Цель:
- показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи.
Задачи:
- Вовлечь обучаемых и их родителей в исследовательскую работу по изучению семейных корней;
- Формировать гражданские чувства детей через заинтересованность историей своей семьи;
- Развивать толерантность, ответственное отношение к общему делу, устную и письменную речь.
Предварительная подготовка:
- Составление учениками генеалогического дерева своей семьи.
- Оформление фотовыставки “Загляни в семейный альбом”.
- Заучивание стихотворений
- Репетиция песен
Мероприятие подготовила: Медведева Надежда Николаевна учитель истории, русского языка и литературы I квалификационной категории.
Музыкальный ряд: музыкальные заставки, песня “Родительский дом” (в
исполнении Л.Лещенко), песня Э. Пьехи “Семейный альбом”, песня “Дом родной”.
Техническое оборудование: музыкальный центр.
Ход мероприятия
Звучит песня “Родительский дом” (в исполнении Л.Лещенко).
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Этот урок мы посвятим Родине, дому и семье. Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.
– Почему мы Россию зовем отечеством? (Ответы детей.)
Ведущий: Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон века отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в этой стране мы родились, говорим на родном языке, и все здесь для нас родное.
Выступление учащихся:
Ученица: Чтение стихотворения “Что мы Родиной зовем?” В. Степанова.
Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
В. Степанов
Ученик: Чтение стихотворения “РОССИЯ…” В. Гудимова.
Нет края на свете красивей,РОССИЯ, РОССИЯ, РОССИЯ
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережем мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
В. Гудимов
Ученица: Чтение стихотворения “Родная земля” Г. Ладонщикова.
РОДНАЯ ЗЕМЛЯ
Холмы, перелески,
Луга и поля –
Родная, зеленая
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей –
Частица великой
Отчизны моей.
Г. Ладонщиков
Ведущий: Мама, мамочка… Сколько тепла таит это слово! Материнская любовь способна греть нас всегда, потому что дети – самое дорогое для матери. Мама – первый учитель и друг, она всегда поймет, утешит, поможет.
– Почему Россию мы можем назвать матерью?
Ведущий: А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; пока маленькие, как мать она защищает нас от врагов… А когда вырастите – сами будите защищать ее.
Чтение стихотворения:
Жура-жура-журавель!
Облетел ты сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
П. Воронько
Ведущий: Сколько людей жило и трудилось на этой благодатной земле, растили своих детей, создавали домашний уют. И тех людей, которые сегодня живут, продолжая свой род.
Ведущий: Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. Этому есть много свидетельств. Вспомним народные сказки, пословицы и поговорки… в них говорится о семье.
Конкурс: на доске в 1 столбце записаны начала пословиц, а во 2 столбце – их концовки. Ваша задача: найди к началу – конец.
В гостях хорошо … а дома лучше.
Не красна изба углами… а красна пирогами.
Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.
Каково на дому … таково и самому.
Дом вести … не бородой трясти.
Не нужен клад… когда в семье лад.
Ведущий: Сто лет назад население России быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… представьте себе дом на селе начала двадцатого века: бабушки, дедушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг друга помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит… Такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших от соседских забияк. Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу.
Конкурс: А теперь прослушайте загадку про одну семью. Попробуйте посчитать, сколько в ней народу.
Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
Ведущий: Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками – кровью: бабушки, дедушки, дяди и тети… Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни.
Конкурс: “Вопрос – ответ”. Попробуйте ответить не мне, а сами себе, только честно, откровенно.
– Кто-то из ваших родственников живет далеко. Пишете ли вы им письма, шлете
ли поздравительные открытки?
– Вспомните случай, когда вы сумели помочь кому-то из близких и этим доставили
ему и себе радость?
– Традиционно новая семья берет фамилию мужа. Чью фамилию носите вы: мамину или
папину? Если папину, то какую девичью фамилию носила ваша мама?
– Знаете ли вы, откуда родом ваши родители? А бабушка с дедушкой?
– Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? В честь кого вас назвали?
