Урок развития речи по теме "Игрушки". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: развитие связной монологической речи

Задачи урока:

- продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;

- формировать творческую активность учащихся;

- формировать фонематический слух;

- содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

- развивать наблюдательность;

- развивать и обогащать речь учащихся;

- способствовать развитию эмоциональной сферы.

Оборудование урока:

- коробка с игрушками;

- письмо (карта-маршрут);

- книги, посвящённые игрушкам.

Урок начинаем с приветствия, дети садятся в кружок, а учитель передаёт мягкую игрушку одному ученику со словами: "Здравствуй, Миша, я рада тебя видеть!". Далее игрушка передаётся другому ученику со словами приветствия, и так по кругу.

Учитель. Сейчас мы должны будем узнать тему нашего урока, а для этого мы отгадаем загадку:

Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю...

Ученики. Игрушки.

Учитель. Правильно, сегодня мы поговорим об игрушках. Ребята, один добрый волшебник прислал нам целую коробку игрушек, но для того, чтобы её найти, мы должны с вами прочитать письмо, в котором сказано, где нам искать. (Письмо может быть составлено с учётом того, какие грамматические формы нужно повторить. На этом примере хорошо повторить предлоги: "Где находится коробка с игрушками?" На столе, под столом, за шкафом, в шкафу и т.д. Это может быть карта, по которой нужно пройти целый маршрут, чтобы найти игрушки).

Заветная коробка с игрушками найдена, и учитель, прежде чем достать игрушку, загадывает загадку (класс можно разделить на команды):

Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу (плюшевый мишка)

Учитель достаёт из коробки плюшевого мишку и задаёт вопросы.

Учитель. Что можно о нём сказать? Какой он? (большой или маленький?). Любимый. Опишите его (плюшевый, неуклюжий, косолапый, коричневый, красивый). Каким словом его можно назвать, чтобы показать, что он маленький? (Мишенька, Мишутка. Медвежонок)

Учитель.

Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки, боится кошки.

Ученики. Мышка.

Учитель. (Достаёт из коробки игрушечную мышку). Мышка - маленький зверёк. Опишите мышку. Какая она? Это разные животные, и называю я их тоже по-разному, вслушайтесь в эти слова: мишка - мышка.

Ученики. М-ии-и-шка. М-ыы-шка. (При произнесении этих слов интонационно подчёркивается разница в звучании Ы и И.)

Учитель. Вот какие интересные по звучанию слова нам встретились. А теперь

Послушайте рассказ Мишки-топтыжки о том, как он шёл в гости:

Я по лесу шёл и ромашку (нашёл). Дальше я в лес (пошёл) и в чащу леса (зашёл). К дереву (подошёл), вокруг него (обошёл) и там сладкий мёд (нашёл). По тропинке до избушки (дошёл) и в гости к мышке (пришёл).

Ученики отвечают на вопросы и называют слова, похожие на слово "шёл".

Учитель.

Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые. (Кукла)

Опишите куклу, какое у неё платье (красивое, нарядное, лёгкое, праздничное), какого цвета, какое имя мы ей придумаем? А кто знает, как куклу можно ласково назвать?

Ученики. Куколка.

Учитель. Мы с вами говорили о кукле, описывали её. А теперь давайте проговорим скороговорку. У кого лучше получится?

Испекла Иришка
Куклам по коврижке.
Нравятся коврижки
Гришке и Маришке.

Учитель.

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета.

Ученики. Заяц.

Учитель. (достаёт из коробки зайку). Ребята, опишите зайку. Какого цвета он летом, а какого - зимой? Как ещё можно описать зайца?

Ученики. Заяц - трусливый, боязливый, нерешительный, пугливый.

Учитель. В каких сказках вы встречали зайца?

Учитель.

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)

Опишите её, какая она? В каких сказках встречается лиса?

Сейчас мы будем учиться рассказывать об игрушках. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его.

- Это (лиса). Она - рыжая , пушистая, мягкая.

- У лисы - длинный хвост, зелёные глаза.

- Лиса умеет - бегать, ловить, заметать хвостом следы.

- Мне нравится лиса, потому что...

Учитель. Но в коробке, которую нам прислал волшебник, есть ещё игрушки.

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день.

Ученики. Юла.

Учитель.

Когда апрель берёт своё.
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через неё,
А она - через меня.

Ученики. Скакалка.

Учитель.

Он забавный и смешной
Вместе скачет он со мной
Ловко прыгает как зайчик
Полосатый, круглый...

Ученики. Мячик.

Учитель.

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Ученики. Матрёшка.

Учитель.

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них - сломаю
Всё сначала начинаю.

Ученики. Кубики.

Учитель.

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине!
Кот кататься не привык -
Опрокинул....

Ученики. Грузовик.

Учитель. Давайте внимательно рассмотрим игрушку. Какая она? Что есть у машины? Что делает грузовая машина? Чем нравится вам эта игрушка?

А теперь учимся рассказывать об игрушках. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его.

- Это... (грузовая машина). Она... (большая, красивая, синего цвета). У машины есть... (кузов, кабина, колёса). Грузовая машина перевозит ...(грузы).

- Она мне нравится, потому что ... (в ней можно возить кубики, кирпичики).

Учитель.

Хозяина знает,
С ним везде гуляет.
Чужих в дом не пускает.

Ученики. Собака.

Учитель. (достаёт из коробки игрушечную собачку) Опишите её. Какая она? Как мы её назовём? А что обычно собачки любят? (Бегать, прыгать, лаять, любят полежать на коврике или на подушке). Какие мультфильмы или фильмы вы знаете про собак?

Учитель. Ребята, посмотрите, как много игрушек мы с вами достали из волшебной коробки, сколько интересного о них узнали.

А если бы мы с вами начали придумывать об игрушках сказку, то какой она могла бы быть?

Ученики. Любимой, интересной, весёлой, смешной, страшной, маленькой, большой.

Учитель. А теперь мы проверим, кто самый внимательный. (Учитель бросает мяч ученику, а ученик возвращает мяч учителю и при этом называет названия игрушек, о которых говорили на уроке).

Учитель. Нам пришло письмо от злой волшебницы, в котором говорится, что игрушки нужно ломать, игрушки нельзя убирать на место, нельзя делиться игрушками с друзьями, игрушки нужно пачкать. Вы с этим согланы?

Ученики. Нет.

Учитель. А как мы с вами правильно скажем? (ученики исправляют письмо).

В качестве домашнего задания предлагается составление рассказа о своей любимой игрушке, можно выучить наизусть одно из стихотворений об игрушках (Г.Бойко "Кукла", "Медвежатки", И.Плакида "Игрушки",О.Кригер "На прогулку", З.Медведева "Матрёшки").