Сценарий урока по теме "Куликовская битва". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Класс: 6 класс

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, средства SMART BOARD, учебник: Пчелов История России с древнейших времен и до конца XVIII века- М: ООО "ТИД "Русское слово"- 2006, Мультимедийное приложение к учебнику Т.В. Черниковой- Дрофа,2006.

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт: операционная среда "Windows XP", редактор PowerPoint.

Задачи занятия

  • Обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва":
  • Продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника.
  • Продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков
  • Получить дополнительной информации по теме "Куликовская битва".
  • Воспитание интереса и уважения к истории России.

Карта урока

Комментарий хода урока Время
(мин)
№ слайда Развитие личностных качеств и Психологических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
Организационный момент 1   Внимание  
Переход к изучению нового материала

Эвристическая беседа.

1.Подумайте, почему изменилась политика Московского князя по отношению к Орде?

Рассказ учителя о взаимоотношениях Орды и Литвы, о сражениях на реках Пьяне и Воже.

Как вы понимаете мысль: "Победа русских войск на реке Воже ставила под сомнение возможность Орды сохранить власть над Русью?"

8 1-2 Внимание

Память

 
Изучение нового материала.

Задание на урок:

1.Была ли победа на Куликовском поле внезапным успехом?

2.В чем значение этой победы?

Эвристическая беседа.

Работа с историческим документом.

Какой подвиг совершил Сергий Радонежский?

Чем продиктовано решение князя Дмитрия перейти Дон?

В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского при расстановки войск на поле Куликовом?

С какой целью князь Дмитрий Донской обменялся доспехами с Бренком?

На основании рассказа и фрагмента "Сказания о Мамаевом побоище" сделайте вывод о причинах победы русских войнов на Куликовом поле.

В чем итоги этой победы?

28 3-14 Внимание

Память

Организованность

Самостоятельность

Аргументированность

Точность речи

Активность

Коммуникативная культура

Культура эмоций

Аналитичность

Закрепление.

1.Была ли победа на Куликовском поле внезапным успехом?

2.В чем значение этой победы?

5 15-16 Внимание

Память

Точность речи

Коммуникативная культура

Культура эмоций

Домашнее задание

Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось, а что нет?

3 17 Память

Внимание

Рефлексивность

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

На прошлом уроке мы с вами говорили о возвышении Москвы и о политике московских князей по отношению к другим княжествам и Золотой Орде. Сегодня на уроке мы познакомимся с событиями, предшествовавшими битве русского воинства с монголо-татарами на Куликовском поле, рассмотрим само сражение и те последствия, которые оно имело. Ваша конечная задача будет состоять в том, чтобы на основании документа и приведенного материала ответить на следующие вопросы:

  1. Была ли победа на Куликовском поле внезапным успехом?
  2. В чем значение этой победы?

II. Переход к изучению нового материала.

Учитель говорит о приходе к власти князя Дмитрия Ивановича, о митрополите Алексия и его роли в укреплении власти московского князя. Он акцентирует внимание на укреплении военной мощи Москвы, воплощением которой стала белокаменная крепость (слайд №1), на первые военные союзы против Орды.

Учитель так же обращает внимание на то, что в Золотой Орде произошли существенные изменения: междоусобная борьба Чингисидов, политическая нестабильность (великая замятня). Но Орда все же представляла для Руси грозную опасность. Но князь Дмитрий Иванович решил помериться силами с врагом.

Как подтверждение решимости вступить в борьбу с Ордой, в 1376 году состоялся поход Дмитрия Боброка в земли волжских булгар, признавших власть Москвы.(слайд №2).

В 1377 году - воинство Москвы и Нижнего Новгорода потерпело сокрушительное поражение на реке Пьяне. (слайд №2)

А в 1378 году русское войско берет реванш в битве на реке Воже. (Слайд № 2).

Как вы понимаете мысль: "Победа русских войск на реке Воже ставила под сомнение возможность Орды сохранить власть над Русью?"

Данная победа поставила под сомнение возможность сохранить власть над Русью.

Под знамена московского князя встали князья Ростова, Ярославля, Мурома, Белоозера и других городов, братья Ягайло- православные Андрей и Дмитрий.

Мамаю удалось заключить союз с Ягайло и рязанским князем Олегом.

  • Почему изменилась политика Московского князя по отношению к Орде?

Ответы учащихся:

  • в Орде начинается период феодальной раздробленности;
  • Дмитрию Ивановичу удалось создать союз русских княжеств против Орды;
  • военная мощь монголо- татар была поставлена под сомнение победой на реке Воже.

III. Изучение нового материала.

Тема сегодняшнего урока "Куликовская битва" (слайд №3,4). Мы должны с Вами рассмотреть основные события данного сражения и ответить на следующее вопросы:

1. Была ли победа на Куликовском поле внезапным успехом?

2. В чем значение этой победы?

Мамай готовил новый поход на Русь, он задумал его как повторение Батыева нашествия. Желая получить формальный повод для начала военных действий, Мамай потребовал от русских дань значительно большую, чем обычно. Союзником Мамая стал литовский князь Ягайло. (слайд № 5). На стороне Мамая, как уже говорилось, ранее выступил рязанский князь Олег, правда он предупредил Дмитрия Ивановича о готовившимся походе ордынцев.

По летописному преданию, перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь. Сергий Радонежский благословил войска на битву и послал в бой двух монахов- богатырей (Пересвета и Ослябю). (слайд № 6)

  • Какой подвиг совершил Сергий Радонежский?