Ведущий: Имен на свете миллион. У всех людей есть имена. “Личные имена” – это имена, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе. Настоящее имя человека закреплено традициями христианской церкви. К числу их относятся православные имена, взятые из церковного календаря, где имена канонизированных святых перечислены по месяцам и дням их празднования. Крестное имя давалось при крещении. На Руси существовал обычай давать имена детям в честь деда ли бабки. С течением времени канонические имена постепенно вытесняли в быту неканонические (мирские). На Руси мирское имя выполняло функцию основного имени, поэтому было более известно, чем крестное имя.
Конкурс: “Ромашка”.
Напишите в центре цветка свое полное имя, а на лепестках – все формы вашего имени, т.е. так, как вас называют родители, бабушки, друзья.
– Сравним цветки. Как вы думаете, почему у ромашек оказалось разное количество лепестков?
Чтение стихотворения:
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Товий, Муций, Свен, Орест.
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
– Назовем посовременней –
Гелий, Атом, Космодром.
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.
Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Юрий Благов.
“В защиту детей”.
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
С.Я.Маршак
Ведущий: – Нравятся ли вам ваши имена? Если у вас в классе тезки? Знаете ли вы значение своего имени?
(Зачитываются значения имен учащихся.)
– Знаете ли вы отчества ваших бабушек и дедушек? А свое отчество вы знаете? Как человеку дается отчество?
Конкурс: Отыщите однокоренные лова к лову Отчество (отчий, отечество, отец).
Ведущий: Родина берет начало с отчего дома. Отчий значит “отцовский”. Это слово того же корня, что и отчество, отечество – “земля наших отцов”. Осознание нашими далекими предками неразрывной связи каждого человека с его родиной, отчизной отразилось в его языке.
Ведущий: Отчество образуется от имени отца, указывает на происхождение и родственные связи данного лица. Обращаясь к человеку по имени отчеству мы высказываем ему особое уважение и почитание. Фамилии человека появились совсем недавно. Фамилиями называются наследуемые официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определенной семье. “Фамилия” в переводе с латыни означает “семья”.
Конкурс: Попробуйте догадаться, как образовались ваши фамилии.
Звучит песня в исполнении учащихся.
“Дом родной” (Гоман А. и Алехно Р.)
Нас разделяют снова холода,
Не можем друг без друга мы согреться.
Но расстоянье – это не беда,
Все потому что родом мы из детства.
Я непременно вновь к тебе вернусь,
Услышу ранним утром птичий гомон.
И в этот миг от счастья вдруг проснусь
И не поверю, что опять я дома.
Припев:
Дом родной, знакомый с детства
Городок, что у реки.
Дом родной, где любят сердцем
Всем разлукам вопреки.
Дом родной в краю чудесном
Был и есть в моей судьбе.
Дом родной, знакомый с детства,
Все пути ведут к тебе.
Мне без тебя сегодня нелегко,
И нет уже давно в душе покоя.
Мы друг от друга слишком далеко,
А, кажется, всего подать рукою.
Я знаю, что мы встретимся опять,
Я вновь пройдусь по улицам знакомым.
Как много есть о чем мне рассказать
Трем яблоням, посаженным у дома.
Припев:
Дом родной, знакомый с детства
Городок, что у реки.
Дом родной, где любят сердцем
Всем разлукам вопреки.
Дом родной в краю чудесном
Был и есть в моей судьбе.
Дом родной, знакомый с детства,
Все пути ведут к тебе.
Слова Сергей Сашин
Музыка Ким Брейтбург
Ведущий: Сейчас мы с вами познакомимся с генеалогическим древом. Ведущий: Генеалогия в переводе с греческого означает “родословная”. Родословная, или, как говорили раньше, родословие, – это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них. Графически изображение генеалогических данных может быть представлено в виде таблиц или схем. Одной из самых распространенных форм было генеалогическое дерево, или дерево жизни. В нем соединялись в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода. Основатель рода помещается обычно внизу, подобно корню; на стволе – его прямые потомки, а на ветвях более дальние родственники. (Смотрим древо жизни семьи.)
Ведущий: если запись поколений начать с себя, то себя надо считать первым поколением, своих мать и отца – вторым, родителей каждого их них, т.е. своих бабушек и дедушек, – третьим, прапрабабушек и прапрадедушек – четвертым и т.д. такая родословная называется смешанной восходящей. Смешанной потому, что в ней записываются и мужчины и женщины.
