Среди славных имен прошлого русской науки есть одно особенно нам близкое и дорогое – имя Михаила Васильевича Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов – не просто один из замечательных представителей русской культуры. Еще при жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских современников светом осуществившейся надежды на силу национального гения. Дела его впервые решительным образом опровергли мнение заезжих иностранцев и отечественных скептиков о неохоте и даже неспособности русских к науке. М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем. Всем своим самобытным энциклопедизмом, простиравшимся от поэзии и изобразительного искусства до великих физико-химических открытий, М. В. Ломоносов, как никто другой, доказывал единство всех проявлений человеческого духа, искусства и науки, абстрактной мысли и конкретной техники. “Архангельский мужик”, пришедший из деревенской глуши, навсегда устранил предрассудок о том, что если и можно искать науку и искусство на Руси, то лишь в “высших” классах общества.
19 ноября 2011 года исполнилась знаковая дата не только в России, но и в мире – 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, человека по праву считающегося основоположником отечественной науки, ученого с мировым именем, крупного российского историка, замечательного художника и яркого русского поэта.
Помор по рождению, подлинно русский человек Михайло Ломоносов благодаря своему дарованию и трудам стал великим человеком во многих областях. “Он, лучше сказать, сам был первым русским университетом” – написал о Ломоносове А.С.Пушкин. Ломоносов имел разносторонние научные связи и с ведущими учеными Европы. Без преувеличения можно сказать, что он стал основоположником российской науки, и упорно боролся за ее приоритет в мире.
Благодаря его яркому творчеству в словесной области, его историческим трудам, работам в области физики, химии, горного дела, а также в технике и в искусстве, и, конечно же, в деле образования, всей его многогранной деятельности, всеми своими трудами Ломоносов возвеличивает наше Отечество.
Имя Ломоносова всегда остается гордостью Российской науки и искусства. Бессмертная звезда русской цивилизации М.В.Ломоносов никогда не померкнет. Негасимый свет ученого и поэта уже не зависит от государственных и общественных интриг. Знаковая дата России – доказательство ее приоритета во многих вопросах науки и географии мира. Русский планетарный язык на базе идей Ломоносова уверен в будущем.
Влияние его гения, его труда неизмеримо. Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М. В. Ломоносова. Благодаря непреклонной воле, решительности и необычайной энергии из деревенского мальчика, крестьянина-рыболова, всего лишь в 19 лет начавшего школьную учебу, выросла грандиозная фигура величайшего мыслителя, опередившего на целое столетие своих современников, прокладывавшего новые пути, открывавшего новые горизонты в различных областях точных наук, писателя, общественного деятеля, стойкого и открытого борца за высшие интересы науки и просвещения, не смущавшегося в этой бескорыстной и непреклонной борьбе ни дружбой, ни “приятством, никакими побочными соображениями” (акад. В. Стеклов).
Неслыханная война, борьба за самое наше существование потребовали еще большей мобилизации нашей науки – физики, химии, геологии. Если внимательно посмотреть назад, то станет ясным, что краеугольные камни успехов нашей науки были заложены в прошлом еще М. В. Ломоносовым.
Неиссякаемая энергия М. В. Ломоносова, его необычайная жизненная активность, непримиримость в принципиальном, высокое сознание своего долга и ответственности перед Родиной и сейчас служат нам образцом.
Вот почему М. В. Ломоносов – живой образ славного культурного прошлого.
Цели:
Образовательные:
– формирование представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
Развивающие:
– развитие речи, умения анализировать, делать выводы;
– развитие психических качеств ребенка: интеллект, мышление, память,
внимание.
Воспитательные:
– воспитание интереса к исследовательской деятельности;
– воспитание товарищеских отношений, активной личности, навыков культурного
общения.
– осуществление профилактики утомления через выбор разнообразных форм работы,
– эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и кроссворды,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.
II. Определение темы и целей урока.
– Кто такой Ломоносов? Что вы знаете об этом человеке?На доске эпиграф:
– “Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова” Так сказал о Ломоносове Б.Шергин.Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…
Сегодня вы узнаете, почему М.Ломоносова называют “звездою первой величины” и почему именно он стал первым русским академиком. Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова “Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна …” Задумайтесь над этими строками, а в конце урока скажите, как вы их понимаете.
Трудно найти в нашей стране человека, который хотя бы в общих чертах не знал бы биографии Ломоносова, не знал бы, что он сын крестьянина-рыбака, выходец из самых низов народа, благодаря своим способностям, стремлению к знаниям, несгибаемой воле и энергии достиг вершин науки и обогатил многие из ее областей своими трудами.
Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в биографию Ломоносова, увидим, как Ломоносов любил Родину, свой народ, как он стремился к знаниям. А также мы побываем на собрании научного общества, на котором выступят наши школьные академики, изучившие наследие М.В.Ломоносова и желающие показать его вклад в различные отрасли науки.
III. Объяснение новой темы.
– Имя Ломоносова знают во всем мире. Уже при жизни его научные работы были признаны европейскими учеными как выдающиеся. Но путь в науку у Ломоносова был долог и труден. Давайте проследим, как крестьянский сын стал первым русским академиком. Работать мы будем по плану – он записан на доске:- Детство Ломоносова.