Собирались русские силы около города Коломны и отсюда 20 августа двинулись к Дону, навстречу врагу в Дикое поле, а не ждать подхода татар на левом берегу Оки или за стенами Московской крепости.

Работа с картой (слайд № 7)

  • Назовите территории, через которые прошли объединенные русские полки.
  • Подумайте, почему Дмитрий Иванович избрал именно этот маршрут? Как это связано с надеждами Мамая на помощь союзников?

Работа с частью I документа.

Из "Сказания о Мамаевом побоище".

I.

Дмитрий и Андрей Ольгердовичи прибыли быстро на Дон, и застали великого князя Дмитрия Ивановича Московского еще на этой стороне Дона, на месте под названием Березуй, и тут на соединились. Князь же великий начал советоваться с братом своим и с новонареченною братьею, с литовскими князьями: "Здесь ли останемся или переправимся через Дон?" И сказали ему Ольгердовичи: "Если хочешь крепкого войска, то вели переправиться через Дон, и да не будет ни у кого ни единого помышления об отступлении. А о великой силе татар не думай, потому что не в силе Бог, а в правде".

Чем продиктовано решение князя Дмитрия перейти Дон?

Для битвы было выбрано поле Куликово. Существует несколько версий почему поле называется именно так.

1.От названия птиц куликов.

2. От "кулижков" - некоем весьма удаленном месте ("у черта на куличках"). Д.Лихачев.

3. По Далю "кулиги" - это "ровное место, чистое и безлесое".

4. По "Словарю русского языка XI-XVII веков" - "участок земли на берегу реки (в излучине, по плесу), используемый как сенокосное угодье".

Работа с картой Куликовского поля (слайд № 8).

В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского при расстановки войск на поле Куликовом?

Работа с часть II документа.

II.

Укрепив полки, он снова пришел под свое черное знамя, и сошел с коня, и сел на иного коня, и снял с себя царскую одежду, и надел другую. Своего же коня дает Михаилу Андреевичу Бренку и ту одежду возложил на него, потому что он любил Бренка чрезвычайно, и то черное знамя велел своему оруженосцу возить над ним. И под знаменем Бренк и убит был за великого князя.

С какой целью князь Дмитрий Иванович обменялся доспехами с Бренком?

Просмотр анимации "Куликовская битва".

Какова была расстановка сил на Куликовской поле?

Передовой полк, Большой полк и Засадный полк.

Каковы основные события Куликовской битвы.

Ответы учащихся сопровождаются слайдами.

Битва началась с поединка Пересвета и Челубея (слайд 10)

Гибель Бренка (слайд №11)

Ожесточенный бой на поле Куликовом. (слайд № 12)

Наступление засадного полка (слайд № 13).

Работа с частью III, IV документа.

III.

И сошлись грозно оба великих войска, крепко сражались, Жестоко друг друга уничтожали, не только от оружия, но и то великой тесноты под конскими ногами умирали, потому что нельзя было вместиться на том поле Куликовом: место то между Доном и Мечею было тесным. И третий, и четвертый, и пятый, и шестой час крепко. Неослабно бьются христиане с погаными татарами.

Когда же настал седьмой час дня, божьим попущением, наших грехов, начали поганые одолевать. Многие сыны русские погибли. Самого великого князя тяжело ранили и сбили с коня. Многажды подсекали знамена великого князя, но не истребили их божьей милостью, еще больше они укрепились.

Пришел восьмой час дня, южный ветер потянул позади нас. И закричал Волынец громким голосом: " Князь Владимир, наше время приспело и час подходящий пришел!" Единомысленные же друзья выехали из дубравы зеленой на великую силу татарскую и начали поганых татар немилостиво убивать. И обратились поганые в бегство и побежали. Сыны же русские гнались и убивали их.

Стоял князь великий за Доном на костях восемь дней, пока не отделили христиан от нечистивых. Христианские тела в землю закопали, а нечистивых тела бросили зверям и птицам на расхищение. Погибло у нас всей дружины двести пятьдесят тысяч и три тысячи, а осталось у нас дружины пятьдесят тысяч.

На основании "Сказания" сделайте выводы о причинах победы русских воинов на поле Куликовом.

IV. "Мамаево побоище еще не прекратило бедствий Росси, но доказало возрождение сил ее и в несомнительной связи действий с причинами отдаленными служило основанием успехов Иоанна III, коему судьба назначила совершить дело предков, менее счастливых, но равно великих". (Карамзин Н.М.)

Каковы были важнейшие итоги Куликовской битвы?

Закрепление

  • Была ли победа на Куликовском поле внезапным успехом?
  • В чем заключалось историческое значение Куликовской битвы? (слайд №14)

Восемь дней не уходило с Куликово поле русское войско. Хоронили мертвых. Подбирали раненых.

В 1380 году 6 ноября Дмитрий Донской в память о Куликовской битве, в память всех погибших на поле брани установил день поминовения- Дмитриева суббота (великомученик Дмитрий Солунский- небесный покровитель Дмитрия Донского)

В июне 1913 года на Красном холме (предполагаемое место ставки Мамая) был заложен храм в честь Сергия Радонежского по проекту А.В. Щусева. (слайд №15).

В настоящее время на Красном холме установлен высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись "Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство". (слайд № 16)

Рефлексия.

  • Ответьте письменно:
  • Что нового узнали на уроке?
  • Что понравилось, а что нет?

Звучит песня Жанны Бичевской "Куликово поле".

Домашнее задание: (слайд №17)

Приложение.