Ведущий: Составление своей родословной лучше начать со смешанной восходящей родословной. Памяти живых членов рода, т.е. не надо пока искать документы, сведения. Кто-то скажет: “Подумаешь, исторический документ! Наша семья самая обыкновенная, ничем не знаменитая, таких миллионы!” Нет одинаковых цветов, нет одинаковых отпечатков пальцев, так и нет одинаковых семей.
Ведущий: После составления родословной, можно приступать к сбору сведений о каждом, кто в этой таблице обозначен. Для этого нужно обратиться с вопросами к старшим членам вашей семьи и отдельно по каждому человеку собрать и записать воспоминания и указать такие сведения: ФИО (у женщин – девичью фамилию указать), Число, месяц, год рождения, число, месяц, год смерти(для тех, кого нет в живых), ФИО матери, отца, крестного отца, крестной матери, места жительства, где воспитывался, учился, какое образование получил, место работы, службы, участие в воинах, сражениях, награды. Большое значение могут сыграть старые фотографии, на которых есть надписи. Все это можно собрать и оформить в папку. (Смотрим папу с воспоминаниями и сведениями семьи Медведевых.)
Ведущий: Сделаем вывод. У кого в классе самое большое родовое древо? Почему такие схемы называются “Родословным древом”? Нужно ли знать свою родословную?
Ведущий: История семьи дает не только представление о течении времени, но и позволяет познакомиться с историческими источниками (вещами, документами, фотографиями, дневниками и т.д. ), которые помогут восстановить историю семьи.
Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают сегодня с вчера, с позавчера. Вот она – наша история, наша судьба в фотографиях, в именах, в любимых лицах. В каждой семье есть семейные альбомы.
Храни семейные альбомы,
Слуг верных памяти своей!
Благодаря им в нашем доме –
Тревожный отблеск наших дней
Со снимков бледных, пожелтевших
Глядят на нас с тобой в упор
Глаза родных, давно умерших,
Но не забытых до сих пор.
Ведущий: В моей семье бережно хранятся фотографии, а еще – письма с фронта.
Песня Э. Пьехи “Семейный альбом”.
Ах, чего только не было с нами –
Первый шаг, первый класс, первый вальс.
Все, чего не расскажешь словами,
Фотографии скажут про нас.
Сколько всякого мы позабыли,
Сколько снова забудем потом.
Чтобы вспомнить, какими мы были,
Загляните семейный альбом.
Годы быстрые катятся с горки,
И вернуть их наверх не дано.
Позади у нас, как в поговорке,
Было много мостов сожжено.
Все нам дорого – каждая малость,
Каждый миг в отдаленье любом.
Чтобы все это не потерялось,
Сохраните семейный альбом.
И летят за страницей страницы –
Наших дней верстовые столбы,
И в домашнем альбоме хранится
Фотокопия нашей судьбы.
Сколько раз она нас разлучала,
То улыбку дарила мельком.
Чтобы жизнь повторилась сначала,
Загляните в семейный альбом.
Задание на дом: составьте свою родословную, по тем сведениям, которые вам известны, и вы узнаете какова глубина вашей родовой памяти?
Ведущий: Хоть мы и живем с вами в разных семьях, но мы дружим. Дружим в школе, дружим в квартире, дружим всегда и везде в целом мире!
Родина моя!
Что будет и что было – все я пополам
С тобой разделю.
Вовсе не за то, что ты меня любила,
Просто потому,
Что я тебя люблю!
Литература:
- Троцкий, Ю.Л. Имя и родословная (Эпизоды истории Отечества): учеб пособие / худож. Молодин Е.В. – М.: изд-во гимназии “Открытый мир”, 1995.
- Саплина, Е.В., Саплин, А. И. Введение в историю. 3 кл.: книга для учителя. – М.: Дрофа, 1997.
- Зима, Д., Зима, Н. Тайна имени. Диагностика кармы имени. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
- Стихи о Родине http://cbs– angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/stihotvoreniya/stihi_o_rodine.html
- Долгих, Г.В. Классный час-праздник “Семейные традиции. Праздники”. М.: Классный руководитель, 2001, № 2, с.118–128.