Пояснительная записка.
В 90-е годы XX века в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере у многих граждан страны духовных ценностей. Стала заметна постепенная утрата нашим обществом патриотического сознания. В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием младших школьников понимается постепенная и постоянная работа по созданию у учащихся чувства гордости за свою Родину и свой народ.
Невозможно любить свою Родину, гордиться ею, не имея представления о символах государства, их истории, не зная традиций своего народа, его героев.
Необходимость патриотического воспитания, важность формирования уважительного отношения к традициям и святыням Родины понимались всегда, поэтому работа в этом направлении актуальна и педагогически целесообразна.
Программа по дополнительному образованию детей “С чего начинается Родина – это цикл занятий познавательной и игровой направленности, разделенный на четыре темы-блока.
Первая тема предусматривает изучение государственных символов Российской Федерации, их славной истории, значения. Ребенок учится уважать герб станы, флаг, гимн, в том числе и знакомясь с регламентом их использования.
Подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому рассказы “о доблести, о подвигах, о славе” всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, что также влияет на укрепление чувства гордости за свою страну. Вторая и третья темы предусматривают знакомство с героическими и знаменательными страницами истории нашего государства.
Патриотизм не только в глубоком осознании своей неразрывности с историей Отечества, но и в нераздельной сопричастности с его природой, культурой и народными традициями. Знакомство в четвертой теме с традиционными символами России, обычаями и играми, изучение произведений народного творчества и направлений прикладного искусства также способствует формированию у учащихся чувства гордости своей страной, ее умельцами.
Цель: Создать условия для формирования у учащихся устойчивого интереса к истории и традициям Российского государства через вовлечение их в познавательную, исследовательскую, игровую деятельность.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- Познакомить учащихся с современными государственными символами РФ, основными правилами их использования;
- Познакомить учащихся с героическими и знаменательными страницами истории нашего государства;
- Познакомить учащихся с традиционными символами России, особенностями русской кухни, произведениями народного творчества и направлениями прикладного искусства;
- Организовать исследовательскую деятельность учащихся;
- Создать условия для приобретения учащимися опыта публичных выступлений;
- Привлечь для проведения занятий специалистов Центра народного творчества;
- Организовать экскурсионное посещение краеведческого музея, военно-патриотического клуба “Демянск”.
Программа рассчитана на детей 9–11 лет.
Срок реализации программы 1 год (34 часа), 1 час в неделю.
Формами подведения итогов реализации образовательной программы являются:
- конференции;
- викторины;
- конкурсы;
- фотоотчеты и др.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся к концу обучения должны:
- Знать государственные символы РФ, их описание;
- Иметь представление об истории создания государственных символов РФ, их значении;
- Знать ключевые военные и знаменательные события истории России;
- Иметь представления о календарных праздниках и народных играх, произведениях народного творчества и направлениях прикладного искусства;
- Знать основы ведения исследовательской деятельности;
- Добровольно участвовать в конкурсах краеведческой, патриотической направленности;
- Добровольно участвовать в мероприятиях гражданско-патриотической направленности.
Учебно-тематический план.
№ | содержание занятий | кол-во часов | разное | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Государственные символы Российской Федерации. | 7 | 5 | 2 |
3. | Героические страницы истории государства. | 9 | 7 | 2 |
4. | Имена России, знаменательные события. | 7 | 6 | 1 |
5. | Вечные символы России. | 10 | 7 | 3 |
Итого: | 34 | 26 | 8 |
Содержание программы.
1) Вводное занятие.
Организационные вопросы работы объединения. Цели деятельности, формы проведения занятий и подведения итогов.
2) Государственные символы Российской Федерации.
Что такое герб. Зачем нужны гербы. Основные моменты истории российского герба. Как используется Государственный герб России.
Что такое флаг, разновидности флагов. Основные моменты истории российского государственного флага. Как используется российский государственный флаг.
Что такое гимн. Основные моменты истории российского государственного гимна. Как используется российский государственный гимн.
3) Героические страницы истории государства.
Русский народ и его истоки, славянские корни.
Русские богатыри.
Понятие о днях воинской славы России. Ледовое побоище.
Куликовская битва.
Бородинское сражение.
Великая Отечественная война. Оборона Брестской крепости.
Ленинградская блокада.
Сталинградская битва. Победа.
Военная история родного края.
4) Имена России, знаменательные события.
Понятие исторической личности. Крещение Руси.
Александр Невский – имя России.
4 ноября – день согласия и единства. Освободительное движение под началом Минина и Пожарского.
А.С. Пушкин – “солнце русской поэзии”.
Петр I: “окно в Европу”, флот, Санкт-Петербург.
Первые во Вселенной. Космические победы (первый полет, первый выход в открытый космос, женщины в космосе).
5) Вечные символы России.
Мал золотник, да дорог. Народная мудрость в пословицах и поговорках.
Русский лес – кладовая солнца. Деревья, ягоды, цветы – красота и богатство.
Голубые глаза Родины. Водные богатства России (Волга, Ока, Лена, Байкал, Селигер и др.).
Хлеб – всему голова.
Понятие о традиционных народных промыслах России.
Календарные праздники, народные игры (святки, масленица).
Методическое обеспечение.
При изучении темы “Государственные символы Российской Федерации” необходимо использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции, эскизы. В качестве наглядного пособия могут использоваться три DVD диска с записью документального фильма-трилогии “Государственные символы России”, являющихся приложением к одноименному изданию под редакцией Г.В. Велинбахова. Целесообразно привлекать детей к частично поисковой деятельности и изготовлению электронных презентаций с информацией о государственных символах, организовывать их публичные выступления.
Изучая героические страницы истории государства, теоретические занятия логично перемежать с занятиями-встречами с ветеранами, детьми войны, людьми, ведущими деятельность по увековечиванию памяти павших. На усвоение материала темы положительно будут влиять очные и заочные (интерактивные) экскурсии в музеи. Практическая деятельность ребят может заключаться в иллюстрировании, подготовке сообщений, составлении викторин.
Мероприятия, направленные на воспитание у школьников уважительного и благородного отношения к своей Родине, не должны иметь назойливого “менторского” характера. Содержание многих тем “Имена России, знаменательные события”, “Вечные символы России” хорошо подходят под игровую форму проведения занятия. Изучение отдельных тем целесообразно проводить в форме праздников, конкурсов, посиделок. Для проведения некоторых занятий можно воспользоваться услугами специалистов и базой Центра народного творчества.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- групповые занятия;
- индивидуальная работа;
- праздники;
- конкурсы;
- викторины и др.
Материально-техническое оснащение.
- учебный кабинет;
- мультимедийное оборудование, экран;
- аудиоаппаратура;
- иллюстрации Государственных символов РФ.
Литература.
- Велинбахов Г.В., Калашников Г.В., Шендрик А.Н. “Государственные символы России”, СПб.: Специальная литература, 2010 год.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. “Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия”, Москва.: “Вако”, 2006 год.
- Серов Б.Н. “Поурочные разработки по курсу “Государственная символика” Гимн. Герб. Флаг”, Москва.: “Вако”, 2005 год.
- “Патриотическое воспитание. Система работы. Конспекты уроков. Разработки занятий”, Волгоград.: “Учитель”, 2006 год
- Михайлова М.А. “Народные праздники, игры и развлечения”, Ярославль.: Академия развития, 2005 год.