- Путь в науку.
- Ломоносов – ученый.
- Выступления “школьных академиков”.
– Ребята, вы дома читали текст “Детство М. Ломоносова”. Давайте вспомним, что интересного вы узнали из этого рассказа (кратко пересказывают текст).
– Молодцы! Постарайтесь теперь ответить на мои вопросы:
– Что закалило характер Ломоносова?
– Что интересовало любознательного мальчика?
– Какие книги он называл “вратами учености”?
– Какая у него была неодолимая страсть?
– Каков был путь Ломоносова в науку? Об этом нам расскажут наши
ребята.
(Подготовленные ученики рассказывают, используя презентации 1–2.)
– Ребята, ответьте мне на мои вопросы:
– Какое решение принимает Ломоносов?
– В какую академию он поступает в Москве?
– Какому языку здесь обучали?
– Какие трудности возникли у Ломоносова?
– Где продолжил учебу талантливый юноша?
– Мы подошли к следующему пункту плана: “Ломоносов – ученый”. Слово предоставляем нашим ребятам. Они то нам и расскажут об этом замечательном ученом.
(Подготовленные ученики рассказывают, используя презентации 2–1.)
– Постараемся ответить на один мой вопрос:
– В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?
– Давайте выясним, кто же для нас Ломоносов? Давайте приоткроем дверь академии наук и послушаем, о чем говорят ученые?
(Сильные учащиеся вместе с родителями самостоятельно готовили информацию о вкладе Ломоносова в различные отрасли науки.)
– Чем прославил М.В.Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки?
На доске схема-таблица с "лучиками" – направления научных исследований ученого, в центре которой – портрет М.В.Ломоносова.
– У А.С.Пушкина эта мысль записана так: “Историк, Механик, Химик, Художник, Стихотворец, Ритор – он все испытал и все проник”. Заслуги ученого в каждой из перечисленных наук были настолько велики, что Пушкин все слова записал с большой буквы. Этим он показал свое уважение к великому ученому России, который думал о процветании Родины.
IV. Закрепление. Игра “Самый умный”.
– Мы с вами сказали, М.В.Ломоносов заново открыл секрет изготовления цветных стекол для мозаичных картин. Для этого провел большую исследовательскую работу. Он выполнил 40 мозаичных картин. Среди них есть портрет Петра Первого. Это знак уважения к великому правителю. Сейчас вы тоже выложите мозаичную картину, но при этом будете отвечать и на вопросы по теме нашего урока. Если вы правильно ответите на вопросы, то мы полюбуемся интересными картинами, рассказывающими о жизни великого ученого.
(Задаю вопросы, учащиеся выкладывают мозаичные картины.)
В результате этой работы ученики выкладывают несколько картин: “Ломоносов проводит химические опыты в лаборатории”, “Ломоносов-астроном”, “Карта полярных областей России, составленная Ломоносовым”, “Первые учебные книги Ломоносова”.
1. Где родился Ломоносов?
2. Как назывались его первые учебники?
3. В какую Академию он поступил в Москве?
4. Какому языку здесь обучали?
5. Где продолжил учебу талантливый юноша?
6. Какое научное звание он получил в Петербургской Академии?
7. В какой науке он открыл очень важный закон?
8. На какой планете он открыл атмосферу?
9. Что было открыто по его предложению в 1755 году?
V. Рефлексия.
– Какое открытие ты сделал на этом уроке?– Что для вас было самым интересным?
– О чем захотелось еще узнать?
– Какую бы оценку вы поставили себе за урок?
VI. Итог. Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы его понимаете?
Теперь давайте посмотрим на выставку, где собраны книги, в которых можно найти информацию о Ломоносове.
– Я хочу показать вам памятники, которые поставлены Ломоносову в разных городах нашей страны.Место священное русской науки,
Камень надгробный, на нем – ЛОМОНОСОВ.
Славное имя России и Мира,
Великий потомок воинственных Россов.Он к знаниям путь проложил для народа,
Он в бездну Вселенной бесстрашно проник,
Корпускулы малой увидел движенье
И к русскому слову с любовью проник!Он наша надежда в годину ненастья.
Склоняясь пред камнем могильным главой,
Мы гордую душу свою наполняем
Могучею силой, великой мечтой!Место священное русской науки,
Камень надгробный, на нем – ЛОМОНОСОВ.
Славное имя Россия и Мира,
Великий потомок воинственных Россов!
VII. Домашнее задание.
Прочитать c. 101–104, ответить на вопросы.
Вместе с родителями приготовить сообщение о М.В.Ломоносове; составить кроссворд
о М.В.Ломоносове; приготовить вопросы по теме.
Презентация 1. Ломоносовская неделя. 2-й класс.
Презентация 2. Михаил Васильевич Ломоносов.
Презентация 3 Бахваловой Екатерины.
2-й класс.
Презентация 4 Дубровиной Татьяны. 2-й
класс.
Презентация 5. Презентация к уроку во 2-м классе
– рис. 1.
Презентация 6. Презентация о Ломоносове.