что-то мне непонятно. После ж стоит и. Как надо читать? (мягко). А как прочитали? (твёрдо) Почему? (звук [ж] всегда твёрдый.) Молодцы! Действительно, буква ж такая удивительная, что в любом случае мы будем произносить звук, который она обозначает твёрдо.
2 столбик читает 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.
А теперь прочитаем слоги от тихого к громкому.
11. Чистоговорки. Слайд 10.
А теперь со слогами составим чистоговорки. Начало я придумала, а конец строки вы договорите в рифму. Вы читаете слоги и договариваете слова, а я читаю всё остальное.
Жу-жу-жу - я на веточке :.
Жа-жа-жа - есть иголки у :.
Жи-жи-жи - здесь живут : .
12. Чтение столбиков слов. Слайд 11.
ужи живут ежи живой стрижи жаба
Прочитайте слова 1 столбика. Что общего в них? Найдите "лишнее" слово в этом столбике. Прочитайте слова второго столбика и назовите "лишнее" слово в нём.
13 .Работа над предложением. Слайд12 .
Перед вами лежит конверт. В нём вы найдёте слова и словосочетания. Составьте из них предложение. Работаем в парах.
(В живом уголке) (живут) (ежи) (и) (ужи.).
Прочитайте запись друг другу.
Индивидуальное чтение. Прочитает Арина, Сева, Артём, Андрей.
Почему в начале предложения вы поставили словосочетание В живом уголке (написано с заглавной буквы)
Почему слово ужи поставили в конце? (после него стоит точка).
Сколько слов в этом предложении?(7)
Прочитайте слова, в которых есть звук [ж]. (живом, живут, ежи, ужи)
Скажите, а что такое живой уголок?
Ребята, где лучше жить ежу и ужу в живом уголке или на воле вместе со своей семьёй?
14. Итог. Слайд 13.
- С каким звуком познакомились? Чем он необычен? (всегда твёрдый).
- С какой буквой?
- Кто её соседи по алфавиту?